Калужский автокластер в кризис

Калужская область в 2015 году заняла второе место среди российских регионов в рейтинге инвестиционной привлекательности. Противоречие заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона опирается на успехи развития автокластера. Но в 2015 году именно автокластер области сильно пострадал от кризиса.

img274Автомобилестроительный кластер Калужской области представляют более 30 предприятий, они производят
около 30% общего объёма промышленной продукции региона и 12% всех автомобилей РФ. Вслед за кризисом в отрасли, показатели работы автокластера также упали.
Так, в июле 2015 года первый заместитель Губернатора Калужской области Алексей Лаптев сообщил, что доходность автопроизводства сократилась на 50%, и охарактеризовал состояние кластера как «стабильно плохое».
Но ближе к концу года риторика сменилась, власти региона начали говорить о том, что критические времена для калужского автомобильного кластера прошли, в 2016 году ситуация в автомобильной отрасли стабилизируется, а в 2017 году начнётся рост. Это в целом соответствует оценкам многих экспертов. «Упаднические» настроения, характерные для экспертной среды большую часть года, ближе к декабрю несколько неожиданно изменились на более оптимистичные. Хотя вроде бы нет объективных предпосылок в виде восстановления макроэкономических показателей. Возможно, оптимизм базируется на том, что «хуже некуда» и «авторынок достиг дна» и показатели авторынка в 2016 году, в сравнении с 2015-м, будут в любом случае выше. Хорошо, если будет так.
В случае с Калужским автокластером хорошие ожидания подтверждаются восстановлением автопроизводства после весеннелетних простоев. 1 сентября полностью восстановил производство автозавод «ПСМА Рус» в Калуге, завершив четырехмесячные каникулы. Производство моделей Citroen C4 Седан и Peugeot 408 планировалось восстановить в середине лета, но работники начали возвращаться на конвейер лишь с 17 августа.
Нужно, впрочем, отметить, что кризис всё же нанёс «ПСМА Рус» чувствительный удар — в 2016 году в Калуге на заводе «ПСМА Рус» прекратят сборку внедорожника Mitsubishi Pajero Sport на российском заводе в Калуге, и теперь машину будут поставлять из Таиланда. Официальная версия более мягкая, чем крушение рынка, — как заявил глава российского представительства Mitsubishi Наоя Такаи: «Временно мы не будем производить Pajero Sport в Калуге. Машина совершенно новая с технической точки зрения, мы хотим для начала протестировать ее на разных рынках, понять интерес к ней, если она покажет себя хорошо, мы планируем наладить производство и в Калуге». В то же время, ПСМА обещает сохранить в 2016 году показатели производства единственной оставшейся в производстве модели Mitsubishi — Outlander.
1 октября запустил полный цикл производства завод Volvo, не работавший восемь месяцев. Работники завода находились с февраля 2015 года в отпуске с сохранением окладов. Пока завод работает в одну смену. Глава группы предприятий Volvo в России Питер Андерссон заявил о восстановлении интереса
покупателей к грузовикам калужского производства.
Volvo планирует вернуть позиции на рынке тяжёлых коммерческих машин. Отчасти, видимо, за счёт экспорта — гендиректор Volvo Group в России Питер Андерссон также отметил, что кабины, которые начали выпускать 1 октября, будут предназначены на экспорт.
Может быть, и в расчёте на активизацию проекта ЧМ по футболу-2018. Как показывает прошлый опыт, производство грузовиков в России развивается от одного большого проекта к другому, есть большие объёмы строительства — есть рост на рынке, нет таких объёмов — нет и роста.

Один из факторов выживания Калужского автокластера — поддержка властей. В сегодняшних условиях такая поддержка может быть критически значимой.

Ситуация в секторе большегрузов осложняется тем, что грузовики весом от 12 тонн начали облагаться дополнительными поборами в виде знаменитой системы «Платон».
Автовладельцы платят деньги за пользование федеральными трассами при сохранении всех других пошлин. Содержать дорогие иностранные грузовики в таких условиях слишком дорого и этот большой сегмент рынка для иностранных производителей будет закрыт.
Да и для новых отечественных тоже, продажи того же КамАЗ падают. Поэтому большие проекты почти единственный способ продержаться на рынке до стабилизации. Существенное достижение в условиях кризиса — запуск на базе калужского завода автоконцерна Volkswagen новой линии по производству двигателей. Значение этого события переоценить трудно, по сути, это едва ли не единственный факт того самого «импортозамещения», к которому все стремятся. Неудивительно, что в церемонии открытия нового предприятия приняли участие премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, генеральный директор «Фольксваген Групп Рус» Маркус Озегович, временно исполняющий обязанности губернатора Калужской области Анатолий Артамонов.
Согласно производственному плану, новый завод будет выпускать 600 двигателей в день, годовой выпуск — 150 тысяч моторов в год. На первых порах двигатели будут устанавливаться на Skoda Rapid и Volkswagen Polo, затем будут выпускаться агрегаты для Skoda Octavia, Skoda Yeti и для Volkswagen Jetta собираемые на автозаводе в Нижнем Новгороде. Калужские двигатели для легковых автомобилей объёмом 1,6 литра мощностью 90 и 110 лошадиных сил будут замещать двигатели немецкого производства мощностью 85 и 105 лошадиных сил.
В 2016 году Volkswagen, в дополнение к моделям Polo, Tiguan и Skoda Rapid начнёт сборку нового Polo Allstar с 1,6-литровым мотором российской сборки.

Динамика инвестиций в основной капитал Калужской области, млрд руб.

Калужский завод Volkswagen может начать поставки автомобилей из России в страны дальнего зарубежья, об этом говорил руководитель российского представительства концерна Маркус Озегович: «В компании думают об экспорте, но это не так просто: есть глобальные экспортные потоки, соглашения, логистические затраты, налоговые и таможенные нюансы разных стран… Россия должна проработать для того, чтобы мы
могли извлечь выгоду из текущей курсовой разницы», — пояснял М. Озегович.
Из автокомпонентных предприятий Калужского автокластера стоит отметить шинный завод Continental, который в условиях кризиса отпраздновал выпуск 3-миллионной шины. Это произошло всего через два года после официального открытия предприятия, то есть фактически завод ещё не работал в благоприятных экономических условиях. В 2015 году калужский Continental объём производства удвоил. По этому поводу генеральный директор «Континентал Калуга» Георгий Ротов заметил: «Результаты, которых мы достигли, стали возможны только благодаря опыту, профессионализму и вовлеченности команды завода, которая насчитывает уже более 950 человек. Нам удалось увеличить объемы производства и вдвое расширить продуктовую линейку, отвечая запросам потребителей. В 2016 году мы планируем продолжить развитие продуктового портфолио и добавить еще около 100 артикулов».
Шинному производству, пережить тяжёлые времена легче, так как завод не замыкается на российском рынке, а занимается реализацией продукции на внешних рынках. Российские шины Continental продаются в 15 стран, среди которых Украина, Белоруссия, скандинавские страны, Германия, Франция, Бельгия, Испания, Великобритания, Италия, Португалия, Польша и Турция.
Ещё один резидент Калужского автокластера — китайская компания «Фуяо Стекло Рус», тоже ориентируется на внешние рынки. Руководитель компании Ши Цзюнь заявил: «Кризис 2014 года стал для нас неожиданностью, но мы продолжаем верить в то, что рынок выправится». До тех пор, пока российский рынок не выправился, Fuyao Glass Industry Group планирует экспортировать более 60% продукции. «Мы планируем экспортировать свою продукцию в другие страны, уже начали это делать в Бельгию, Германию, Францию, Испанию», — отметил Ши Цзюнь сентябре 2015 года.
Один из факторов выживания Калужского автокластера — поддержка властей. В сегодняшних условиях такая поддержка может быть критически значимой. Поддержка оказывается в форме специального инвестиционного контракта на период внедрения новых моделей в производство, чтобы не терять льгот, положенных зарубежным автопроизводителям в России.

Динамика продаж VW в РФ, тыс. ед.
Первый заместитель губернатора Калужской области Алексей Лаптев так поясняет смысл спецконтракта: «Если даже завод достиг высокой локализации, то со временем ему приходится обновлять модельный ряд, а
его поставщикам компонентов необходимо время на перенастройку своих производств. Специнвестконтракт позволяет автозаводу на переходный период начать сборку новой модели из заграничных комплектующих, не теряя льгот». Если специальный контракт не будет заключен, то по условиям соглашения о ВТО, срок действия льгот прекратится, соответственно, прекратится работа по углублению локализации, что противоречит и целям автокластера региона и автомобильной промышленности РФ в целом.

Добавить комментарий