Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-й

Российский рынок грузовых автомобилей пережить 2020-йПо итогам 2019 года продажи новых грузовиков в России сократились на 2%. Всплеск продаж в самом конце года не изменил негативную динамику. Для автопроизводителей ситуация на рынке не стала сюрпризом — причины роста продаж в течение последних трёх лет утеряли актуальность, а новых стимулов не появилось. Но будущее совсем не безнадёжно.

В 2019  году  объём  продаж  грузовых  автомобилей  достиг  87  тыс.  ед.,  что  на  2% меньше, чем годом ранее. При  этом сегмент легких коммерческих  автомобилей  (LCV)  остался  примерно на уровне 2018 года.  На  рынке  LCV  доминирует  «Группа  ГАЗ»,  с  показателем  продаж 50,7 тыс. ед., что на 3% больше,  чем  годом  ранее.  УАЗ  реализовал  17,4 тыс. ед., на 3,5% меньше, чем в  2018 году.

Ford продемонстрировал,  как  можно  достигать прогресса на  общем  депрессивном  фоне,  нарастив  продажи  на  13%,  до  12  тыс.  автомобилей.  На  3,5%  выросли  продажи  Lada,  до  11,1  тыс.  ед.  и  Volkswagen, до 5,7 тыс. ед.

В  сегменте  тяжёлых  грузовых  автомобилей  выросли  на  7,3%  продажи  автомобилей  КамАЗ,  до  27,6 тыс. ед., а в сегменте магистральных грузовиков, за счёт новых моделей,  рост  продаж  КамАЗ  составил более 8%, до 4 тыс. ед. В то же время  сократились продажи Volvo на 11%,  Scania на 16%, до 5,6 тыс. ед., MAN на  1,5% до 5 тыс. ед.

Больше  всего  грузовиков  было  продано в Москве, 9,8 тыс. ед., что  на 2,3% меньше, чем годом ранее.  В  Татарстане  продажи  грузовых  автомобилей  сократились  больше,  чем на 13%, до 4 тыс. ед. На 11%,  до 3,5 тыс. ед. уменьшились продажи грузовиков в Санкт­Петербурге.  Зато на 13% увеличились продажи  в Ханты­Мансийске, до 3,7 тыс. ед.

Бренды и модели

Наиболее  востребованной  моделью  КамАЗа  в  2019  году  был  КамАЗ­43118,  продажи  которого выросли больше, чем на 4% до  6,8 тыс. ед.  Это наиболее продаваемый в России грузовой автомобиль.  Основу продаж «Группы ГАЗ» в  рассматриваемое  время  составляли  машины  «Газон  NEXT»,  объём реализации  которых  составил  6,5 тыс. ед, что на 6,5% больше, чем  в 2018 году.

Продажи  флагманской  модели  Volvo  FH  сократились  на  22%,  но  это  всё  равно  самый  покупаемый  грузовик  бренда,  с  показателем  продаж в 2019 году 2,8 тыс. ед.  Наиболее  востребованным  грузовиком  Scania  был  седельный  тягач серии R, объём продаж которого достиг 1,8 тыс. ед., что на 25%  меньше, чем в 2018 году.

При этом  выросли  продажи  грузовиков  8х4 серии Р, на 13,5%, до 582 ед., —  но сокращения продаж в целом это  не компенсировало.

Высокие  темпы  продаж  показали 40­тонные 6х6 грузовики MAN  TGS, +50%, но это всего 340 ед., в  то время как реализация популярных  седельных  тягачей  MAN  TGX  сократились  на  7,5%,  до  2139  ед.,  что и определило снижение продаж  бренда в целом.

Кстати, существенно сократились  продажи грузовиков МАЗ в России,  на 10,5%, до 3800 ед., при том, что  выросли продажи МАЗ­5340 на 43%,  до 574 ед. и МАЗ­6731 «Купава» на  46,5%, до 482 ед. Isuzu с положительным приростом  менее  1%  продавал  модели  NQR, в количестве 1,1 тыс. ед., зато  обрушились продажи NPR, на 37%,  до 1 тыс. ед.

Уральский  автозавод  показал  рост продаж на 4,5%, до 2766 ед., за  счёт того, что пользовалась неплохим спросом наиболее популярная  модель  бренда,  Урал­4320  (+2,5%,  до 1556 ед.). Сильно выросли продажи  Урал­43206,  на  97%,  но  это  всего 145 ед.  Продажи  DAF  сократились  на  6%,  до  2554  ед.,  так  как  упали  продажи  наиболее  популярного  DAF XF105 FT.  Также  нужно  отметить  положительные  результаты  2019  года .

Renault Trucks, чьи продажи выросли на 25%, до 1182 ед. и китайского  бренда SHAANXI, с ростом продаж  90%, 1378 ед. Сильно упали продажи  довольно  заметных  на  российском  рынке Hyundai, на 18%, до 1502 ед.;  HINO,  —  на  32%,  до  1165  ед.;  FUSO, — на 40%, до 604 ед.

Б\у тоже в цене

Что  касается  динамики  продаж грузовых автомобилей с пробегом,  то  в  2019  году  этот  сегмент  рынка  немного  вырос,  на  1,4%,  до  270,2  тыс.  ед.,  по  данным АА «Автостат». На грузовики  КамАЗ  пришлось  более  26% этого рынка, с показателями продаж  более  71  тыс.  ед.,  что  почти  на  5%  больше,  чем  в  2018  году.  Автомобилей  ГАЗ  с  пробегом  было  продано  более  26  тыс.  ед.,  что  на  1,5%  меньше,  чем  годом  ранее.

Производители грузовиков, доля на рынке, %В сегменте подержанных машин  сильные позиции удерживает МАЗ,  хотя в 2019 году его продажи сократились, но это всё равно довольно  много, более 20 тыс. ед.  До  сих  пор  успешно  продаются  автомобили  ЗиЛ,  что,  наверное, можно уже рассматривать как  феномен отечественного грузового  рынка.

Рост  продаж  автомобилей этой марки составил более 13% и  достиг  16,5  тыс.  ед.  Тот  же  Volvo  уступает  конкуренту  из  советского  прошлого,  его  продажи  сократились  примерно  на  1%,  до  15,2 тыс. ед. Москва и Московская область  —  регионы с самыми высокими показателями продаж грузовиков с пробегом.

Прогнозы до конца года участники рынка дают пессимистичные, предполагая, что рынок сократится ещё в среднем на 5% к показателям 2019 года


Очевидные причины

Снижение  продаж  грузовых  автомобилей в 2019 году определяется  сокращением  спроса,  которое  произошло  по  многим  причинам,  среди которых:

• отсутствие достаточной поддержки со стороны государства;

• продолжение  действия  санкций,  некоторые санкции были ужесточены;

• колебание цены на нефть с фиксацией на более низких ценах;

• колебание курса валют к рублю со  значительными периодами ослабления рубля;

• рост  НДС  до  20%  в  начале  2019 года;

• сокращение  объёмов  и  темпов  роста малого бизнеса;

• вынужденный  рост  стоимости  автокомпонентов и автомобилей.

Внесли свой вклад высокие ставки  по  кредитам,  бегство  инвестиций  с  российского  рынка,  спад  инвестиционной активности отечественного бизнеса, продолжающееся  падение  платёжеспособности  потребителей.  Кроме  естественной  необходимости  обновления  автопарка  в  2019  году  практически  не  было причин для роста рынка грузовых автомобилей.

Но  в  декабре  продажи  грузовиков  подскочили  на  8,7%,  продажи  LCV — на 7,1%, но тоже не от хорошей жизни, а из­за того, что государство анонсировало увеличение утилизационного сбора с января 2020 г.

Потребители  поспешили  купить  грузовики до повышения цен и оказались правы, утильсбор вырос:

• на новые грузовики массой  до 2,5 тонн на 25,3%;

• от 3,5 до 5 тонн на 5,3%;

• от 8 до 12 тонн на 15%;

• от 12 до 20 тонн на 18,6%;

• от 20 до 50 тонн на 21,5%.

Базовая  ставка  утилизационного  сбора  для  грузовиков  и  автобусов составляет 15 тысяч рублей.  Разумеется,  автопроизводители  вынуждены  будут  компенсировать  пошлины  повышением  стоимости  машин.

Хорошее начало

Повышение  утильсбора  не  сразу  повлияло  на  цены  автомобилей,  потребители  по  инерции  продолжали  покупать,  и  в  январе  2020 года рынок грузовых автомобилей  продемонстрировал  положительную  динамику.  По  данным  АА  «Автостат»,  рост  продаж  по  сравнению  с  показателями  января  2019  года  составил  18,6%  до 6,1 тыс. ед.

Объём  продаж  автомобилей  КамАЗ  составил  1925  ед.,  что  на  3,3%  больше,  чем  годом  раньше.  Продажи  «Группы  ГАЗ»  выросли  на 18%, до 615 ед., резко нарастили продажи Volvo, почти на 70%,  до 494 ед., MAN (412 ед.; +42,6%),  Mercedes­Benz  (369  ед.;  +60,4%).  Положительная  динамика  была  характерна  для  большинства  брендов коммерческого автотранспорта.

Продажи  подержанных  грузовиков  тоже  выросли,  более  чем  на 16%, до 17191 ед.  Больше всего  было продано автомобилей КамАЗ,  4725  ед.,  что  на  18%  больше,  чем  в  январе  2019  года.  Существенно  выросли продажи грузовых автомобилей Volvo, на 18%, до 1,04 тыс. ед.  и  Scania, на 35%, до 1, 03 ед.

Объём  продаж «Группы ГАЗ» вырос незначительно, на 2%, до 1,8 тыс. ед. Однако прогнозы до конца года  участники  рынка  дают  пессимистичные,  предполагая,  что  рынок  сократится ещё в среднем на 5%, но  уже к показателям 2019 года.

Считается, что нормальный темп выбытия старого автопарка 7% в год. В России в сегменте грузового транспорта этот показатель 3%


Светлое старое будущее

По данным АА «Автостат», устаревший грузовой автопарк в России  насчитывает  почти  4  млн  ед.  При  этом грузовиков, соответствующих  устаревшему  стандарту  Евро­3,  около 1 млн ед.  Грузовиков, которые не соответствуют даже стандарту Евро­2 в России около 60%.

Считается, что нормальный темп  выбытия  старого  автопарка  7%  в  год.  В  России  в  сегменте  грузового транспорта этот показатель 3%.  Практически,  национальный  грузовой автопарк представляет собой  настоящий автохлам и эту проблему  уже  нельзя  игнорировать,  так  как  она  угрожает  экологии,  экономике и, в конечном итоге, безопасности  граждан.  И,  кроме  того,  это отличный повод ввести новый  налог, чтобы пополнить казну.

Министерство  промышленности и торговли России предложило  Министерству  транспорта  увеличить  с  2021  года  базовую  ставку  транспортного  налога  на  коммерческие автомобили Евро­3 и ниже.  А глава комитета Государственной  Думы  РФ  по  транспорту  и  строительству Евгений Москвичев предложил  вообще  запретить  коммерческие  автомобили  с  классом  Евро­0  и  Евро­1.  Запрет,  конечно,  неосуществим, таких машин очень  много. Но налог вполне могут ввести, и скорее всего введут, и под его  действие  попадут  примерно  80%  грузовых автомобилей.

Грузовики в РФ, соответствие стандартам Евро, млн ед., по данным ГИБДД на 2018 г.Выиграть от этого может не только  госбюджет, но и автопроизводители.  Несколько лет назад благодаря программе  утилизации  автохлама  автопроизводители  смогли  существенно  нарастить объём производства и продаж.  В  случае  с  грузовым  автохламом потребители будут считать, что  обойдётся дешевле — платить налог  на «зилок» тридцатилетней давности  или купить новый грузовик.

Позднее глава ведомства Денис  Мантуров  пояснил,  что  предложенное  Минпромторгом  повышение  ставок  транспортного  налога  для  автомобилей  экологического  класса Евро­3 и ниже не коснется  владельцев  личных  автомобилей.  Таким  образом,  за  модернизацию  автопарка  заплатят  юридические  лица.

Возможно, это вызовет какое­то  небольшое  возмущение,  так  как  основные  потребители  старых  грузовиков  это  малый  и  средний  бизнес,  который  экономит  за  счёт  старых  машин.  Но  ведь  приняли  в России и дорожный сбор и даже  повышение  пенсионного  возраста,  без  особых  эксцессов.  Тем  более,  что  в  случае  с  автохламом  хоть  какая­то польза есть всем. КамАЗ, «Группа ГАЗ» и «Соллерс»  практически  поддержали  инициативу  Минпромторга.

Если  налог будет введён, это и будет та самая  государственная  поддержка  автопрому,  которую  постоянно  требуют  автопроизводители.  Это  такая  поддержка, о которой можно только мечтать в кризис, благодаря ей  можно  загрузить  мощности  всех  заводов выпускающих грузовики и  надолго.

Поскольку  налог  планируется  ввести  с  2021  года,  то  автопроизводителям  нужно  продержаться  2020  год,  а  дальше  будет  лучше.  Предположительно.

Добавить комментарий