Объём сделок слияния и поглощения в мировом автобизнесе в 2017 г. вырос на 14,3% и составил $24,4 млрд, при увеличении числа сделок на 7,4% и средней стоимости продаваемых компаний на 7,9% до $274,1 миллиона, по данным компании PwC. Предлагаем вам ознакомиться с крупнейшими сделками с объявленной стоимостью, которые окажут влияние на мировой рынок автокомпонентов.
Причина роста — не массовые банкротства, как можно подумать. Напротив — для мирового бизнеса 2017 г. стал одним из самых удачных, поэтому на финансовом рынке царило настроение «покупай сейчас, завтра станет дороже».
Иллюстрацией тому служит автокомпонентный сектор, в этом году проявивший огромный интерес к приобретению высокотехнологичных стартапов. В результате оборот в данном секторе вырос на 16,5%, а потенциальная выгода приобретателей на 100%. Лишь в Северной Америке оборот, напротив, упал на 35%, несмотря на рост в Канаде. По мнению аналитиков, здесь проявился «эффект Трампа».
Объект сделки Mobileye (Израиль) Покупатель Intel (США) Сумма $15,3 млрд По отдельности участники сделки имеют лишь косвенное отношение к автобизне- су: Intel производит чипы, компоненты беспроводных сетей и решения для облачных вычислений; Mobileye занима- ется машинным зрением и обучением. А вот объединёнными усилиями они способны создавать «мозги» для систем автономного транспорта — а этот рынок, по предсказанию Intel, к 2030 году достигнет $70 млрд. Компания, в которой родился современный процессор, хочет быть самой крупной акулой в этом море. История Mobileye -- наглядное подтверж- дение тому факту, что Израиль стал всемирным инкубатором стартапов. | Объект сделки Harman Industries (США) Покупатель Samsung Electronics (Корея) Сумма $8 млрд В данном случае Samsung воспользовал- ся промахом менеджмента Harman, про- изводителя автомобильных аудиосистем и навигаторов. Акции последней упали на 30% в середине 2016 года на сообще- ниях о резком снижении прибыльности компании. Между тем, аналитики счи- тают, что трудности Harman временные и стоимость акций восстановится. Так что, если Samsung решит избавиться от акций, то уже на этом неплохо зара- ботает. Но это маловероятный поворот: Harman укрепляет позиции Samsung на рынке систем для кокпита, что на 100% отвечает новой стратегии корейского гиганта. | Объект сделки KUKA (Германия) Покупатель Midea Group (Китай) Сумма $3,9 млрд Обе стороны, кажется, очень рады сделке. KUKA является технологическим лидером отрасли, но испытывает труд- ности в ценовой борьбе с японскими конкурентами. Немцы получают доступ к недорогим трудовым ресурсам и круп- нейшему в мире рынку роботов. Midea, крупнейшему китайскому производителю промышленных роботов, нужны техноло- гии — опять же, чтобы достойно сопер- ничать с восточными соседями. Для мирового автопрома новость означает, что высокотехнологичные качественные роботы станут доступнее по цене, что подстегнёт переоборудование заводов на стандарт Индустрия 4.0. |
Объект сделки Alliance Automotive Group (Великобритания) Покупатель Genuine Parts Co (США) Сумма $2 млрд Genuine Parts входит в тройку главных дистрибьюторов запчастей в Северной и Центральной Америке. Для неё покупка AAG стала классическим вариантом выхода в новый макрорегион: второй крупнейший дистрибьютор в Европе, Alliance Automotive имеет 1800 точек продаж в Великобритании, Франции и Германии. Необычность сделки в том, что пока GPC оформляет приобретение AAG, последняя поглощает одного из круп- нейших польских операторов запчастей Groupauto Polska. Сделка говорит о том, что тренд на консолидацию на вторичном рынке запчастей далек от исчерпания. | Объект сделки Отделение стартеров и генераторов Bosch (Германия) Покупатель Zhengzhou Coal Mining Machinery Group (КНР) Сумма $595 млн После более чем 100 лет производства стартеров и генераторов немецкий концерн продаёт данное подразделение китайскому конгломерату ZMJ. Bosch планирует сосредоточиться на более инновационных продуктах и конъюнкту- рой рынка запчастей — производство стартеров и генераторов перемещается в Азию. Его легко понять, если вникнуть в тенденции, стоящие за сделкой: все 16 предприятий продаваемого «железно- го» подразделения с 7000 сотрудников стоят лишь в 1,5 раза больше, чем единственный «цифровой» стартап Argus c 70 сотрудниками, купленный Continental (см. ниже в этом материале). | Объект сделки nuTonomy (США) Покупатель Delphi (Великобритания) Сумма $450 млн Если не учитывать разницу в масштабах на порядок, то между двумя компани- ями немало общего. Delphi и nuTonomy одинаково стремятся стать пионерами автономного вождения. Обе проводят дорожные испытания в Сингапуре. Даже число сотрудников nuTonomy — 100 человек — примерно равно штату отделения беспилотных автомобилей Delphi. Сделка доведёт совокупный тестовый парк Delphi до 60 автомоби- лей, колесящих по разным странам. Что позволит ей, наконец, заявить о себе как об одном из лидеров в данной сфере — крайне желанная цель для британской компании. |
Объект сделки Argus Cyber Security (Израиль) Покупатель Elektrobit (Германия) Сумма $430 млн В 2014 году активы Argus стоили всего $4 млн, в 2015 уже $26 млн, и вот одна из дочерних компаний Continental при второй допэмиссии акций платит в 100 раз больше начальной стоимости компании. Специализация Argus — кибербезопасность. Стоимость постав- щиков решений в данной сфере быстро растет после сообщения о том, что встраивание киберзащиты в автомоби- ли уже скоро станет законодательным требованием в Евросоюзе и США. Для израильского хай-тека сделка ElektrobitArgus стала одной из самых крупных историй успеха. | Объект сделки Отделение автомобильных сидений Grupo Antolin (Испания) Покупатель Lear Corporation (США) Сумма 286 млн евро Производитель электроники и кресел Lear, 154-й номер в списке Fortune 500, в ушедшем году отпраздновала 100-летие. А к юбилею корпорация сделала себе подарок, купив у Grupo Antolin её бизнес по производству сидений. В результате к 150 тысячам сотрудников Lear добави- лись чуть более 2000 работников, а также 12 фабрик и два технологических центра, контракты с четырьмя крупными евро- пейскими автопроизводителями — Grupo Antolin оперирует в Европе и Северной Африке. По словам менеджеров Lear, купленные заводы оборудованы по самым современным бережливым стан- дартам, так что они полностью довольны. | Объект сделки Sevcon (Великобритания) Покупатель BorgWarner (США) Сумма $200 млн Британская компания производит управ- ляющую электронику. Разрабатываемые ею контроллеры помогают более эко- номно заряжать аккумуляторы и батареи электромобиля, бережливо расходовать энергию, сократить износ трансмиссии и уменьшить вредные выхлопы за счёт более «умного» управления. Sevcon станет для BorgWarner проводником на рынок трансмиссий для гибридов электромобилей. Каковы следствия для рынка трансмиссий в целом? Закрадывается подозрение, что нашпи- гованный электроникой современный автомобиль — это только начало. |
в 60% сделок покупателями выступали азиатские компании. За 1 полугодие они потратили $19,5 млрд. на транзакции в сфере автобизнеса— 4/5 от мирового оборота