Когда «фальшивый» означает «полезный»

Диагностика ТНДВ дизельных двигателей новыми методами

В дизелях многие неисправности имеют не электронную, а механическую природу, когда нарушаются законы гидравлики, по которым работает система Common Rail. Диагностировать их только с помощью электроники невероятно тяжело, особенно неопытным диагностам. Свои рекомендации по проведению диагностики дал тренер академии по диагностическому оборудованию Delphi Technologies Станислав Светозаров.

Недавно на линию нашей технической поддержки обратился один из диагностов с просьбой помочь ему разобраться с проблемой дизельного двигателя с системой COMMON RAIL. На автомобиле Audi А3 с 2-х литровым двигателем 2010 года был заменён топливный фильтр. После этого появился код ошибки Р0087 «Низкое давление в топливной системе». Диагност предположил, что проблема была вызвана установленным ранее неоригинальным топливным фильтром, который не выполнял свою работу правильно. Вода из топливного бака стала поступать в насос высокого давления, который начал разрушаться и тем самым потерял способность создавать высокое давление, хотя на холостом ходу и низких оборотах никаких проблем с двигателем не было.

Прежде всего — это визуальная проверка компонентов на наличие ржавчины. Кроме разрушения насоса высокого давления по причине недостаточной смазки, частицы коррозии могут заблокировать ход иглы или соленоида форсунки, а также повредить тонкую фильтрующую сеточку регуляторов давления. Другая возможность проверить наличие коррозии на внутренних компонентах системы — снять регуляторы давления и проинспектировать их визуально. На данном авто применяется система BOSCH CP 4.1 с двойным управлением.

Один регулятор давления находится на насосе, второй на линии сброса топлива в «обратку» на рампе. Именно второй клапан должен отвечать за создание высокого давления на высоких оборотах и регулируется сигналом широтноимпульсной модуляции с блока управления двигателя. Регулятор на насосе крепится на два винта и его удобно демонтировать.

Как правило, в случае проникновения воды в топливо, ржавчина появляется на «носике» этих клапанов или внутри, блокируя защитную сетку и не давая возможности соленоиду двигаться, как положено, под воздействием управляющего сигнала с ЭБУ.

Осмотрите регулятор и его посадочное место. Следы ржавчины могут находиться и там. Нам приходилось наблюдать появление ржавчины в виде тонкого кольца вокруг кончика клапана даже на автомобилях с очень небольшим пробегом. Будьте осторожны при работе с аппаратурой, т.к. легко можно внести загрязнения. И при его установке обратно в рампу проблема автомобиля только усугубится, а её выявление займет еще больше времени. Мы не раз сталкивались с тем, когда у наших партнёров заведомо исправный компонент переставал работать после его обратной установки.

Причина — случайное и незамеченное загрязнение или повреждение в момент монтажа новой детали или её извлечения для осмотра. В нашем случае следов коррозии на регуляторах давления обнаружено не было. Тогда диагност решил проверить насос высокого давления. Насос мог начать разрушаться. Его мельчайшие частицы попадают в рампу и далее к клапану регулятора высокого давления. В результате блокируется шток соленоида. Клапан будет протекать и не удаётся создать высокое давление.

Наличие металлической стружки в системе Common Rail это самый наихудший вариант для клиента, поскольку невозможно выяснить точно, куда попали эти частицы. Все специалисты, вместе с автопроизводителями, рекомендуют сразу менять всю топливную систему, начиная с бака и заканчивая форсунками. Ведь замена ТНВД решит вопрос только временно. Если металлическая стружка, почти невидимая глазом, осталась где-то в трубках системы или в рампе, то она в любой момент может из бака вернуться обратно в ТНВД, и снова повредить новую деталь. Есть альтернативный метод — полная промывка топливной системы, что тоже обходится недёшево.

Однако наличие стружки можно легко проверить с помощью магнита, прислонив его к сетке клапана или к топливу, слитому из топливного фильтра. Но в нашем варианте, после замены фильтра, этот метод уже не работает. Металлические частицы сразу пристанут к магниту или их можно увидеть на его поверхности с помощью увеличительно стекла.

Другой вариант — опустить магнит в бак в самое глубокое место и проверить, есть ли частицы там. В нашем случае стоимость топливной системы в сборе и работа по её замене значительно превышала остаточную стоимость 10-ти летнего авто. Поэтому новость об отсутствии стружки приятно обрадовала владелицу.

Однако неисправности ТНВД могут быть вызваны не только внешними факторами, но и выходом из строя клапанов или компонентов привода. Автомобиль имел довольно внушительный пробег, а предыдущая история ремонтов была неизвестна. В этот момент возник вопрос: как быстро и достоверно проверить производительность насоса с минимальными потерями для клиента? Самый простой ответ — снять ТНВД, отвезти его для диагностики на специализированном стенде.

Однако тут возникли трудности: топливного центра, который мог бы провести диагностику насоса, в городе не было. И хозяйка в удручающем настроении покинула сервисный центр. А ведь этого могло и не произойти, если бы руководство автосервиса не поскупилось бы на недорогие, но очень удобные инструменты, прежде чем давать рекламу по ремонту дизельных систем Common Rail.

Наша глубокая уверенность состоит в том, что диагностический сканер и даже осциллограф не являются приборами, которые гарантируют 100% постановку диагноза для современных дизельных автомобилей. В дизелях многие неисправности имеют не электронную, а механическую природу, когда нарушаются законы гидравлики, по которым работает система Common Rail. Диагностировать их только с помощью электроники невероятно тяжело, особенно неопытным диагностам.

В нашем случае, автосервису не хватало возможности проверить давление насоса прямо на машине. Такой комплект состоит из простого набора «фальшивых» исполнительных механизмов (клапанов) регулировки производительности дизельных ТНВД и электронного манометра с минитопливной рейкой. Недорогие комплекты выпускают многие производители из Азии, однако мы рекомендуем наборы от компании Delphi Technologies, разработчика и производителя дизельных систем.

Такие наборы немногим дороже аналогов, но гораздо качественнее сделаны и не подведут в самый нужный момент. Наборы от Delphi c артикулом YDT410 и YDT840 не ограничиваются только насосами марки Delphi, а покрывают все существующие на рынке типы систем Common Rail от Bosch, VDO/Continental и Denso.

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте посмотрим, в чём особенность данной пары комплектов. Их задача — быстро понять состояние ТНВД без демонтажа насоса с автомобиля и без необходимости использования дорогостоящего стенда для проверки топливной аппаратуры. Идея в том, что мы заменяем штатный регулятор на ТНВД на «фальшивый» из комплекта. Очень часто ТНВД расположен неудобно, к нему сложно добраться и демонтаж занимает много времени. Более того, топливные трубки от насоса до рампы являются деталями разового монтажа и мы не рекомендуем устанавливать их дважды, поскольку возможно внесение грязи при монтаже старых трубок и в дальнейшем они могут трескаться из-за несоблюдения момента затяжки, и герметичность будет нарушена.

«Фальшклапана» имеют точно выверенную форму штатного регулятора давления в таком положении, в каком ТНВД развивает свою максимальную мощность. Регуляторы быстро и легко снимаются, поставить «фальшивку» занимает считанные минуты (соблюдайте чистоту при работах!). И главное — мы не снимаем ТНВД и тестируем его на штатном месте.

Не забудьте, сняв электрический разъём с регулятора, поставить на него обманку. Она также идёт в комплекте Delphi Technologies, чтобы ЭБУ не создал код ошибки. А на некоторых моделях Renault без него даже не включится стартер. Также нужно подключить рейку из 840 комплекта напрямую к насосу высокого давления. Теперь просто прокручиваем двигатель на стартере в течение 5 секунд и проверяем давление на приборе! В этот момент ТНВД развивает максимальное давление для этих условий. Минимальный предел такого давления 1050 бар. Кстати, прибор сам измеряет время теста и фиксирует максимальное давление во время теста.

При проведении данного теста любое давление выше 1050 бар будет говорить о том, что насос находится в порядке и работоспособен. Мы экономим время и деньги клиента на демонтаж и тестирование в сторонней организации. С «фальшклапаном» можно самому прийти к заключению о неисправности ТНВД и заменить его, или же продолжить поиски.

Комплекты Delphi YDT410 и YDT840 исключительно универсальны и удобны тем, что подходят под все варианты существующих в мире систем Common Rail, сделаны очень качественно, окупаются после пяти тестов (если сравнивать со средней стоимостью диагностики насоса на стенде).

В нашем примере с Ауди такой диагностический приём помог бы быстро определить состояние насоса или быстро перейти к следующему тесту, сужая круг поиска, не теряя клиента. Теперь этот автосервис получил урок и активно внедряет технологию Delphi с комплектами YDT410, YDT840. Ведь оценка быстрая оценка гидромеханической части очень полезна. Особенно, если это касается диагностики ТНВД в дизельных автомобилях с Common Rail.

Официальный дистрибьютор диагностического оборудования
Delphi Technologies в России компания «Интерлакен Рус»
www.commonrail.ru, телефон: +7 (495) 771-70-31

Добавить комментарий