Во Владивостоке в сентябре открылся завод двигателей Mazda. Работе предприятия дали старт президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Потому что в современных условиях запуск нового предприятия в России действительно большое событие.
В августе завершено строительство корпуса завода по производству двигателей Mazda во Владивостоке. Завод построен совместным предприятием «Мазда Соллерсмануфэкчуринг Рус». В нем у Mazda и «Соллерс» равное долевое участие. Общая площадь производственного корпуса 12 600 м2 и здесь размещены цеха по про-
изводству двигателей и механической обработки головки блока цилиндров.
На новом заводе будут выпускаться 4-цилиндровые двигатели, объёмом 2 литра, мощностью 50 л. с. и стандарта Евро-5, которые относятся к серии Skyactiv-G. Планируемый объём выпуска до 50 тыс. двигателей. Стоимость проекта порядка 3 млрд рублей.
Официальное открытие завода состоялось 10 сентября. В церемонии открытия приняли участие президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
На момент начала функционирования предприятия серийный выпуск двигателей не осуществлялся, точная дата старта производства неизвестна. Но известно, что двигатели будут собираться из комплектующих, которые будут импортироваться из Японии, а затем двигатели будут экспортироваться в Японию же.
При этом новое предприятие является резидентом территории опережающего развития (ТОР) «Надеждинская». Поэтому оно может платить налог с пониженной ставкой на прибыль — до 5% в первые пять лет, от 10% — на следующие пять лет. Кроме того, завод не будет платить пошлины на ввоз автокомпонентов.
В рамках проекта сборки двигателей «Мазда Соллерсмануфэкчуринг Рус» в 2017 г. подписала с властями специнвестконтракт, которым гарантируется сохранение налоговых условий для компании на время действия контракта (до конца 2023 г.), допуск к различным госпрограммам поддержки.
Планы PSA
В марте 2018 года PSA Group, выпускающая автомобили брендов Peugeot, Citroen, DS и Opel, заявила о возможном строительстве завода по производству двигателей в России — как для производства в России, так и, возможно, на экспорт.
В частности, гендиректор завода «ПСМА рус» Николя Фебве заявлял: «Мы работаем над бизнес-кейсом по локализации двигателей в России, в первую очередь, конечно, для нашего производства в Калуге.
На создание и запуск линии сборки двигателей в Калуге потребуется как минимум два года. Мы сейчас занимаемся тонкой настройкой бизнес-кейса. Необходимо принять внутреннее решение на уровне группы PSA, чтобы понять, сможем ли мы реализовать данный проект в Калуге. Решение будет в любом случае принято в текущем году, в течение плюс-минус шести месяцев». Пока не было сообщений о том, принято ли и если принято, то какое.
Решительный Hyundai
Также, в марте, концерн Hyundai обнародовал информацию о том, что в течение трёх лет запустит в Петербурге завод по производству двигателей мощностью 150 тыс. ед. Об этом заявил Ентэк Ли, гендиректор
автозавода «Хендэ мотор мануфактуринг рус», в ходе «Российского автомобильного форума — 2018».
По мощности завод Hyundai должен соответствовать предприятию аналогичной направленности Volkswagen,
который был открыт ещё в сентябре 2015 года в Калуге. Примерно в то же время был открыт достаточно мощный завод Ford Sollers.
Летом Hyundai подтвердил планы создания завода двигателей. Предприятие будет построено в рамках специнвестконтракта. Hyundai подал соответствующую заявку на СПИК. Специнвестконтракт корейской компании необходим, так как соглашение о промсборке на прежних условиях истекает в этом году. Власти знают, что в моторный завод компания Hyundai может инвестировать порядка 27 млрд рублей.
Завод должны построить к 2021 году, предполагается, что на нём будут выпускаться 1,6-литровые бензиновые двигатели семейства Gamma мощностью 123 л. с., которыми оснащаются все модели петербургского предприятия Hyundai — Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta.
Зачем двигатели
Специнвестконтракты — основной драйвер запуска заводов по производству двигателей в России. Минпромторг РФ в сентябре этого года опубликовал проект постановления правительства РФ о введении балльной системы за локализацию узлов и агрегатов автомобилей. Производство двигателей, по всей видимости, является обязательным требованием для автопроизводителей, которые хотят выпускать автомобили в России. По крайней мере, производство двигателей называл глава Минпромторга Денис Мантуров в числе девяти обязательных для автопроизводителей направлений.
Правда, пока СПИК находятся в замороженном состоянии с июля 2018 года. В правительство поданы 63 заявки на заключение специнвестконтрактов. Но вицепремьер Дмитрий Козак усмотрел непрозрачность механизма заключения СПИК и потребовал тщательно проверить их.
Заметим, что о непрозрачности СПИК первыми говорили сами автопроизводители. Заморозка СПИК для доработки может задержать переход автоконцернов на новый формат работы, так как у многих автопроизводителей срок действий соглашений по промсборке истекает в этом году. Возможно, чиновников кроме прозрачности заботят положения концепции СПИК Минпромторга, которыми фиксируют льготы, в частности, по налогам на прибыль.
Если зафиксировать налоги на длительные сроки, то их нельзя будет повысить, как бы ни складывалась ситуация в экономике страны.
Например, если заключить СПИК в 2018 году, то будет зафиксирован НДС, который для всех остальных повышается с 2019 года. А это приведёт к недополучению доходов в бюджет.