Российский рынок деталей тормозной системы этот кризис не навсегда

Тормозные дискиПока нет даже приблизительных данных о том, как повлиял на любой из сегментов рынка автокомпонентов в мире или в России мощнейший экономический кризис, спровоцированный ограничениями всего, что только можно было ограничить в связи с пандемией коронавируса. Понятно, что лучше не стало и не станет. Но, скорее всего, структура рынка останется прежней, «докоронавирусной», а прогрессивные тренды заморозились до лучших времен.

В общем объёме рынка автозапчастей доля компонентов тормозной системы составляет 10% в денежном выражении, это один из самых крупных сегментов. Тормозные диски и колодки одни из самых востребованных деталей, суммарная доля этих компонентов около 20%. Но кроме них, рынок компонетов тормозных систем включает в себя ещё много всего — усилители, шланги, тросы ручного тормоза, датчики износа, суппорты, рабочие цилиндры, тросы стояночного тормоза и так далее.
Ситуация на рынке тормозных систем в более-менее нормальной экономической ситуации определяется не только состоянием авторынка, но и многими другими факторами, которые делают сегмент тормозных систем очень устойчивым. При текущей ситуации эти факторы будут наиболее важными: условия эксплуатации автомобилей и необходимость регулярной замены.

Структура

В России представлены все ведущие мировые производители компонентов тормозных систем, и они со своими брендами занимают до 70% рынка. В бюджетном сегменте представлено немало зарубежных брендов, которые производятся в России — Bosch, Akebono, Brembo, ZF и другие. Всего на рынке около 140 известных брендов.
Но неизвестно, сколько на рынке дешёвой продукции китайского производства, ноунейм и контрафакта. И можно уверенно сказать, что доля сегмента компонентов невысокого качества по невысоким ценам будет расти: за время кризиса люди не стали богаче и нет никаких признаков того, что станут хоть в какой-то обозримой перспективе.
В сегменте тормозных колодок лидируют TRW, NIBK, Bosch, Brembo, Remsa, ещё около 15 брендов тоже занимают заметные доли на рынке, но около 40% рынка занимают бренды из категории «другие».
В сегменте тормозных дисков наибольшие доли занимают TRW, Bosch, Brembo, Fenox, NK, ещё около дюжины брендов занимают заметные доли на рынке, четверть сегмента — неизвестные бренды дисков.
Несмотря на то, что компонентов тормозной системы много, но именно диски и колодки определяют структуру, динамику и тренды рынка в целом.

Тренды

Тенденции на авторынке и рынке автокомпонентов возобладали ещё в 2019 году. На рынке автомобилей они проявились в сокращении продаж и производства, на рынке автокомпонентов — в укреплении позиций крупнейших компаний и росте бюджетных и контрафактных сегментов.
Тормозные диски, топ-10 брендов, доли на рынке, %Основные тенденции рынка тормозных систем сформировались и закрепились ещё до кризиса 2015 года. Среди них — преобладание импортных брендов, которое возникло из-за того, что долгое время отечественные производители не могли конкурировать с беспрерывно развивавшимися зарубежными компаниями.
Но российские производители прочно удерживали сегмент компонентов для старых отечественных автомобилей. Эта тенденция в рамках текущего кризиса может укрепиться, то есть кризис способен сыграть на руку отечественным производителям. Также положительно может повлиять низкая покупательная способность населения, которая заставляет потребителей экономить на всём, в том числе и на брендовых компонентах.
Но это также зависит от глубины падения рынка. Если после окончания периода ограничений выяснится, что дела совсем плохи, то выживут и укрепятся на рынке те, у кого больше ресурсов. У мировых брендов их больше.
Участники рынка отмечали, что после массового оттока клиентов в низкоценовые сегменты в 2014 году, потребители начали возвращаться к более дорогим автокомпонентам, на фоне роста авторынка в 2017 году. Значительное количество потребителей получили возможность выбрать компоненты подороже, зато лучшего качества, но теперь этот тренд не имеет оснований для продолжения, потребители вернутся в дешёвые сегменты, никаких компромиссов между ценой и качеством они не будут искать, всё возвращается к диктату стоимости и самообслуживанию.
Со стороны поставщиков тоже будут преобладать стремления к экономии и сокращению любых расходов. Останется необходимость замены и ремонта компонентов тормозных систем, производители и поставщики будут стремиться удовлетворить эту потребность.

Прогресс остановился, но не навсегда

В «доCOVIDные» времена на рынок тормозных систем также влиял технический прогресс, это был долговременный фактор влияния, который постепенно усиливался по мере вытеснения старого автопаркаа новыми современными моделями.
Фактор прогресса никуда не денется, но сильно замедлится, в России особенно, так как здесь огромный автопарк старых автомобилей, скорость их ухода с рынка была очень медленной, а теперь станет ещё медленнее, — у потребителей нет и не предвидится денег на покупку новых автомобилей в заметных объёмах.
Но, тем не менее, нужно отметить те технические новшества, которые пусть и медленно, но будут внедряться и двигать рынок тормозных систем вперёд.
Автомобили будут в массовом порядке оснащаться системами регулирования тяги, электронными системами контроля устойчивости (ESC), системами ABS (антиблокировочными системами тормозов) и электронными системами распределения тормозных усилий (EBD).
Тормозные колодки, топ-10 брендов, доли на рынке, %Постепенно будут внедряться интеллектуальные тормозные системы. Требования к тормозным системам будут ужесточаться, в связи с распространением более тяжёлых и скоростных автомобилей и ростом интенсивности дорожного движения. Также в рамках ужесточения экологических норм будет расширяться внедрение режима наката, при котором выключается двигатель, когда сбрасывается газ и это требует более продвинутых систем торможения.
Повышение эффективности тормозных систем потребует внедрения новых сплавов, композитных материалов, структурных изменений для дисков (например, перфорирование) и колодок. Сегмент колодок ждут особенно большие изменения, так как пока они слабо регулируются законодательством и в основном развитием технологий в этом направлении занимаются сами производители, которые вынуждены приводить колодки в соответствие с другими компонентами. Можно предположить, что
всё большее распространение будет
получать термическая обработка поверхности колодок — скорчинг, которая доказала свою эффективность, но пока мало кем из производителей применяется.
Но это всё будет после того, как закончится пандемия, а потом закончится период восстановления после окончания пандемии.

Добавить комментарий