Объем экспорта автокомпонентов из России в 2017 году вырос на 5%, экспорт легковых автомобилей из России в 2017 году увеличился на 35–40%. Это удалось при поддержке государства, но не совсем понятно, что будет дальше, на пути наращивания экспорта есть ряд препятствий.
По итогам 2017 г. общий экспорт автокомпонентов из России увеличился на 5% к показателям 2016 года, примерно до 2,5 млрд долларов. Больше 70% автокомпонентов направляется в страны СНГ, около 12% в Европу. В основном автокомпоненты поставляются для обеспечения проданных за рубежом автомобилей российских марок. Кроме того, автокомпоненты поставляются на автосборочные предприятия за границей. Поставка машинокомплектов, а не автомобилей, позволяет избежать запретительных пошлин.
МНЕНИЕ
Валентина Верижникова пресс-секретарь ОАО «УК ЕПК»
Сейчас на российском рынке открываются новые возможности по реализации экспорта продукции. Опираясь на результаты проделанной нами работы, мы с уверенностью можем отметить рост спроса на продукцию в сегменте машиностроения. Наша компания с оптимизмом смотрит на расширение реализации нашей продукции в других странах.
Безусловно, что не только мы, но и ряд других компаний сталкиваются с одними и теми же трудностями на этом пути. Первая из них — это сертификация, а именно, отсутствие единообразия в процессах технического регулирования. Постоянные изменения в юридическом оформлении отнимают много времени и финансов. Если государство намерено увеличивать экспортный потенциал своих корпораций, то начатьстоит с увеличения прозрачности работы бизнеса. Например, опубликование детальных данных о реализации проектов по эффективной работе в глобальных производственных цепочках.
Среди поставщиков — Renault, который экспортирует 190 наименований автокомпонентов в увеличивающихся объемах для сборки, в частности в рамках СП с Алжиром. Поставляет запчасти за рубеж Ford Sollers, в Румынию. Экспортеры автокомпонентов ограничены тем, что могут поставлять в основном только те автокомпоненты, которые предназначены для конкретных марок автомобилей. Власти, в общем, осознают проблемы экспортеров и проводят определенную работу для наращивания в перспективе поставок автокомпонентов. В частности, Росстандарт проводит комплекс мероприятий для активизации экспорта.
Каждый год Росстандарт выдает более 300 сообщений на экспортную продукцию, такие как сообщения о типе конструкции автокомпонентов, по выбросам вредных веществ, по особенностям конкретных узлов — рулевого управления, светотехники и так далее. Эта система не удовлетворяла участника рынка в отношении прозрачности формирования сообщений. В то же время, проводить оценку автокомпонентов в зарубежных организацих гораздо дороже. Но с 2017 года Росстандарт пытается изменить ситуацию. В частности, осуществляется модернизация доступа на внешние рынки российского автопрома в соответствии с требованиями Европейской экономической комиссии ООН.
В соответствии с проводимой в этом направлении работой, Росстандарт после проверки будет выдавать производителям «сообщение об официальном утверждении типа» автомобиля или автокомпонента. И на основе этого документа будет проводится понятная всем участникам рынка сертификация продукции, которая будет признаваться в качестве официального документа всеми странами-участницами Женевского соглашения.
В сентябре 2017 года Росстандарт ввел порядок оформления и выдачи сообщений предприятиям автопрома, 27 декабря 2017 г. состоялось итоговое заседание Оценочной группы с оценкой результатов проведенной за год работы. В качестве технических служб, которые будут иметь право проводить проверку к настоящему времени подтверждены НТЦ «Автоэлектроника»,ФГУП «НАМИ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»), ООО «Эксперимент», ООО «ЛМЗ «СКАД», НП «ИНСАТ», ООО «Трансконсалтинг», ООО «Шинный испытательный центр «Вершина», ООО «Сертистек-95». Возможно, с завершением этой работы, российские производители смогут наращивать экспорт автокомпонентов более активно.
МНЕНИЕ
Владимир Михайлов, директор по маркетингу Завод «Невский фильтр»
Для экспорта автомобилей в развивающиеся страны перспективы по-прежнему остаются на достаточно высоком уровне, что нельзя сказать об экспорте автокомпонентов. Российские предприятия производители имеют потенциал в данном направлении, но неоднозначная ситуация со стоимостью рубля ставит запятую в этом вопросе.
Кроме проблемы — уже упомянутого курса рубля — значительную роль для компаний, которые не только говорят, но и действительно производят, играет стоимость материалов и ресурсов. Зачастую формирование этой стоимости находится в руках естественных монополий. В то же время высокий ссудный процент в реальности не дает возможности развивать и создавать производства очень высокой автоматизации и производительности труда с хорошей компетенцией инженерного состава. Всё это требует длинных и дешевых денег. Так как дешевых и длинных денег нет, то нет и возможности инвестировать в автоматизацию, и значит, нет возможности получить низкую себестоимость готовой продукции.
Без дешевых кредитов — по таким же ставкам как в Европе и Китае — экспортные поставки в принципе невозможны. Так что шансы поставок на экспорт в развитые страны у отечественных производителей автокомпонентов (без участия иностранного капитала) в реальности очень низки. Актуальными механизмами господдержки могут быть программы кредитования или субсидирования экспортных сделок, а так же более жёсткий контроль естественных монополий со стороны ФАС.
Экспорт автомобилей
Объем экспорта легковых автомобилей из России в 2017 году вырос примерно на 40% к показателям 2016 года, до порядка 38 тысяч легковых машин. В стоимостном выражении экспорт легковых автомобилей составил 1,3 млрд долл. В страны дальнего зарубежья экспортировано около 33 тыс. ед, что на 55% больше, чем годом ранее. В страны СНГ около 46 тыс. ед., что на 11% больше, чем в 2016 году. Сравнительно много экспортировал АвтоВАЗ — около 25 тыс. автомобилей, что на 30% больше, чем в 2016 году. АвтоВАЗ начал экспортировать автомобили по некоторым новым направлениям — в Китай, на Кубу, в Литву и Иорданию. Ford Sollers в 2017 году увеличил экспорт на 21% к 2016г. — до 1,018 тысячи автомобилей. УАЗ существенно увеличил экспорт в 2017 году, на 47% до 5101 ед., в основном ульяновские внедорожники пользуются спросом на рынке ближнего зарубежья.
МНЕНИЕ
Андрей Гасилин, директор ООО «ТрансМаш»
Экспорт в нашей стране зависит от положения доллара. Если рубль по отношению к доллару будет
«укрепляться», то экспорт уменьшится. Соответственно, если доллар вырастет, то экспорт также вырастет.
Наиболее значимая проблема, связанная с экспортом российских производителей, — это высокая конкуренция на рынке автокомпонентов. Также существуют некоторые ограничения, связанные с экспортом в страны Ближнего зарубежья, например на Украину. Одна из проблем, связана с постоянным оформлением документов для прохождения таможенного контроля, сертификацией товаров Таможенным союзом, что влечет за собой финансовые и временные затраты. Субсидирование или компенсация процентов лизинговой ставки при покупке предприятием оборудования для выпуска продукции на экспорт; участие государства при регулировании процентной ставки кредитования для предприятий, занимающихся экспортом; организация специализированных выставок в странах, которые могут быть интересны для российских производителей — все эти меры господдержки были бы актуальны для экспортёров.
В 2017 году экспортировано около 12 тыс. ед. грузовых автомобилей, в страны дальнего зарубежья порядка 3,5 тыс грузовиков, что на 25% больше, чем в 2016 году, а в страны ближнего зарубежья экспорт грузовиков упал пример но на 35%, до порядка 9 тыс. ед. В стоимостном выражении экспорт грузовиков уменьшился на 13%, до порядка 260 млн долл.
«Рост экспорта достигнут по многим видам продукции. Частично, конечно, этому способствовало повышение мировых цен, но значительный, ведущий фактор—это увеличение физических объемов наших поставок за границу», — прокомментировал рост автомобильного экс
порта премьер Дмтрий Медведев. Экспорт автомобилей одно из ключевых направлений развития российской автомобильной промышленности в стратегических документах и планах нескольких последних лет. Но проблемой остается как раз отсутствие четкой стратегии экспорта.
В начале 2017 года на фоне начавшегося подъема на авторынке, участники рынка небезосновательно надеялись на то, что государство воспользуется начавшимся восстановлением автомобильной отрасли и создаст стратегию дальнейшего поступательного развития По итогам января-ноября 2017 года рост авторынка составил 11,7% и от правительства ждали стратегию развития отрасли, (ту самую стратегию, которую российский президент поручал подготовить еще к марту 2016 года), которая опиралась бы, в числе прочего, на экспорт.
Но такая стратегия в течение всего года представлена не была. На начало 2018 года планируется презентация стратегии, но Денис Мантуров, глава Минопромторга, заранее охладил ожидания, предупредив, что эта стратегия не более, чем свод правил, которые и так всем понятны. Таким образом, прорывов в сфере экспорта ждать не приходится. Но, с другой стороны, можно предположить, что ведомства не уверены в том, что подъем авторынка в 2017 году — устоявшаяся тенденция, которая будет развиваться поступательно какое-то долгое время. Возможно, нужно еще время, чтобы убедиться, что положительная динамика авторынка не просто кратковременное оживление во время долго временного кризиса.
Тем не менее, кое-какие оригинальные способы поддержать рост экспорта правительство предлагает. Недавно Минпромторг пред ложил субсидировать скидки при продаже автомобилей за рубежом в обмен на автохлам. Размер скидки 50 тысяч рублей, для утилизируемых автомобилей возрастом не менее 10 лет, из которых последние три года автомобиль должен находиться в пользовании получателя скидки. В то же время, экспортируемый автомобиль должен быть не старше 1 октября 2017 года. О том, когда и как будет реализовываться этот проект, пока ничего неизвестно.
МНЕНИЕ
Вячеслав Воробьев,генеральный директор ООО «Три-В Плюс»
Перспективы экспорта автокомпонентов и автомобилей из России я оцениваю позитивно. Постоянное улучшение качества продукции российских производителей дает основание предполагать, что такая продукция будет пользоваться спросом. Проблемы российских производителей при экспорте продукции связаны с невозможностью подтверждения 0% ставки НДС. Хотя есть и ряд других проблем, но именно этот барьер сильно сдерживает объем экспортных поставок отечественных товаров.
Говоря о возможных мерах и механизмах государственной поддержки, которые были бы полезны экспортеру, убежден, что они должны быть направлены именно на решение насущных проблем в отчетности. Та же проблема с подтверждеием 0% ставки НДС (с его возвратом поставщикам), могла бы быть решена на уровне государственного аппарата.
Еще один способ активизации экспорта автомобилей демонстрируют власти, разрешившие Фольксваген Груп Рус не платить часть таможенных пошлин на автококомпоненты, если они используются для производства автомоби лей, которые затем отправляются на экспорт.
Соглашение об этом в январе подписали ФТС Владимир Булавин, генеральный директор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович и финансовый директор Volkswagen Group Rus Патрик Майер. Фольксваген Груп Рус в прошлом году был крупнейшим российским экспортером легковых автомобилей, поставив за рубеж 25 тысяч собранных в России автомобилей, что на 70% больше, чем было экспортировано в 2016 году.
В 2018 году, если экспорт будет развиваться также, как и сейчас, поставки за рубеж автомобилей будут расти. Даже если рост экспорта будет таким же, как в 2017 году, количественно это по-прежнему будет немного, но главное, что экспорт растет.