При всём разнообразии мнений наши эксперты согласны, пожалуй, в одном — спрос на российском рынке АКБ смещается в более дешёвый ценовой сегмент. Но это не единственная тенденция, оказывающая влияние на рынок в целом.
![Максим Жарков менеджер по работе с ключевыми клиентами компания Bosch](https://ai-media.ru/wp-content/uploads/2018/04/img222-150x150.jpg)
«Один из трендов 2017 года — увеличение спроса на аккумуляторные батареи для автомобилей с системами старт-стоп»
В 2017 году рост доли импортных брендов продолжился, но в то же время замедлился по отношению к 2016 году. Производители из-за рубежа возвращают утерянные позиции на рынке, но это, по-прежнему, дается нелегко, так как отечественные заводы нарастили мощности и предлагают на рынке большое количество различных брендов с одинаковыми потребительскими свойствами и по невысоким ценам.
Корейские бренды усиливают свои позиции на рынке вместе с ростом продаж азиатских автомобилей. Один из трендов 2017 года — увеличение спроса на аккумуляторные батареи для автомобилей с системами старт-стоп. Компания Bosch предлагает на рынке технологии AGM и EFB, специально разработанные для таких применений. Мы ожидаем, что с развитием новых технологий в автомобилестроении, спрос будет только расти. Эти батареи способны выдерживать большое количество циклов запуска двигателя — заряда-разряда, они обладают высокой виброустойчивостью и герметичностью. В 2017 году выросли продажи новых батарей для коммерческого транспорта серии TE EFB, являющихся на данный момент самыми надежными на рынке.
![Роман Герасимов директор по продажам в России компания Эксайд Текнолоджиз](https://ai-media.ru/wp-content/uploads/2018/04/img224-239x300.jpg)
«Покупая батарею в два раза дешевле изделия эталонного качества, надо быть готовым к соответствующему цене сроку службы и надежности старта»
Корпорация Exide Technologies является ведущим мировым производителем источников тока. В этом году компания будет отмечать 130-летний юбилей со дня своего основания. Сегодня Exide поставляет свои аккумуляторные батареи на комплектацию конвейеров всем ведущим мировым производителем легковой, грузовой, строительной и сельскохозяйственной техники. На вторичном рынке компания известна своими топ-брендами EXIDE, TUDOR, CENTRA, DETA и брендами среднего ценового сегмента Hagen и Sonnenschein. мнение Российский рынок АКБ Аккумуляторы производства корпорации Exide отличает использование последних технологических и производственных решений. Аккумуляторы собираются в Европе на заводах-автоматах, где, например, линию — производящую до 1 миллиона аккумуляторов в год — обслуживает всего 2 человека. С этим связано и стабильное высокое качество батарей. Линии настроены на производство согласно обновленному в 2016 году стандарту EN50342-1. В новом стандарте требование к электрическим параметрам аккумулятора стали более жесткими, что соответствует возрастающим требованиям современной техники в области автоэлектрики.
Для выполнения данного стандарта необходима большая материалоемкость, существенно возросли требование к чистоте исходного сырья. Это с одной стороны делает продукцию Exide более надежной, а с другой — приводит к удорожанию батареи. Но за качество и уверенность в гарантированном старте своего автомобиля приходится платить. Это понимает каждый рационально мыслящий человек. К сожалению, у нас в России есть люди, надеющиеся на чудо. Поэтому, покупая батарею в два раза дешевле изделия эталонного качества, надо быть готовым к соответствующему цене сроку службы и надежности старта. Зачастую также в наши непростые времена слабые духом предприниматели вспоминают вдруг свою молодость, когда в 90-х годах четкие пацаны ходили в тренировочных костюмах ABIBAS, cлушая музыку на двухкассетниках POWASINIC. Даже в таком консервативном секторе как АКБ, находятся энтузиасты, которые, копируя дизайн или меняя одну букву в известном бренде, надеются снискать коммерческий успех.
Всегда такие попытки приводят к разочарованиям. Со своей стороны юристы компании Exide cледят за подобными казусами и преследуют вставших на скользкий путь товарищей по закону. Так была отменена регистрация бренда Exice и остановлены его продажи. Итак — чудес не бывает. Бесплатно или почти даром бывает только сыр в мышеловках. Это надо помнить при выборе надежной батареи.
![Ольга Афанасьева директор по маркетингу компания «БатБаза»](https://ai-media.ru/wp-content/uploads/2018/04/img227-239x300.jpg)
«Покупатели выбирают либо дорогие качественные батареи, либо самые дешевые»
Сейчас производители АКБ находятся в сложной экономической ситуации. С одной стороны все почувствовали сильное сокращение покупательской способности, и с рынка идет запрос на самые дешевые АКБ, с другой стороны — дефицит на внутреннем рынке свинца, и как следствие — высокие цены на него, что очень сильно подрывает экономику производителей. Кроме этого, импортные батареи по-прежнему остаются конкурентоспособными. На рынке, конечно, сработал эффект импортозамещения, но не в таких масштабах, как рассчитывали аналитики. Произошёл большой отток потребителей из среднего сегмента в эконом.
Покупатели выбирают либо дорогие качественные батареи, либо самые дешевые. В 2017 году объемы продаж нашего премиального бренда «Форс» и популярной марки эконом-сегмента «ФайерБол» почти сравнялись, при этом доля премиальных марок снизилась всего на 1% (стандарт просел на 4%), а общая доля эконома выросла на 5%. Что касается эконом сегмента на рынке АКБ, то сейчас в нем царит хаос с частными торговыми марками, большинство из них не соответствуют техническим характеристикам, указанным на этикетках. Почти умер сегмент «честного эконома», так как перестал быть интересным локальным дистрибьюторам. И в принципе все дистрибьюторы наблюдают сужение емкости рынка.
Сейчас потребитель пытается извлечь из срока службы АКБ максимум, возрос спрос на зарядные устройства и услуги сервисных центров по диагностике и восстановлению АКБ. В целом объемы производства российских аккумуляторных заводов в 2017 упали на 12,5%. Сокращается цепочка от производителя к конечному потребителю. В Москве и Санкт-Петербурге продажи батарей постепенно уходят в интернет, при этом есть «шанс», что аккумуляторщики наступят на те же грабли, что и шинники, когда интернет продажи шин практически выжгли розницу. Что касается нашей компании, то учитывая ситуацию на рынке, в продвижении мы делаем упор на наши премиальные позиции, при этом используем весь арсенал инструментов, от мотивационных программ до прямой рекламы, но сейчас больше концентрируемся на «цифровом маркетинге».
![Евгений Садков зам. руководителя официального представителя завода HYUNDAI SUNGWOO SOLITE в России ИП Белоусов А.С.](https://ai-media.ru/wp-content/uploads/2018/04/img230-239x300.jpg)
«По итогам 2017 видим падение продаж»
Если брать во внимание импортные АКБ, так как наша компания занимается исключительно импортными аккумуляторами, — то состояние рынка удручающие. По итогам 2017 видим падение продаж, на которое повлияло «обнищание» населения и его платежеспособность, а также снижение коммерческих перевозок, санкции. Потребитель эксплуатирует АКБ максимально долго, заряжает, хотя уже и заряжать нечего — все «обсыпалось». На ночь носит аккумулятор домой, утром «прикуривает». Если же АКБ «умер», то выбор покупки нового смещается в дешевый сегмент.
В связи с необходимостью удешевления АКБ некоторые игроки идут на уменьшение «ингредиентов» при сборке, тем самым снижая себестоимость, продиктованную необходимостью попадания в дешевый сегмент. Этим грешат те игроки рынка, которые не заинтересованы в поддержании собственного бренда и его развитии, а нацелены исключительно на получение сиюминутной выгоды. Далее «убив» марку, на ту же банку клеят новую этикетку и пускают в продажи.
От таких горе-стратегов страдают, конечно же, и потребители, которые получают низкокачественный продукт, и добросовестные производители. Учитывая вышеизложенное, а так же в связи с тем, что факторов для повышения уровня доходов населения и увеличения уровня производства не вижу, импорт аккумуляторов продолжит оставаться на низком уровне.
![Марина Норенко трейд-маркетолог компания «ABS-AUTO»](https://ai-media.ru/wp-content/uploads/2018/04/img232-239x300.jpg)
трейд-маркетолог компания
«ABS-AUTO»
«Наблюдается сильное расслоение рынка»
Состояние рынка АКБ еще не пришло к докризисным показателям. Продажи автомобилей восстанавливаются медленно, спрос смещается в более дешевые сегменты, срок эксплуатации АКБ увеличивается. Наблюдается сильное расслоение рынка — надежные бренды с давней историей и ценовой категорией выше среднего и новые игроки, часто российские марки, которые в погоне за покупателями снижают стоимость своей продукции до минимального порога, часто в ущерб качеству.
В нашем торговом портфеле отсутствуют собственные торговые марки АКБ, мы делаем ставку на известные и хорошо зарекомендовавшие себя бренды. Аккумуляторные батареи BOSCH на протяжении многих лет являются самыми популярными среди наших клиентов. Для увеличения объема закупок мы проводим стимулирующие мероприятия для оптовых клиентов — дарим зарядные устройства, памятные подарки, бытовую технику.