На «Русал» приходится порядка 7% мирового производства алюминия и 7% глинозема. По итогам 2015 года компания произвела 3,603 миллиона тонн алюминия. В мировой алюминиевой промышленности не лучшая ситуация, что заставляет «Русал» уделять большее внимание проектам на внутреннем рынке.
Глобальный алюминиевый рынок испытывает трудности с 2008 года. Мировой финансовый кризис привёл к спаду потребительской активности и промышленного производства, обрушился и спрос на алюминий, цена за тонну алюминия упала с $3200 до $1200, довольно быстро объём хранящегося на складах алюминия вырос с 1 до 5 млн тонн. Алюминий биржевой товар, кризис же привёл к тому, что алюминий стал для биржевых спекулянтов финансовым инструментом с гарантированной доходностью из-за дешёвого финансирования и потому что будущая цена на металл будет выше текущей.
Биржевая торговля алюминием с 2008 по 2014 год выросла на 3300%, а реальный спрос на 40%. Лондонская биржа, основная в торговле алюминием, провела реформу для ограничения аппетитов финансовых спекулянтов и установила новые правила загрузки и отгрузки металла со складов.
Но это, конечно, не выправило ситуацию в производстве алюминия: компании приступили к оптимизации, сокращая избыточные в условиях кризиса мощности. «Русал» был в числе пострадавших от кризиса. Его стратегией стало усиление работы на внутреннем рынке, при этом производственные мощности «Русала» превосходят ёмкость российского рынка в три раза, но недостаточно перерабатывающих мощностей.
Это ограничивает возможности компании и заставляет развивать перерабатывающее производство и — организовывать серийное производство, например, автокомпонентов, то есть создавать рынок потребления алюминия. В этом направлении 2015 году на «Русале» говорили о том, что имеют стратегические наработки по каждому сегменту рынка и смогут создать промышленную базу по переработке и потреблению алюминия. Такие предприятия должны будут созданы в течение 2015–2017 гг. План поставок был таков: 800 тысяч тонн алюминия на 2015 г., 900 тыс. тонн в 2016 году и 2 млн тонн в 2020 году. Но из-за кризиса на авторынке РФ освоение производства автокомпонентов происходит не так оптимистично, как планировалось.
Как пример — совместный проект «Русала» и израильской компании Omen по производству литых автокомпонентов на базе Волховского алюминиевого завода, который был отложен из-за проблем в автомобильной промышленности.
«Русал» и израильская автокомпонентная компания Omen High Pressure Die Casting подписали в 2014 году акционерное соглашение о создании СП Volkh OR по производству автокомпонентов на промплощадке Волховского алюминиевого завода. Предполагались совместные инвестиции в 20,6 млн долларов с 2014 по 2016 год. Мощность предприятия должна была составить порядка 5 тыс. тонн автокомпонентов в год. СП Русала и Omen должно было поставлять автокомпоненты для северо-западного автосборочного кластера.
Но «Русал» продолжил попытки закрепиться на внутреннем рынке, в частности, за счёт роста производства фольги и материалов. Для «Русала» производство всех видов алюминиевой фольги для отраслей промышленности — ключевая вертикаль потребления алюминия, и компания наращивает инвестиции в эту отрасль, и объёмы производства.
Так, в 2015 году на 38% увеличили выпуск фольги для потребителей России и ближнего зарубежья на предприятии «Саянал», входящем в структуру «Русала». В апреле «Русал» объявил о том, что планирует начать выпуск фольги, востребованной в производстве высокотехнологичных аккумуляторов и радиаторов охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Опытные образцы фольги уже тестируются. Фольга предназначена для высокотехнологичных литий-ионных аккумуляторов, выпускаемых на саратовском заводе. Ранее такую фольгу на завод импортировали из Германии. Тем временем, на Хакасский алюминиевый завод «Русала» в марте поступило оборудование литейного комплекса Properzi, с помощью которого производство сплавов увеличено c 82 тысяч до 202 тысяч тонн в год. Это литейный комплекс непрерывного горизонтального литья производительностью 120 тыс. тонн металла в год в виде десятикилограммовых брусков сплавов. Основной потребитель — автомобильная промышленность. В ХАЗ «Русал» инвестирует порядка 16 млн долларов, запуск производства намечен на третий квартал 2016 года.
Кризис на мировом рынке алюминия может положительно повлиять на автомобильную отрасль в России, если «Русал» сможет сформировать отечественную производственную базу для нужд автопрома, тем самым избавив его от импортной зависимости. Пока мировая алюминиевая промышленность этому способствует, стоимость алюминия на Лондонской бирже очень низкая. При этом Китай, который составляет половину рынка алюминия, не сокращает производство.Алюминиевые профили и алюминиевый лист китайского производства насыщают мировой рынок и удерживают цены на низком уровне.
Тем не менее, есть факторы, которые позволяют утверждать, что кризис на алюминиевом рынке конечен. Во-первых, Китай всё активнее стремится избавится от статуса «мировой фабрики» и изменить экспортно-ориентированный промышленный характер своей экономики на более высокотехнологичный и внутренне-ориентированный. Курс на развитие внутреннего рынка и ликвидацию устаревших «грязных» промышленных предприятий провозглашён госсоветом КНР в 2013 году и Китай упорно движется по этому курсу. Во-вторых, потребность в алюминии на мировом рынке всётаки растёт, на 5–7% в год и имеет тенденции к увеличению.