«Попытки сэкономить на оборудовании, которое является основным инструментом заработка СТО, могут сыграть злую шутку, причем в самый неподходящий момент»
Ввиду непростой экономической ситуации рынок диагностического и гаражного оборудования существенно сократился. Станции технического обслуживания (СТО) сконцентрировали свое внимание на приобретении лишь самого необходимого оборудования. В последнее время стали больше покупать дешевые аналоги оборудования китайского производства. Но многолетний опыт нашей компании показывает, что попытки сэкономить на оборудовании, которое является основным инструментом заработка СТО, могут сыграть злую шутку, причем в самый неподходящий момент. Я уверен, что ни один владелец бизнеса не хочет видеть, как простаивает его производство из-за сломанного подъемника или шиномонтажного оборудования в разгар сезона. А что стоит высокий репутационный риск — в случае повреждения автомобиля клиента?
Отличительной особенностью оборудования Bosch всегда было высочайшее качество и бережное отношение к компонентам автомобиля. По результатам 9 месяцев этого года можно сделать первые выводы: рынок просел, но пока, к счастью, не стагнирует. В четвертом квартале появились даже признаки оживления интереса к комплексным поставкам всего спектра оборудования для универсальных СТО и крупных дилерских центров, особенно это характерно для центрального и юго-западного регионов России.
Переход экономики в стадию роста и стабилизация курса валют позитивно скажутся на рынке. Не стоит забывать, что покупка дорогостоящего оборудования — это всегда инвестиции, рассчитанные на получение стабильного дохода в долгосрочной перспективе.
Сильное влияние на принятие решений оказывает ставка по кредитам. Компания Бош разрабатывает и внедряет новые, более выгодные для наших клиентов, решения по финансированию закупок или лизинга оборудования.
В первую очередь необходимо обратить внимание на службу сервиса и технической поддержки пользователей.
Ни одно замечание или пожелание клиента не должно оставаться без внимания соответствующих руководителей и служб. Сегодня необходимо шире предлагать партнёрские программы, специальные программы приобретения оборудования в лизинг
или кредит. Сокращать издержки, например, уменьшать складские запасы, выводить из ассортимента неприбыльные группы товаров.
Безусловно, снижение продаж автомобилей негативно сказывается на смежных рынках, но это также является фактором, стимулирующим к поиску новых, нестандартных решений. Это вызов, но мы сумеем достойно ответить на него, как доказывали
это неоднократно.
В 2015 году компания Бош совместно с нашим партнером ВТБ 24 Лизинг разработала специальную программу приобретения оборудования в лизинг с «нулевым» удорожанием. Условия по финансированию — это именно то, чего ждали от нас партнеры.
Также мы дали возможность нашим клиентам опробовать товар перед покупкой. Например, программное обеспечение ESI [tronic], с колоссальной по своему наполнению базой данных по запасным частям, диагностике и ремонту автомобилей, мы предоставляем на 3 месяца на пробу совершенно бесплатно. Мы обеспечиваем наших дилеров демонстрационными образцами наиболее дорогостоящего оборудования.
Кроме демонстрации, мы предлагаем полный спектр обучения использования всей номенклатуры нашего оборудования, по ремонту автомобилей, быстрой приемке, по экономике автомобильного сервиса и многое другое.
«Ситуация может помочь укрепиться на рынке крупным игрокам, имеющим финансовую поддержку со стороны ведущих зарубежных производителей»
Рынок автосервисного оборудования, также как и авторынок страдает от существенного снижения спроса со стороны потребителей.
В среднем по рынку гаражного оборудования снижение продаж в период с января по ноябрь 2015 г. можно оценить в 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме этого, очевидна тенденция смещения фокуса спроса в более низкий ценовой сегмент. Глубина падения вынуждает компании пересматривать собственную стратегию, принимая меры по сокращению расходов и адаптации продуктовых линеек к изменившимся реалиям рынка.
В 2016 году ждать роста сложно, самый оптимистичный прогноз предполагает сохранение текущего спроса, пессимистичный — дальнейшее «проседание» вслед за прогнозируемым дальнейшим снижением продаж автомобилей.
Минимизировать потери и сохранить свое присутствие на рынке гаражного оборудования компаниям позволит ряд мер, таких, например, как уменьшение складских запасов и сужение активного ассортимента с одновременным увеличением в них доли бюджетных продуктов, расширение перечня услуг, предоставляемых потребителям и повышение их качества. Среди наиболее востребованных услуг в условиях кризиса можно назвать услуги по послегарантийному обслуживанию и ремонту оборудования, а также услуга трейд-ин, воспользовавшись которой покупатель может сэкономить за счёт передачи старого оборудования в зачет стоимости приобретаемого им нового.
Одной из тенденций также является общее снижение наценки при продажах оборудования с целью стимуляции слабого потребительского спроса.
Подобная ситуация может помочь укрепиться на рынке крупным игрокам, имеющим финансовую поддержку со стороны ведущих зарубежных производителей, и особенно самим производителям, работающим через собственные представительства в РФ.
Основа их прогнозируемого успеха — доступ к дешевым зарубежным кредитным ресурсам, который позволит им вести более гибкую ценовую политику по сравнению с конкурентами, а также поддерживать постоянное наличие наиболее востребованных товаров и запасных частей на складе. Также, важным фактором в кризисных условиях является доверие со стороны потребителя к поставщику, а крупные компании и представительства зарубежных производителей выглядят более выигрышно.
«Появилась возможность развиваться и прочно закрепиться на нашем рынке»
Российский рынок автосервисного оборудования считаю сформированным. Компании, торгующие в этом сегменте, могут предоставить оборудование различных брендов — на любой, как говориться «кошелек», укомплектовать СТО или шиномонтаж под ключ, а также предложить расходные материалы и инструмент.
Рынок автооборудования не может не реагировать на экономическую ситуацию в стране. Все эти процессы связанны в данной ситуации. Преимущество получили компании, производящие оборудование в России и это хорошая тенденция. Это даст новый виток развития производства оборудования в нашей стране. Появилась возможность развиться и прочно закрепиться на нашем рынке, составить достойную конкуренцию производителям из других стран.
«К вопросу о целесообразности использования кризисной ситуации на рынке для роста бизнеса — однозначно «Да!»
Текущий год не удивил никого из игроков рынка, сохранив тенденции, заметные еще в прошлом году. Происходит естественный отбор более сильных компаний и захват ими все большей доли рынка. В дальнейшем серьезную конкуренцию традиционным ритейлерам составят интернет-магазины, удобные и понятные для пользователей. Вероятнее всего, продолжится снижение покупательской активности профессиональных потребителей, которые уже сегодня отказываются от премиум сегмента инструмента и оборудования, экспериментируя с новыми для них брендами.
Сегодня необходимо максимально активизировать все свои ресурсы, особый акцент уделить маркетинговой составляющей и клиентскому сервису. В этом году наша компания приняла участие в 3-х тематических выставках в Москве (MIMS, INTERAVTO, MITEX), благодаря чему мы по сей день заключаем выгодные сделки с новыми клиентами. Хорошие отношения с клиентом, понимание того, что ему необходимо и удовлетворение его потребностей, более того, их предвосхищение — важный момент, особенно в непростых ситуациях для всех сегментов рынка, в том числе и для нашего. Иллюзировать о том, что скоро будет все, как прежде, — абсолютно бессмысленно. В кризис выживут те, кто готов работать в новой сложившейся ситуации. К тому же мы должны разделять ситуацию на автомобильном рынке, где царит пессимистичный настрой, и рынок сервисного обслуживания, эксперты которого имеют совершенно противоположные мнения по его развитию. Многие переходят от дилеров в независимые СТО, «гаражи», отказываются от дополнительных работ. Однако сервисное обслуживание невозможно без оборудования, инструмента и запчастей. К вопросу о целесообразности использования кризисной ситуации на рынке для роста бизнеса — однозначно «Да»!
Важно научиться думать о кризисе как о возможности, проявлять активность сейчас во всех аспектах, не откладывая на завтра, произвести некую «чистку» в бизнес-процессах и при необходимости в коллективе. Кризис — это генератор продуктивных действий для важных изменений и перемен, требующий креативных идей и смелых действий. Преимущество кризиса в том, что внешние перемены трансформируются для нас одинаково, но воспринимаются по-разному. Мы интерпретируем ситуацию по своему, исходя из своих ощущений, знаний, возможностей и окружения. Готовые рисковать и привносить новшества — обретут безусловные конкурентные преимущества. Примеры известных людей доказывают все вышесказанное. Так, например, Рэй Крок, который на грани разорения смог превратить несколько забегаловок в крупнейшую сеть фаст-фуда McDonald’s.
Большая часть продаж нашей компании — это оптовые продажи, поэтому важное значение мы уделяем клиентскому сервису в компании. Наибольшие ценности сегодня для каждого из нас составляют время, комфорт, уверенность и спокойствие. Именно
эти составляющие мы обеспечиваем своим клиентам и партнерам. Высокое качество наших товаров не подлежит сомнению, гарантии — выполняются всегда, мы очень внимательны, можно сказать, въедливы в выборе поставщиков и проверке качества.