Перевозчики на своих собраниях редко говорят о ремонте и обслуживании автомобилей. И почти никогда — о запчастях и расходниках к ним. Однако, побывав на конференции «Управление корпоративным автопарком 2018», мы отметили немало поводов для размышлений операторам вторичного рынка автокомпонентов.
Первая сессия была посвящена вопросам безопасности перевозок. Аварийность легкового транспорта в последние 10 лет довольно стабильно снижалась, количество ДТП сократилось почти вдвое, рассказывает Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности» и заместитель председателя общественного совета при Минтрансе РФ. А вот в коммерческом сегменте в последние 3 года есть тревожная тенденция к увеличению числа ДТП, причём с тяжёлыми последствиями. И всё чаще при разборе аварий инспекторы констатируют, что грузовик или автобус был в плохом техническом состоянии. Что это значит для нас?
Есть повод сфокусироваться на работе со снабженцами автотранспортных предприятий, более активно разъяснять необходимость профилактического ремонта и закупки качественных запчастей. Снова поднимался — но увы, не нашёл отклика — вопрос о поддельных автокомпонентах. «Нужно признать, что в корпоративном сегменте существует проблема закупок контрафакта», — отметил Валерий Рыбак, руководитель по региональному развитию «Total Восток».
По его мнению, корни проблемы лежат в том, как сейчас разделены полномочия между транспортными и закупочными отделами компаний. Уровнем выше — в штабквартирах — эту проблему не рассматривают вовсе, считая слишком мелкой. «Большинство аспектов безопасности являются неявными», — отметила Елена Мешайкина, руководитель отдела корпоративного транспорта JTI Russia. И мы отмечаем для себя: не следует ли подняться с данным вопросом выше уровня отдела снабжения? Похоже, чтобы наконец забыть о подделках, нужно менять всю закупочную политику операторов грузоперевозок. Наибольший интерес у слушателей в первой сессии вызвал доклад Марии Финатовой, юрист-партнёра «Митрофанова и партнёры», посвящённый введению федерального закона №398 в конце этого года. Он накладывает ряд дополнительных ответственностей на корпоративных автовладельцев. Нам же интересно то, что теперь закон требует проводить техобслуживание в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей ТС. Это накладывает некоторые ограничения на поставщиков автокомпонентов. Неясно, например, как это отразится на возможностях продвигать детали естественного износа и расходники с повышенным ресурсом?
Стареем, дичаем и оптимизируемся
Вторая сессия конференции была посвящена вопросам оптимизации и роста эффективности автопарка. Первый докладчик, Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, сразу «обрадовала»: B2B-продажи автомобилей на уровень предкризисного 2013-го года так и не вышли. Соответственно средний возраст автопарка медленно, но верно растёт. Новость в том, что стала увеличиваться доля легковых автомобилей бюджетного ценового сегмента, в первую очередь Lada. «Легковушки» закупаются чаще всего под торговых представителей и курьеров, и раньше компании традиционно выбирали «серединные» иномарки. Новый тренд надо учитывать автосервисным организациям, планируя работу с заказчиками, а также продавцам автотоваров.
Экономия экономией, но от удобств «корпораты» не готовы отказываться. «Мы стремимся уходить от механической коробки передач к автоматической», — рассказал Михаил Шапочка, директор по развитию X5 Retail Group. В вопросе изменения структуры парка не всё однозначно. Обсудив вышеупомянутый 398-й закон, транспортники меж собой решили, что в текущем виде он увеличивает неравенство между «белыми» и «серыми» перевозчиками.
Многие открыто говорили, что будут вынуждены снова переводить сотрудников на «кар-ланс». А это, согласитесь, путь в прошлое — к гаражному ремонту и розничной продаже запчастей. Не все тенденции так же печальны. Например, Татьяна Арабаджи отметила, что старые добрые «перевозки» уходят в прошлое, уступая место «новой транспортной мобильности». Все модальности — легковые и коммерческие автомобили, общественный транспорт, самолёты и поезда — объединяются. В рамках новой парадигмы каждая компания устанавливает своим подразделениям лимиты затрат «на мобильность», и каждый отдел сам решает, какую модальность использовать в том или ином случае. Как следствие, растёт специализация и аутсорсинг. «От легкового транспорта будем избавляться», — поделился намерениями Иван Лукин, руководитель транспортного направления Pony Express. Доходит до того, что ряд операторов каршеринга и такси стали выделять отдельный флот под корпоративных заказчиков.
Забавным опытом поделился Михаил Прусаков, руководитель транспортной сети Tele2: в московском офисе Tele2 внедрили «самокат-шеринг», чтобы сотрудники могли перемещаться по довольно большому зданию быстрее и с удовольствием. Это только начало тренда, и пока он серьёзно на сервисную отрасль не влияет.
Но не пора ли задуматься о том, что и обслуживание транспорта может измениться? Может быть, СТО новой эры должны будут уметь работать с любым транспортом, от велосипеда до летающего такси. А может быть, произойдёт обратное: специализация углубится. А вот сервис «подменных агрегатов» уже играет заметную роль. Элитные СТО, которые раньше давали заказчику на период ремонта целое авто, теперь в некоторых случаях ограничиваются установкой одного узла на то время, пока ремонтируется узел, принадлежащий заказчику.
«Экономия измеряется миллионами рублей»
На прошлогодней конференции докладов от поставщиков компонентов не было. Но мы тогда сделали вывод: «В автокомпонентном и автосервисном секторах есть компании, способные представить интересные доклады». Год спустя «Total Восток» подтвердил нашу правоту. Французский концерн, хорошо известный на рынке производитель смазочных материалов, заявился во второй сессии — той, что была посвящена оптимизации. Читателям «Автоиндустрии.РФ» не надо говорить, что автокомпоненты и расходники — важный элемент оптимизации расходов автопарка. Мало того, его вклад транспортники в целом недооценивают. То же моторное масло: с одной стороны, в общей структуре расходов транспортной компании доля масла ничтожно мала — даже если это элитный дорогой продукт. С другой стороны, закупщики часто не учитывают, что правильный выбор поставщика масла может снизить и расход топлива, и простои транспорта на ремонт и обслуживание, и износ техники. Об этом и говорил руководитель по региональному развитию Total Валерий Рыбак. Два B2B-сервиса Total — смартфонное приложение для планирования техобслуживания TIG6 и лабораторный анализ проб масла ANAC — в совокупности обеспечивают 3–5% экономии затрат на обслуживание. А это уже та величина, которая вызывает интерес в глазах менеджеров из транспортного бизнеса. Затем Валерий перешёл к топливосберегающим решениям, основанным на маловязких маслах и топливных присадках. По данным Total, собираемым уже несколько десятилетий, они обеспечивают до 3–4% экономии на топливе. «Зная, что в автопарке топливо — одна из главных затрат, несравнимая с затратами на масло, в некоторых автопарках экономия измеряется миллионами рублей», — заметил докладчик. Хочется отметить не только удачно подобранную тему, но и формат участия Total в конференции. Точнее, размах: компания приобрела спонсорский пакет, приехала целая команда. Сам доклад был посвящен конкретным продуктам. Надо сказать, многим другим выступлениям не хватало детальности — спикеры лишь «проходили поверху» выбранной темы. Но аудитория каждый раз жаждала деталей. Слушатели задавали докладчикам предельно конкретные вопросы: «какая у вас аварийность», «оплачиваете ли вы за водителей штрафы», «уйдёте ли вы в серую, если закон будет принят» и подобные. Неудивительно, что выступление Валерия Рыбака вызвало оживление и интерес. И практический результат: корреспондент ai заметил, как сразу после завершения сессии топменеджер крупной FMCG-компании подошёл к одному из представителей Total и попросил прислать коммерческое предложение по презентованным услугам и товарам. Налицо моментальный результат от интересной и точно позиционированной презентации.
Мы думаем теперь о конференции следующего, 2019 года.
Тема эффективности и снижения расходов наверняка останется очень актуальной. Что автокомпонентный и автосервисный сектор ещё может предложить транспортникам? Удалённую диагностику и упреждающий ремонт? Ремануфактуринг? Качественные неоригинальные запчасти? И второе: можно выходить, чтобы рассказать о своих хлопотах и проблемах. Ряд приоритетных задач компаний, работающих на вторичном рынке автокомпонентов, завязаны на транспортный вопрос — оперативная доставка заказных запчастей, гарантийный ремонт, оборот тары и core-сырья (отработавших ресурс компонентов). Возможно, после вашего выступления кто-то из аудитории подойдёт и предложит решение, которое вы давно искали.