Рынок АКБ причин для роста нет

Рынок АКБ причин для роста нетПоскольку никаких существенных изменений факторов, влияющих на рынок аккумуляторных батарей, не происходит, то на рынке АКБ для автомобилей сохраняются в целом те же тенденции, которые установились несколько лет назад.

Ситуация на рынке автомобильных аккумуляторных батарей определяется в основном состоянием авторынка и рынка свинца. Большая доля импортных аккумуляторов в РФ определяет также зависимость рынка от колебаний курса рубля. Характерные для рынка аккумуляторов тенденции в основном установились к 2014 году — небольшой рост от года к году, сокращение импорта, рост экспорта.
Общий объём рынка аккумуляторов для автомобилей в 2016 году составил порядка 11 млн ед. В России по итогам 2016 года произведено около 8,5 млн АКБ, что примерно на 11% больше, чем в 2015 году. Правда, по данным Росстата, в феврале 2017 года производство АКБ сократилось на 25,4% к АППГ.
Около 90% всех АКБ предназначены для легковых автомобилей, около 7% — для грузовых автомобилей и около 3% — для автобусов. Вторичный рынок АКБ — порядка 9 млн ед., из которых примерно треть рынка занимает иностранная продукция — эта доля сокращается, но невысокими темпами. Из РФ экспортируется около 50% аккумуляторных батарей отечественного производства. Основные поставщики АКБ на российский рынок — компании «Алькор», «АКОМ», «АкТех», «Тубор», «Тюменский АЗ», «Электроисточник», ЗАО «Исток».
Позиции игроков на рынке не изменились по сравнению с 2015 годом. Ведущие зарубежные поставщики в Россию Johnson Controls с ТМ Varta, Afa, Тепах, Berga, TRP, Energizer и др.; AtlasBX — ТМ Atlas, Alaska, E-NEX; Hyundai Sungwoo Automotive — ТМ Solite, Indigo, Hyundai, Kia; TAB и прочие.
При этом по некоторым данным, импорт аккумуляторных батарей продолжает падать, на 20% и ниже, по сравнению с показателями 2015 года. И нет сведений о том, что восстановился импорт из Украины и Турции, которые ранее были крупнейшими поставщиками АКБ, но в 2015 году импорт из этих стран упал.
Рынок АКБ в России, млн ед.Сокращение импорта связано с последствиями снижения курса рубля. Но это позволяет укреплять положение на рынке российским производителям. Хотя в полной мере отечественные компании не могут воспользоваться своим преимуществом из-за падения покупательской способности населения. Кроме того, многие участники рынка полагают, что отечественные производители не воспользовались в должной мере сокращением импорта, а просто подняли цены на свою продукцию, поэтому соотношение импортных и российских АКБ мало меняется.
Многие участники российского рынка АКБ характеризуют его состояние в целом как удручающее. Кроме не восстанавливающихся продаж автомобилей на рынок АКБ влияет негативно сокращение коммерческих перевозок и кризис в строительной отрасли. Спрос на аккумуляторы на вторичном рынке растёт слабо, в том числе и из-за повышения цен на аккумуляторы.
Спрос смещается в более дешевые сегменты и поддерживается только необходимостью периодически заменять батареи. При этом всё больше потребителей рассчитывают на максимально долгую эксплуатацию АКБ — до 15% потребителей надеются на то, что батарея прослужит более 5 лет. По крайне мере, потребители стараются эксплуатировать АКБ максимально долго — это общий тренд рынка комплектующих и автомобилей в России.Свинец в РФ, тыс. тонн
Известно, что порядка 50% покупателей предпочитают приобретать аккумуляторы в магазинах автозапчастей, 35% покупают аккумуляторы в специализированных магазинах, 10% покупают АКБ в интернет-магазинах, 3% в автомобильных дилерских центрах, 2% в автосервисе. Увеличивается доля покупателей в интернет-магазинах, сокращается количество покупателей в специализированных магазинах.
Рынку аккумуляторных батарей для автомобилей в России ничего не угрожает, кроме слабых темпов роста, так как автопарк размером в 40 млн ед., из которых подавляюще большинство подержанные, обеспечивает стабильные продажи АКБ. Но будет происходить постепенное качественное ухудшение — предпочтение менее дорогих аккумуляторов более дорогим и качественным.

Потребители стараются эксплуатировать АКБ максимально долго — это общий тренд рынка комплектующих и автомобилей в России


И по всей видимости, изменений на рынке АКБ в РФ по итогам 2017 года мы также не увидим, всё, что сейчас происходит, будет происходить и в ближайшей перспективе. Конечно, если только не произойдёт каких-либо экстраординарных событий в политике, которые отразятся на экономике, затем на авторынке и дойдут до рынков автокомпонентов.

Рынок свинца и утилизация
Основным сырьем для производства аккумуляторных батарей служит свинец, и почти 80% потребляемого в мире свинца используется при производстве аккумуляторов.
В России производят преимущественно «вторичный свинец», 80% его изготавливается из отработанных аккумуляторов, из которых, в свою очередь, в основном производятся те же аккумуляторы.
Объём рынка потребления свинца в РФ порядка 80 тысяч тонн. В год выпускается порядка 200 тыс. тонн свинца, из которых примерно 50% предназначены для внутреннего рынка, остальное отправляется на экспорт (хотя и в Россию некоторое количество свинца импортируется).
Общий объем производства и реализации свинца в России порядка 200 тысяч тонн в год. То есть российские производители полностью покрывают отечественные потребности в свинце.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за первые два месяца 2017 года выпуск необработанного свинца снизился 23,9%, необработанного цинка — на 1,7%, а в феврале 2017 года производство необработанного свинца сократилось на 35,7% к уровню февраля 2016 года. Но это вряд ли повлияет существенно на рынок АКБ. В 2014 году объём производства свинца в России сокращался до 96,5 тыс. тонн, но тенденции рынка АКБ остались прежними.Производство АКБ в РФ, доли прозводителей на рынке, %
Избыток свинца в РФ приводит к обострению проблемы утилизации свинца. В этой отрасли нет никаких подвижек и масштабы серьёзности проблемы явно не осознаются.
В стране нет правового регулирования розничного оборота аккумуляторных батарей по окончании срока их службы, нет никаких движений в сторону упорядочивания свинцового производства, при этом, по данным самих производителей, до 80% свинца в стране добывается кустарным способом, безо всякого внимания к мерам защиты окружающей среды.
Ориентировочно, количество свинца в ломе аккумуляторов в России составляет более 1 млн тонн и ежегодно растёт на 250–300 тыс. тонн. В переработку попадает менее 1% выходящих из эксплуатации аккумуляторов, остальные — просто выбрасываются и наносят серьёзный ущерб окружающей среде. Переработка лома аккумуляторных батарей относительно большими объёмами осуществляется на предприятиях ОАО «Электроцинк», ОАО «Верх-Нейвинский завод цветных металлов», ОАО «Рязцветмет», ЗАО «Комбинат по переработке вторичных ресурсов «Сплав», ЗАО «ПО «Цветметсервис» и производителями свинцовых аккумуляторных батарей, как «АКОМ» (Самарская обл.), «АкТех» (Иркутская обл.), Тюменские аккумуляторные предприятия. Но этого в масштабах страны недостаточно. Более того, с прошлого года среди производителей свинца обсуждается возможность ограничения экспорта свинца за рубеж по проекту постановления правительства РФ «О лицензировании экспорта свинца необработанного» ID проекта 01/01/12-16/00059773.

Участники рынка полагают, что отечественные производители не воспользовались в должной мере сокращением импорта, а просто подняли цены на свою продукцию, поэтому соотношение импортных и российских АКБ мало меняется


Производители свинца утверждают, что таким образом лоббируются интересы только одной компании-экспортёра. Но это отраслевая проблема, а для жителей страны это означает, что на и без того профицитном рынке РФ появится ещё дополнительные непереработанные десятки тысяч тонн свинца плюс к миллиону тонн свинца в непереработанных аккумуляторных батареях. Проблема становится нерешаемой.
По-прежнему единственным относительным достижением в этой сфере является постановление правительства РФ «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортёрами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров» введённый в прошлом году.

Добавить комментарий