Ситуация на рынке автомобильных аккумуляторных батарей определяется ситуацией на рынке свинца, динамикой вторичного и первичного авторынка и рядом других факторов. Предлагаем вам ознакомиться с экспертным опросом участников рынка –важным источником информации о тенденциях сегмента рынка автомобильных АКБ.
«Аккумуляторный завод «Алькор» в 2016 г. увеличил годовой выпуск АКБ на 10%»
Последние два года наблюдается чёткая тенденция импортозамещения на вторичном рынке аккумуляторов. Основные причины роста всем понятны.
Девальвация рубля привела к удорожанию импортных АКБ и позволила российским заводам резко повысить производство.
Кризисная ситуация в экономике 2014-го года привела также к серьёзному спаду в продажах новых автомобилей, благодаря чему увеличился вторичный рынок автомобилей и, как следствие, увеличился вторичный рынок аккумуляторных батарей, который является для нас приоритетным.
Аккумуляторный завод «Алькор» в 2016 году увеличил годовой выпуск АКБ на 10%. Эта цифра примерно соответствует общей тенденции производства автомобильных стартерных аккумуляторных батарей в России.
Несмотря на то, что аккумуляторное производство в нашей стране в последние два года на подъёме, некоторые проблемы дают о себе знать. Сегодня сложилась непростая ситуация со свинцовыми сплавами — это основной компонент для изготовления аккумуляторной батареи. В России сейчас нет свинцовых заводов, работающих на природном сырье, они остались в Казахстане и на Украине, поэтому нам остаётся довольствоваться свинцовыми сплавами, полученными глубокой переработкой свинцового лома (отработанные аккумуляторные батареи, кабельная оболочка). Качество такой переработки нас устраивает, но, к сожалению, объёмы этих сплавов начинают быстро уменьшаться в связи с увеличенным спросом на аккумуляторный лом со стороны Китая, Кореи и Европы. Понятно, что если спрос повышается, то повышается цена на лом, а как следствие и на свинцовые сплавы, что неизбежно влечёт за собой рост цен на готовые аккумуляторы. Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке свинца, необходимо принимать на уровне правительства решение, что свинец — это стратегическое сырьё.
Завод «Алькор» всегда старается быть на «передовой» в аккумуляторной подотрасли России. Мы в 2014 году первыми среди российских аккумуляторных заводов внедрили технологию изготовления токоотводов методом штамповки (технология PUNCH), позволяющую повысить срок службы АКБ в 2 раза и улучшить их характеристики.
По технологии PUNCH мы изготавливаем аккумуляторы Тюменский медведь Са/Са и SPACE Ca/Ca. В 2017 году завод планирует запустить новый участок формировки батарей на новейшем оборудовании, что позволит укрепить наши позиции на рынке, сохранив высокое качество производимой продукции.
«На протяжении последних 3-х лет наблюдается устойчивое смещение потребительского спроса в сторону более дешевых аккумуляторных батарей»
Компания WESTA более 12-ти лет занимается поставками аккумуляторных батарей на рынок России иБлижнего Зарубежья.
За это время мы наблюдали и анализировали различные процессы и изменения, происходящие в этом направлении.
На протяжении последних 3-х лет наблюдается устойчивое смещение потребительского спроса в сторону более дешевых аккумуляторных батарей. На рынке появилось значительное количество новых торговых марок, в большинстве случаев «частных», с сомнительным качеством, полным несоответствием характеристик, а иногда и без указания производителя. Присутствие этой продукции оказывает негативное влияние на ценообразование, построение качественной дистрибуциии, в конечном итоге, вводит в заблуждение потребителя, формируя его недоверие к заявленным параметрам АКБ. Считаю данное явление временным, и по мере стабилизации общей экономической ситуации, прогнозирую отказ потребителей от продукции этого класса и смещение спроса в сторону более качественных товаров.
Относительно прогноза на 2017 г., можно сделать вывод, что благоприятные условия для российских производителей, сформированные высокими курсами основных валют, изменились. Уже с 3-го квартала 2016 г. наблюдается существенное укрепление рубля, это приводит к увеличению поставок импортной продукции и, как следствие, к усилению конкуренции.
В 2016 г. сразу несколько основных российских заводов заявили о расширении производства и желании увеличить долю присутствия на внутреннем рынке. В первом квартале 2017 г., прошел запуск нового аккумуляторного завода, начальной мощностью 1,2 млн батарей в год. В совокупности все эти факторы несомненно приведут к перенасыщенности рынка, усилению конкуренции и снижению рентабельности. Освоение новых технологий и активная маркетинговая программа — это инструменты, которые нужно использовать в текущих условиях. Именно поэтому в 2017 году Компания WESTA вывела на рынок серию улучшенных аккумуляторных батарей WESTA RED EFB и подготовила для своих партнеров мощную маркетинговую поддержку.
«Потребителю под видом качественного товара с высокими характеристиками, предлагают товар более низкого качества»
Состояние рынка аккумуляторных батарей оцениваю как перенасыщенное различными марками, создающих искусственный ассортимент для потребителя. В РФ есть структура по защите прав потребителей, но на нашем рынке она не работает должным образом: все заводы без исключения дублируют серии выпускаемых аккумуляторов различными марками, в том числе и частными, в том числе и с неверными и нереальными характеристиками для данного сегмента батареи. Существуют несколько основных сегментов: эконом, средний, премиум. В каждом сегменте можно встретить марку, не отвечающую характеристикам, представленным на этикетке; батарею зачастую можно причислить к более низкому сегменту, то есть характеристики завышаются. Таким образом, потребителю под видом качественного товара с высокими характеристиками, предлагают товар более низкого качества. Это является и основной проблемой и, к сожалению, тенденцией.
Только сервисом и индивидуальным подходом можно быть конкурентным на рынке: необходимо предоставлять дополнительные условия по маркетингу, возможностям оплаты, доставки, а так же «охраны» территории торговли наших представителей в регионах.
«Часть средств от продажи наших аккумуляторов идет на поддержку проектов по сохранению озера Байкал»
Наступил поворотный момент на вторичном рынке автомобильных аккумуляторов — резкое снижение импорта в 2014–2015 годах сменилось столь же быстрым ростом. Так в 2016 году импорт батарей составил 4,6 млн штук, что на 53% выше уровня 2015 года. Предложение российских заводов для вторичного рынка составило 7,6 млн штук, что на 17% выше аналогичного периода прошлого года. Таким образом общий объем предложения автомобильных АКБ вышел на докризисный уровень 2011 года и составил 12,2 млн штук. Поменялась и структура рынка — если в 2011 году 60% предложения приходилось на импортные батареи и 40% — на отечественные, то теперь наблюдается обратное соотношение: 60% приходится на отечественные аккумуляторы и 40% — на импортные.
2016 год характеризуется значительным увеличением объема ввоза аккумуляторов лидеров рынка — концерна Johnson Control, а также производителей из Кореи, Словении, Турции. Отмечается значительный рост импорта АКБ из стран ЕАЭС — Беларуси и Казахстана. Вернулись на рынок некогда ушедшие сербские батареи. Однако, по-прежнему, снижается ввоз аккумуляторов из Украины. Тем не менее, этот рост не покрывает дефицит аккумуляторных батарей сложившийся в дистрибьюторской сети вследствие низкого объема предложения прошлых лет и постоянно растущей емкости рынка.
Растущий спрос в автомобильной сегменте, а также стремительное развитие рынков АКБ для мототехники и электротранспорта значительно увеличивают привлекательность аккумуляторного бизнеса в целом для участников рынка и потенциальных инвесторов.
Залогом успеха здесь, как и в любом другом бизнесе, является уникальность предложения и широта ассортимента. Понимая это, мы постоянно обновляем наши продуктовые линейки GS Yuasa и RDrive. Сегодня мы предлагаем нашим клиентам полный перечень азиатских и европейских типов автомобильных батарей, пожалуй, самый широкий ассортимент в России аккумуляторов для мототехники, тяговые аккумуляторы для водного и электротранспорта, а также сопутствующие товары.
Наше предложение выгодно отличает акцент на самые современные разработки в мировой аккумуляторной промышленности: так например, аккумуляторы ECO.R с внутреннего рынка Японии в зависимости от серии изготовлены по технологиям EFB /AGM / Li+ / Carbon.Nano и предназначены, в первую очередь, для «экологичных» автомобилей с системой START-STOP и гибридов. С целью подчеркнуть экологическую направленность продукции, недавно мы запустили акцию: «Выбери ECO.R — Сохрани Байкал». Суть ее заключается в том, что часть средств от продажи аккумуляторов идет на поддержку проектов по сохранению озера Байкал.
«В России все очень опасаются подделок, не верят происхождению товара, написанным характеристикам»
Емкость российского рынка в 2016–2018 годах будет расти за счет выхода из строя аккумуляторных батарей на автомобилях, проданных в период пиковых продаж автомобилей в 2012–2013 гг. Рынок понемногу выходит из кризисного состояния 2014–2015 гг. Причем эта тенденция характерна не только для столичного рынка и городов-милионников, но и в целом для рынка страны.
Основные проблемы рынка — это отсутствие доступного кредитования для малого бизнеса. Это не позволяет дилерам держать достаточные остатки на складах. Особенно это актуально для премиальных сегментов. Результат — неизбежные ситуации out of stock, когда покупатель просто не может найти желаемую батарею на полках в своем городе. Даже при наличии денег, чтобы его купить. Структура автопарка также меняется, в результате чего становятся все более востребованными АКБ, произведенные по новым техонологиям AGM/EFB Со стороны покупателя — отсутствие базового доверия к рынку и продукции. В России все очень опасаются подделок, не верят происхождению товара, написанным характеристикам. Производители во многом виноваты сами. Все эти годы многие производители манипулировали характеристиками батарей. Покупатели не верят в гарантийные обязательства и считают, оказанную сервисную поддержку событием из категории «чудо». Тенденция простая: люди перестают гоняться за дешевизной, что напрямую сказывается на соотношении продаж в разных сегментах. В этом году в целом по стране растет средний и премиум сегмент. Что не может не радовать: люди предпочитают качество ежеминутной выгоде.
Мы не гонимся за продажами в миллионы штук в год, но стабильный ежегодный прирост для нашей батареи в премиум сегменте говорит о том, что мы все делаем правильно.
«Вместе со стабилизацией курса, выросли и продажи импортных аккумуляторов, в том числе Bosch»
В целом мы смотрим на российский рынок АКБ с позитивом. 2016 год показал хорошую динамику после снижения в 2014–2015 годах, и мы также ожидаем роста в 2017 году. Вместе со стабилизацией курса, выросли и продажи импортных аккумуляторов, в том числе Bosch. Выбор потребителей подтверждает высокое доверие к отличному качеству нашей продукции.
На рынке России всё популярнее становятся высокотехнологичные аккумуляторы с технологиями AGM и EFB. Эти АКБ отлично противостоят циклическим нагрузкам и обладают возможностью быстрого заряда. Они используются на автомобилях с системой «старт-стоп» или с большим количеством дополнительного оборудования. Стоит отметить, что компания Bosch в прошлом году представила АКБ с технологией EFB для грузовых автомашин. Это аккумулятор, созданный для удовлетворения высоких потребностей коммерческого транспорта. Он надёжно обеспечивает энергией всех электрических потребителей на борту, начиная от бортовых блоков управления и заканчивая дополнительным оборудованием для комфорта водителей. На этот АКБ даётся гарантия 2 года.
Из проблем рынка можно выделить волатильность курса рубля, которая напрямую влияет на финальную стоимость АКБ для клиентов.
«Сегодня наблюдается существенное увеличение продаж батарей премиум класса»
Рынок российских аккумуляторов находится в стадии развития. Сегодня наблюдается существенное увеличение продаж батарей премиум класса, внедрение современных технологий, таких как EFB, AGM, в связи с изменением автопарка. Проблемы российского рынка батарей: высокая цена, зачастую импортная батарея дешевле российских аналогов. В автомобиле выросло количество потребителей энергии. Это требует повышенной мощности аккумулятора. Для потребителей сегодня покупка мощного аккумулятора стала нормой.
Компания «MAXINTER» развивается хорошими темпами. Количество дилеров растет, в том числе и в регионах с «хорошими дорогами» — в Москве, С-Петербурге и других.
«В этом году мы наблюдаем профицит АКБ»
«АВТОРУСЬ ЛОГИСТИКА» — крупнейший в России поставщик аккумуляторных батарей в розницу. Направление АКБ работает с 2012 года, ГК «АВТОРУСЬ» начала свою деятельность в 1992 году с открытия первого розничного магазина автозапчастей.
В этом году мы наблюдаем профицит АКБ и наша компания на сессии годового планирования расставила приоритеты на дальнейшее развитие аккумуляторного направления. Мы являемся клиентоориентированной компаний и сейчас большое внимание уделяем этому направлению.
ГК «АВТОРУСЬ» — динамично развивающийся дистрибьютор Johnson Controls, EXIDE, MUTLU AK, с большим опытом работы в автомобильном сегменте рынка. Компания использует свои финансовые и логистические способности для достижения максимального результата. ГК АВТОРУСЬ инвестирует средства в команду, технологии и инфраструктуру, внедряет новые стандарты качества работы, укрепляет коммуникации с существующими партнерами, чтобы полностью соответствовать международным стандартам. Мы очень ценим и гордимся партнерством с крупнейшими производителями аккумуляторных батарей. Наша цель — стать дистрибьютором №1 не только по товарообороту, но и по качеству работы.