Рынок компонентов тормозных систем с одной стороны подвержен тем же тенденциям, что и весь автокомпонентный рынок, а с другой и определяет эти тенденции, так как очень большой по объёму. Перспективы рынка связаны, прежде всего, с динамикой рынка подержанных автомобилей.
В количественном выражении ёмкость сегмента рынка тормозных колодок более 12 млн ед., ёмкость сегмента тормозных дисков более 10 млн ед. в год. Велики объёмы сегментов и таких компонентов, как датчики износа колодок, тормозные цилиндры, тормозные шланги и другие.
Количественно рынок систем торможения в России год от года только растёт, хотя и не так быстро, как до кризиса. Автопарк в стране гигантский, колодки и другие компоненты требуется регулярно заменять — это обеспечивает постоянный рост рынка при любых условиях. Срок эксплуатации автомобилей увеличивается, дороги и погода лучше не становятся, как и экономика, автовладельцы стремятся к экономии, уходят из официальных СТО в независимые сервисы — и всё это, и многое другое, приводит к стабильному росту продаж систем торможения на вторичном рынке.
Основа рынка систем торможения — сегмент тормозных колодок. Он характеризуется большим количеством брендов, среди которых условно преобладают, в частности, на рынке тормозных колодок отечественных автомобилей — бренды Brembo и Lucas/TRW, Ferodo, LYNX, Icer, оригинальные колодки Lada Image, Trialli, Маркон, Ween, Marco. В свою очередь ТМ Brembo и Автореал, ТМ Valeo, Bosch, Alied Nippon, Trialli и другие представлены в сегменте тормозных дисков.
В сегменте тормозных колодок для европейских иномарок условно доминируют Bosch, Brembo, LPR, Ford, Trialli, Quinton Hazell, Borg&Beck, TSN Цитрон; среди брендов дисков — ТМ TRW и Bosch. В азиатском сегменте большую долю занимают колодки брендов Hyundai и Valeo, в сегменте дисков — ТМ Zimmermann Sport, Brembo MAX, ATE Power Disc.
Тормозные колодки для грузовых автомобилей в России представлены брендами Meritor, Beral, Fomar, Textar, Knorr Bremse, Jurid, TRW, Lumag, Ferodo, Pagid и другими. Общее же количество компаний, которые предлагают компоненты систем торможения для всех автомобилей неизвестно, но некоторые участники рынка говорят уже о сотнях фирм, в подавляющем большинстве работающих на вторичном рынке.
Всего брендов на рынке компонентов систем торможения от 80 до более сотни, преимущественно, как видно, это зарубежная продукция, доля импорта на этом рынке оценивалась в 2015–16 гг., по разным данным, до 80%, при этом более 60% брендов — для легковых автомобилей. Пока неизвестно, насколько сильно повлиял
кризис на долю импорта на этом рынке. Распределение брендов на рынке относительно условное, так как разница в цене между изделиями невелика, колодки разных ТМ можно использовать на разных автомобилях.
Компоненты российского производства тоже занимают определённую долю на рынке, и, кроме того, сейчас имеют дополнительные возможности для увеличения своего присутствия. Есть и полноценный проект по импортозамещению — в феврале этого года стало известно, что ООО «Автокомпоненты —Группа ГАЗ» номинировано компанией WABCO Europe на поставку корпуса клинового разжимного механизма тормозных систем.
Опытная партия компонентов должна быть поставлена в апреле 2017 года, старт серийных поставок запланирован на четвертый квартал этого года. В рамках проекта литье для продуктов будет изготавливать металлургическое производство ГАЗа, мехобработку изделий выполнит Канашский автоагрегатный завод «Группы ГАЗ». Тормозные системы будут устанавливаться на автомобили «Урал NEXT» и «Урал-М». Это большое достижение, но массовую замену отечественной продукцией импортных комплектующих на рассматриваемом рынке пока сложно представить, особенно на легковые автомобили.
В основном компоненты тормозной системы представлены нижним и средним ценовым сегментами. Потребители продукции нижней ценовой категории, отечественной и из азиатских стран — владельцы российских автомобилей и иномарок от 10 лет. В среднеценовом сегменте, который был наиболее ёмким до недавнего времени, представлены компоненты с достаточно высокими потребительскими свойствами. Основные потребители здесь — автовладельцы иномарок от 5 лет и самых новых отечественных автомобилей.
Неизвестно точно, сколько контрафактных компонентов тормозных систем на рынке. В то же время, автовладельцы чаще всего интересуются тем, как отличить подделку от качественной запчасти, то есть, возможно, контрафакта на рынке много. По всей видимости, подделывают компоненты любого бренда. Из Китая и других азиатских стран при этом поступает как контрафактная продукция, так и малоизвестные компоненты приемлемого качества — откровенно плохие запчасти потребители не покупали.
Важность компонентов торможения для безопасности осознаётся всеми. И хотя это не самые дорогие запчасти, но лишний рубль сейчас тратить никто не будет, тем более что в течение нескольких лет кризиса, запчасти подорожали. Свою роль в росте цен сыграли колебания курса рубля, усложнение легального импорта и другие факторы. Поэтому автовладельцы искали приемлемые по цене автокомпоненты, не самого
лучшего качества, но с приемлемыми параметрами. Таким образом, в 2015–2016 гг., потребители активно осваивали сегмент относительно качественных небрендовых, неоригинальных компонентов.
Но в 2017 году ряд участников рынка говорят об ухудшении ситуации. Потребители мало времени тратят на выбор, покупают то, что дешевле. Качество рынка автокомпонентов продолжает ухудшаться дальше, авторынок также деградирует. Что, впрочем, не влияет на перспективы рынка компонентов тормозных систем — они в любом случае положительные, рынок подержанных автомобилей будет расти, к тому же начало 2017 года и для рынка новых автомобилей было успешным. Но до полноценного восстановления авторынка ещё далеко, поэтому в ближайшей, возможно, и в среднесрочной перспективе каких-то существенных изменений в структуре и динамике рынка не ожидается. Выбирать будет покупатель, рынок будет подстраиваться под его требования — и это не хорошая новость, так как потребитель продолжает беднеть и покупать худшее.
Хорошая же новость в том, что с начала года отмечается тенденция удешевления оригинальных запчастей, на 7–30% по разным видам компонентов разных брендов. Это связано и с тем, что, во-первых, производители не хотят терять клиентов, и с тем, что рубль всё-таки относительно стабилен, а иногда даже укрепляется, — и это позволяет поставщикам иногда снижать цены на запчасти, в том числе на компоненты тормозной системы.
Неизвестно, сколько это продлится, долгих прогнозов сейчас никто не делает. Если кризис всё-таки закончится, то большее влияние на рынок будет оказывать технический прогресс. В основном он сейчас движется в направлении создания новых фрикционных смесей для колодок. Сейчас медь является основным компонентом фрикционного материала, её от 5 до 20% во фрикционных смесях — в соответствии со стандартами. Но американские и европейские производители переходят к использованию во фрикционных смесях тормозных колодок к органическим неметаллическим материалам. Это более экологичные, сложные по составу материалы, которые по своим свойствам должны быть не хуже меди. Очевидно, в Россию передовые технологии попадут с автомобилями премиум-класса, но когда-нибудь это будет актуально и для массового сектора.