Петербургский завод Nissan в сентябре начинал экспортировать в Европу передние и задние бамперы для автомобилей Nissan X-Trail. Видимо, разница валютных курсов делает экспорт запчастей рентабельным. Впрочем, не в России происходили основные события для японского автоконцерна.
Российский завод выпускает восемь видов бамперов для моделей, производимых на российском заводе: X-Trail, Qashqai, Pathfinder, Murano. Объём производства от 4 до 5 тыс. бамперов в год. Но анонсируемый объём экспорта бамперов для X-Trail составит около 6 тыс. бамперов в 2016 году и около 10 тыс. бамперов — в 2017 году. Кроме того, петербургский Nissan начал тестовые поставки автокомпонентов на завод Nissan в Великобритании (в Сандерленде).
Дмитрий Ялов ,
Председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности.
«Вопрос локализации производства для крупных автопроизводителей — далеко не праздный. Найдя надежных поставщиков в регионе, компания Nissan может существенно повысить конкурентоспособность своей продукции. На сегодняшний день в Ленинградской области работает целый ряд предприятий, которые смогут обеспечить комплектующими автоконцерн. В ходе реализации программы импортозамещения их число, вероятно, будет расти».
Речь идёт о поставках дверей и капотов для Nissan Qashqai. Важно то, что ранее поставки запчастей осуществлялись из Японии, то есть предполагается, что качество автокомпонентов соответствует мировым стандартам качества. Таким образом, крупнейший мировой автоконцерн включил российского поставщика в глобальную корпоративную производственную цепочку.
Nissan имеет перспективные экспортные планы. Так, в октябре вицепрезидент Nissan и руководитель марки Datsun Винсент Кобе заявил, что экспорт с российского предприятия может начать компания Datsun в африканские страны. Для Datsun Африка уже развитое направление, компания поставляет автомобили в ЮАР, Намибию, Лесото и Замбию из Индии. Если проект будет реализовываться, то российскому заводу придётся перенастраивать производство автомобилей с леворульных на праворульные.
Планируется продавать в Африке 110–120 тысяч российских Datsun. Пока это выглядит невероятным, так как в России выпуск Datsun составил около 30 тыс. ед., а за восемь месяцев этого года продано автомобилей этого бренда порядка 11 тысяч, при этом в августе продажи Datsun обрушились на 40% к АППГ. В январе-сентябре 2016 года совокупный объём производства петербургских заводов Hyundai, Nissan и Toyota — 202400 легковых автомобилей, что на 9% меньше к АППГ. В III квартале 2016 года объём производства был на 4% выше к АППГ — 72700 ед. Но 75% от общего числа произведенных автомобилей приходится на Hyundai. То есть, Nissan придётся изрядно постараться, чтобы нарастить производство.
Карлос Гон,
президент и гендиректор Nissan
«Это беспроигрышная сделка для обеих сторон, это прорыв как для Nissan, так и для Mitsubishi Motors. Мы станем крупнейшим акционером Mitsubishi, оказывая при этом уважение бренду компании, ее истории и способствуя увеличению перспектив ее роста. Мы будем поддерживать Mitsubishi по мере решения компанией своих проблем».
Компания Nissan относится к российским автопроизводителям, которые демонстрируют лояльность к российским административным реалиям. Вице-президент по продажам Nissan в Европе Филипп Сайар заявил о том, что компания хотела бы продлить действие правительственного постановления №166 о локализации, в рамках которого иностранные компании обязаны довести уровень локализации производства до уровня 60% к концу 2018 года. Хотя в условиях падения на российском авторынке, это будет сделать сложно и другие автопроизводители говорят об облегчении условий локализации. С другой стороны, выполнив условия промсборки, компания, гипотетически, получит преимущества на российском авторынке после того как его, тоже гипотетически, «зачистит» кризис от менее прозорливых конкурентов. С этим могут быть связаны и планы привлечения всё большего количества российских поставщиков. О возможности поставок для сборочного производства завода Nissan стало известно на встрече субконтракторов с руководством автосборочного предприятия в сентябре. Председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов в связи с мероприятием заявил: «Вопрос локализации производства для крупных автопроизводителей — далеко не праздный.
Найдя надежных поставщиков в регионе, компания Nissan может существенно повысить конкурентоспособность своей продукции. На сегодняшний день в Ленинградской области работает целый ряд предприятий, которые смогут обеспечить комплектующими автоконцерн. В ходе реализации программы импортозамещения их число, вероятно, будет расти».
В тон заявлению пять производителей автокомпонентов из Ленинградской области заявили о возможности поставок на завод Nissan. Вопросы, сопровождающие заключение контрактов и обсуждались на встрече, но о реальных контрактах на поставку комплектующих пока неизвестно.
В мире
Экспорт из России важное событие для компании, но главное событие для Nissan — и одно из важнейших событий для всего автомира —произошло не в России.
В октябре Mitsubishi Motors Corporation (MMC) провела эмиссию на сумму 2,29 млрд долларов, 506 млн акций — которые были выкуплены Nissan Motor. Автоконцерн Nissan завершил сделку по приобретению 34%-ной доли в автопроизводителе. Особенность покупки акций в том, что они не были приобретены у кого-либо, это новые, только что выпущенные акции.
Предположительно, сделка принесет Mitsubishi Motors Corporation 241 млн долларов в 2017 году, а Nissan — 232 млн долларов благодаря реализации программы синергии между компаниями: совместная закупка комплектующих, создание единых платформ, объединения финансовых операций, систем продаж и так далее. В программе синергии используется опыт совместной деятельности компаний по выпуску компактных моделей Nissan Dayz и Dayz Roox, которые по контракту OEM выпускаются на мощностях Mitsubishi Motors.
Совет директоров Mitsubishi Motors возглавит хорошо известный в России Карлос Гон президент и гендиректор Nissan. Он и ещё три менеджера Nissan вступят в должность 14 декабря. Генеральным директором Mitsubishi Motors будет Осама Масуко.
Изменения коснутся и российского отделения ММС: президентом и главным исполнительным директором официального дистрибьютора автомобилей Mitsubishi в России 30 сентября назначен Наоя Накамура, до этого исполнительный директор, отвечавший за российское направление в штаб-квартире Mitsubishi Corporation в Токио.
По поводу создания нового альянса Карлос Гон сказал: «Это беспроигрышная сделка для обеих сторон, это прорыв как для Nissan, так и для Mitsubishi Motors.
Мы станем крупнейшим акционером Mitsubishi, оказывая при этом уважение бренду компании, ее истории и способствуя увеличению перспектив ее роста.
Мы будем поддерживать Mitsubishi по мере решения компанией своих проблем». Но он ничего не сказал о причинах сделки и они не вполне ясны. В качестве одной из причин рассматриваются тяжёлые времена для Mitsubishi. Как сказал бывший председатель совета директоров и президент Осаму Масуко: «Nissan поможет нашей компании восстановить доверие клиентов». Напомним, 26 апреля в Mitsubishi объявили, что неправильно определяли показатели расхода топлива автомобилей как минимум с 1991 г. Тогда в отставку ушел президент и операционный директор компании Тетсуро Айкава, была обнародована сумма — 1 млрд долларов — только на компенсации покупателям, возврат налоговых льгот и накладные расходы. Заметим, что неверный расход топлива указывался и в автомобилях Nissan Dayz и Dayz Roox, тех самых, которые собирались по контракту с Mitsubishi Motors.
Осаму Масуко,
экс-председатель правления и гендиректор Mitsubishi Motors«Nissan поможет нашей компании восстановить доверие клиентов».
Обман потребителей — это серьёзное происшествие для автомобильной компании, но, как показывает Volkswagen Group и «Дизельгейт», а ещё раньше General Motors с многомиллионными выплатами за массовые неисправности, — вовсе не критичное. Тем более что проблема Mitsubishi Motors проявилась только на внутреннем рынке.
Так или иначе, но в результате сделки альянс Renault — Nissan — Mitsubishi становится крупнейшим по объёмам продаж автомобильным концерном мира, в одной группе с Toyota Motor, Volkswagen Group и General Motors. Возможно, это и есть основная причина — для Nissan, тем более что время было очень удобное, так как в результате скандала капитализация компании Mitsubishi упала на 45% — акции достались Nissan не так дорого.