Рейтинг брендов свечей зажигания в России 2016

Российский рынок свечей зажигания не похож ни на европейский, ни на азиатский: у него свой путь развития. Такой вывод можно сделать из очередного исследования рейтингового проекта «Бренды автокомпонентов в России — 2016».

Мировые бренды

Мировые бренды

Рынки большинства развитых регионов отличает наличие устоявшихся лидеров, как правило, местных. По этой причине, например, Federal-Mogul держит в своей линейке 3 свечных бренда: один для США и два для Европы. Но в России присутствуют все три бренда, принадлежащих FM, и все они вошли в топ-10 рейтинга «Бренды свечей зажигания в России — 2016».
Напомним, в рамках данного проекта мы ежемесячно опрашиваем лучших экспертов-практиков, работающих в целевом сегменте, с целью выявить бренды с наиболее сильной позицией. Как мы уже отметили, российскому рынку свойственна интернациональность — в десятке лучших есть японские, немецкие, французские, американский и чешский бренды. Отрадно, что есть и российская марка ЭЗ (хотя и принадлежащая Bosch с 1997 г.).
Переходя к конкретным брендам, отметим уверенную победу NGK: большинство экспертов поставили бренду 10 баллов. За 2–3 места боролись Denso и Bosch. Большинство специалистов оценили их силу на 9–10 баллов, но Bosch был менее стабилен — среди высоких оценок попалось несколько средних, — поэтому немецкий бренд всё-таки уступил японскому.
Приятно, что 3 и 4 места заняли бренды компаний, производящих свечи зажигания в России — Bosch Group и BRISK Tabor. Причём Bosch в топ10 присутствовал двумя марками: собственно Bosch и ЭЗ. Третий «бошевский» бренд «APS Приоритет», также производимый в России, занял 17 позицию.

Топ-10 Мировых брендов

1 место
NGK
Страна — Япония
Оборот — $3,3 млрд в 2015 г.
Число сотрудников — 14,5 тыс.
Число сотрудников в России — н. д.

NGK Spark Plug росла вместе со своим главным клиентом, автопромом Японии. Куда бы ни приходили автомобили Toyota, Nissan и Honda, за ними неизменно следовали свечи зажигания NGK, сделанные со знаменитым японским качеством. Появилась компания в 1936 г., а сейчас в её обойме 13 заводов по всему миру, выпускающих всего 2 основных продукта: свечи зажигания NGK и сенсоры NTK. Кстати, большинство гоночных команд победителей «Формулы-1» последних лет выбирали именно NGK.

2 место
Denso
Страна — Япония
Оборот — $40,2 млрд в 2015 г.
Число сотрудников — 151 тыс.

Число сотрудников в России — 20 NGK и Denso — два «карманных» производителя свечей зажигания для японских OEM, но это очень большой карман: по ряду оценок, два бренда совместно владеют примерно 40% мирового рынка. Denso стартовала несколько позже NGK, в 1949 г., но и на её счету числится ряд важных инноваций: свечи с платиновым электродом (1974 г.), с U-образным пазом (1975 г.) и тонким иридиевым электродом (1997 г.). Любопытно, что QR-код, так широко применяемый сейчас во всём мире, тоже придумали в Denso.

3 место
Bosch
Страна — Германия
Объём производства свечей зажигания —350 млн ед. в год
Оборот в мире в 2015 г. — 70,6 млрд евро
Число сотрудников в мире / в России —375 тысяч / 1700

Bosch первым превратил свечу зажигания в коммерческий продукт в 1902 г., создав серийную систему зажигания. Сейчас Bosch производит поистине колоссальный ассортимент свечей на заводах в 5 странах, включая единственный в России завод полного цикла, выпустивший в прошлом году 60 млн штук. Две трети продукции экспортируются, так что данный завод является ещё и одним из крупнейших экспортёров автокомпонентов в нашей стране.

4 место
BRISK
Страна — Чехия
Оборот — $35 млн
Продажи в России — 20 млн свечей в год (20% рынка)
Число сотрудников в мире / в России —560 / более 50

Мало кто помнит, что Чехия ещё до Второй мировой войны имела собственный автопром и базу поставщиков, включая и производителя свечей зажигания Jiskra. После распада Варшавского блока предприятие было приватизировано и получило название BRISK Tabor. В октябре 2016 г. BRISK разбил производственную монополию Bosch в России, открыв в Тольятти завод мощностью до 9 млн ед. в год. Но, в отличие от немцев, чехи не обеспечили полный цикл, часть компонентов приходят с головного предприятия в Чехии.

5 место
Champion
Страна — США
Оборот Federal-Mogul в 2014 г. — $7,3 млрд
Суммарный объём производства свечей зажигания FM (Champion, BERU, Eyquem) — 350 млн ед. в год
Число сотрудников в 2014 г. — 48600

Пока Bosch «брал» Европу, Альберт Чемпион осваивал сегмент свечей в Штатах. Культовые свечи Champion X стояли на той самой «Жестянке Лиззи», или Ford Model T. С 1998 года компания и бренд Champion принадлежат Federal-Mogul, и свечи её основной, но не единственный продукт. Созданная ей система зажигания стоит даже в турбинах самолёта «Конкорд», а уж в автомобилях… По оценкам ряда источников, компоненты Champion есть в 8 из 10 новых автомобилей.

$1,5 млрд
Составил оборот в 2014 году на глобальном рынке

6 место
BERU
Страна — Германия
Оборот — около $80 млн
Суммарный объём производства свечей зажигания BERU и Eyquem — 100 млн ед. в год
Число сотрудников — около 500
Число сотрудников в России — н. д.

С покупкой Champion Federal Mogul захватила рынок систем зажигания в США. На рынке Евросоюза данный бренд не силён, поэтому «могуловцы» в 2012 г. выкупили у BorgWarner немецкую компанию BERU, специализирующуюся на системах зажигания и холодного старта дизелей (её глобальная доля во втором сегменте достигает 40%). Список клиентов BERU узок, но в их числе BMW, Peugeot и Porsche.

7 место
Finwhale
Страна — Швейцария
Оборот — н. д.
Число сотрудников — н. д.

В отличие от предыдущих брендов, Finwhale изначально была ориентирована на вторичный рынок. Разработками и производством занимается инжиниринговый центр в Германии, но под управлением швейцарской инвесткомпании Grunntech Holding. История компании началась относительно недавно, в 1990 г., а 7 лет спустя Finwhale появился на рынке России и СНГ. И неплохо укрепился за два десятилетия: сама компания оценивает, что торговая марка Finwhale присутствует в 90% розничных точек в России.

8 место
ЭЗ
Страна — Россия
Оборот — н. д.

ЭЗ были самыми массовыми свечами зажигания для легковых автомобилей в СССР, выпускаемыми «Заводом автотракторных запальных свечей» (ЗАЗС) в Энгельсе. Получив завод, Bosch Group сохранила российскую марку — более того, продолжает расширять выпускаемую под ней линейку свечей, добавляя высокотехнологичные модели. До нынешнего момента свечи ЭЗ доминируют в продуктовой линейке Lada, но как в будущем изменится ситуация с открытием завода BRISK, пока сложно предугадать.

9 место
Valeo
Страна — Франция
Оборот в мире — 14,5 млрд евро
Число сотрудников в мире — 83 тысячи

В нашем топ-10 Valeo — самый молодой бренд сегмента свечей изажигания. Дело в том, что данный концерн приобрёл подразделение электроники двигателей у Johnson Controls только в 2005 г., переименовав в Valeo Engine Management Systems — тогда-то у французов и появились собственные свечи. Теперь в 95% автомобилей, выпущенных во Франции, есть те или иные продукты этого подразделения, а вообще ассортимент свечей Valeo охватывает 90% модельного ряда европейских OEM.

10 место
Eyquem
Страна — Франция
Оборот — н. д.
Число сотрудников — н. д.

Свои первые свечи Морис Экем сделал для Луи Рено ещё до того, как компания Bosch запатентовала свою коммерческую систему зажигания. К настоящему времени Eyquem переориентировался с OEM на вторичный рынок. Компания успела поработать на Johnson Controls, у которой её выкупил в 2003 г. BERU, в 2012 г. передав в собственность FederalMogul. 90% продукции Eyquem продаётся на вторичном рынке 80 стран. Скромных 200 наименований свечей хватает, чтобы покрыть 95% европейского модельного ряда.

5,01-5,26%
в год составляет прогноз роста рынка до 2019 года

Добавить комментарий