Учитывая специфику состояния большинства наших автодорог, такую обширную группу запчастей, как детали подвески, по интенсивности замены давно уже можно приравнять к расходным материалам — таким как масло, фильтры, охлаждающая жидкость, колодки. Такое мнение прозвучало в ходе обсуждения ситуации, сложившейся на российском рынке узлов и деталей подвески, проведённого редакцией «Автоиндустрии.рф» с участием профильных специалистов.
Если говорить в целом о тенденциях, складывающихся в сегменте узлов и деталей подвески, то, по мнению Сергея Имуллина, директора по продажам ООО «АСОМИ АВТОПОДВЕСКА», они неутешительные, и не только в данном сегменте, но и в целом на рынке автокомпонентов. По его словам, рынок сузился до предпочтений оригинальной продукции с одной стороны и нижнего ценового сегмента — с другой. Причина — низкая покупательная способность населения.
Павел Лившиц, технический специалист LYNXauto
«Принимая во внимание колоссальную конкуренцию в данном сегменте, производитель автозапчастей может рассчитывать на успех и стабильное улучшение динамики своих продаж, только строго следуя таким требованиям рынка, как ассортимент, качество, комплектация, соответствие оригинальным деталям и гарантия на изделия. Именно на этих ключевых характеристиках товара компанией строится успешное позиционирование своей продукции на рынке».
Тем не менее, в 2018–2019 годах был замечен системный рост продаж по моделям из топ-продаж автомобилей в 2007–2008 годах. «В целом есть традиционная корреляция продаж запчастей и продаж автомобилей с задержкой в срок службы конкретной группы запчастей, — отмечает Дмитрий Короткин, руководитель отдела развития продуктов FENOX. — В среднем, если стойка стабилизатора служит 1–2 года, то амортизаторы 3–4 года. Обладая информацией по продажам, можно точней планировать свою программу освоения деталей подвески».
В любом случае, производители автозапчастей должны стремиться не только к тому, чтобы предложить обширный ассортимент деталей для замены, но и сделать их максимально надёжными с большим ресурсом и износостойкостью. Как подчеркивает технический специалист LYNXauto Павел Лившиц, их компания непрерывно следит за современными тенденциями автомобильного производства и всегда готова предложить своим клиентам оптимальные конфигурации ремонтных запчастей для подвески.
Очевидно, что одним из ключевых факторов, влияющих на интерес покупателя к той или иной детали, в первую очередь, несомненно, является её качество и, как считает Сергей Имуллин, выход на рынок малоизвестных брендов с сомнительным качеством, но низким ценником привёл к снижению спроса на качественный товар.
Однако, если речь идёт о деталях категории aftermarket, то, по мнению Павла Лившица, залог успеха — в строгом соответствии оригинальным деталям. «Во многих случаях производители автозапчастей предлагают своим клиентам весьма удобную и выгодную альтернативу ОЕМ-запчастям, — отмечает эксперт. — Так, например, на современных автомобилях некоторые детали подвески (подрамники, рычаги и пр.) поставляются в оригинале исключительно как единая запчасть, хотя износ обычно затрагивает только сами резинотехнические элементы узла (сайлентблоки), а не металлический каркас. Таким образом, покупателю нет необходимости переплачивать за «вес железа», а достаточно лишь приобрести вышедшую их строя деталь».
Дмитрий Короткин считает, что неизвестные торговые марки и контрафакт занимают не более 10% доли рынка. «Контрафакт стабильно существовать не может, — убежден руководитель отдела развития продуктов FENOX. — Обычно вбрасывается партия через мелких оптовиков и растворяется на рынке. Получив информацию о контрафакте, мы его закупаем и проводим собственную проверку по выявлению цепочки продаж».
Сергей Имуллин, директор по продажам ООО «АСОМИ АВТОПОДВЕСКА»
«Перспективы есть у тех, кто, с одной стороны, может оперативней подстраиваться под текущие реалии, а с другой — сохранять свои неизменные позиции в подходе к качеству товара. Чтобы сегодня как минимум сохранить свои позиции на рынке (а в идеале — показать рост), нужно повысить уровень лояльности к партнёрам и конечному потребителю. Только так переживают трудные времена».
По мнению Дмитрия Короткина, «появление новых торговых марок, которые борются ценой за свою долю на рынке, не предлагая клиентам иных ценностей, традиционно тянут цены вниз, а увеличивающаяся стоимость затрат на производство вынуждает производителя цены поднимать». «В целом мы видим удешевление по рынку (розничные цены), — признаётся
эксперт, — но выгодно ли это дилерам? Доходность по брендам падает. Это факт».
Говоря о перспективах развития рынка узлов и деталей подвески, наши собеседники были единодушны в том, что на первом
месте у производителей должны стоять интересы клиентов.
«Немаловажным критерием покупательского интереса является гарантия на запчасти — при прочих равных условиях по качеству и стоимости данный аспект при выборе может стать решающим, — считает Павел Лившиц. — Именно поэтому с 2018 года бренд LYNXauto продолжает поддерживать своих клиентов открытой 2-летней гарантией на всю свою продукцию».
Ещё одна распространенная ситуация в сегменте деталей подвески, на его взгляд, — «эксклюзивность», либо высокая стоимость некоторых OEM-деталей. «Одним из примеров таких деталей являются пневматические элементы подвески, —
поясняет специалист LYNXauto. — Таким типом подвески обычно оборудованы автомобили бизнес- и премиум-сегментов, поэтому ценовая политика в отношении запчастей на них весьма велика. К слову, стоимость одной лишь пневматической стойки в сборе на Mercedes-Benz GL-класса может достигать 60–65 тысяч рублей. И здесь aftermarket-запчасти вновь приходят на помощь владельцу автомобиля».
Дмитрий Короткин, руководитель отдела развития продуктов FENOX
«В конце концов, мы работаем на конечного потребителя. Важно и нужно учитывать его потребности и пожелания. Несколько лет назад мы освоили производство регулируемых рычагов задних подвесок. Целью было помочь получить необходимые углы установки колёс (развал/схождение) на автомобилях с проблемой в геометрии кузова или подрамника. В итоге наше уникальное предложение на рынке подняло интерес и к стандартным рычагам FENOX».
Для тех клиентов, которым в первую очередь важно качество, функционал и характеристики запчасти (а не красивая, по словам Павла Лившица, «именитая» наклейка с названием марки автомобиля на упаковке), LYNXauto выпустил целую линейку элементов пневматической подвески, которые на 100% соответствуют заявленным заводом-изготовителем автомобиля требованиям.
Дмитрий Короткин считает, что перспективы у рынка «отличные». «Детали подвески — одна из самых ёмких товарных групп, — подчеркивает эксперт. — Главное понять, что нужно клиенту. Для нас на первом месте интересы конечных потребителей (срок службы, цена, технические преимущества, обдуманная комплектация для удобства монтажа), но мы не забываем про розницу и дилеров».
По мнению Дмитрия Короткина, для того, чтобы сохранить продажи и увеличить долю рынка узлов и деталей подвески, необходимо умело планировать складские остатки, отслеживать цены конкурентов, своевременно осваивать новые изделия, оперативно реагировать на возникающие вопросы клиентов — вплоть до внесения изменений в конструкцию изделия либо комплектацию. «Нужно делать упор на ту продукцию, которую ты знаешь и умеешь производить, как следствие такая продукция закрепляется в сознании потребителя», — убеждён руководитель отдела развития продуктов FENOX.