Российский рынок свечей зажигания продолжает сокращаться вслед за проблемами в производстве и продажах автомобилей. Тем не менее, российский авторынок остаётся для производителей свечей привлекательным — появляются новые бренды, начал работу новый завод.
Свечи зажигания — типичный рынок расходников: компоненты легко взаимозаменяемы по брендам, мало
отличаются по стоимости, поэтому на рынке много брендов, ТМ, внебрендовой продукции и большая доля контрафакта. Вопрос «как отличить подделку от брендовой свечи» — один из наиболее популярных у автовладельцев, когда речь заходит о свечах зажигания, и, по некоторым данным, доля контрафакта на рассматриваемом рынке достигает 70% и больше. Примерная ёмкость российского рынка свечей зажигания составляет порядка 80 млн ед. в год.
Свечи зажигания — если рассматривать условно «подотчётную» статистике часть рынка — представлены десятками производителей, среди которых назвать наиболее известными можно Denso, Bosch, Beru, Brisk, Champion, ACDelco, NGK, HKT, Besfits, Magneti Marelli, Goodwill и другие.
Считается, что основных брендов свечей зажигания для автомобилей отечественных марок около десятка, среди них больше свечей ТМ Denso и Champion, Brisk, Bosch и NGK. Для автомобилей европейских и американских брендов наиболее востребованны свечи зажигания Beru, Bosch, Champion, NGK, Denso, Finwhale. Свечи Bosh и Champion в большей степени востребованы для автомобилей азиатских марок, также как и Denso, NGK.
Следует заметить, что на самом деле нет точных сведений о брендовой структуре рынка, поэтому в разных источниках можно не встретить упоминания о популярных брендах или наоборот, столкнуться с утверждением о значительном преобладании какоголибо одного бренда над другими.
Так что, скорее всего, статистика рынка близка к произвольной и связана в большей степени с конкурентной борьбой между брендами, с использованием маркетинговых и имиджевых инструментов продвижения, а не с объективной реальностью.
Первичный рынок определяется требованиями конкурентоспособности в сегменте новых автомобилей, здесь нет места внебрендовой продукции, и за возможность поставлять свечи зажигания идёт довольно острая конкурентная борьба между основными брендами.
Но вторичный рынок свечей зажигания определяется структурой автопарка. Российский автопарк характеризуется преобладанием устаревших отечественных автомобилей и подержанных иномарок. Кроме того, в России топливо разного качества, часто плохого, преобладание «гаражного» сервиса, невысокая покупательская способность, потребность экономить на обслуживании и покупке автокомпонентов. Эти факторы способствует относительно частой замене свечей и не особенной разборчивости в брендах. Но есть другие, противоположные, тенденции.
Например, одна из глобальных тенденций — рост доли высокоэффективных свечей зажигания. Это связано с ужесточением экологических норм, которые дают преимущество современным иридиевым и платиновым свечам, эти же свечи способствуют экономии топлива, стремление к которой тоже одна из глобальных тенденций. Свечи зажигания с иридиевыми, платиновыми, иттриевыми наконечниками постепенно вытесняют обычные и многоэлектродные свечи — с автомобильных сборочных предприятий быстрее, с вторичного рынка медленнее.
Статистика рынка близка к произвольной и связана в большей степени с конкурентной борьбой между брендами, с использованием маркетинговых и имиджевых инструментов продвижения, а не с объективной реальностью
Наиболее широко представлены свечи с иридиевыми наконечниками на электродах брендов Denso, NGK и Bosch. Продажи иридиевых свечей зажигания растут быстрее других, объём продаж больше.
Наиболее востребованные бренды платиновых свечей зажигания — Denso, NGK, Bosch и Brisk. Свечи с иттриевыми наконечниками представлены на рынке брендами Bosch и Brisk.
Ещё одна глобальная тенденция — усложнение процесса замены свечей в современных автомобилях, что тоже замедляет динамику рынка. Всё это способствует предпочтению автовладельцами свечей с увеличенным сроком службы и способствует низкой динамике рынка для тех покупателей, которым не важна стоимость детали.
Нередко можно видеть утверждения о том, что свечи — одни из самых дешёвых деталей, поэтому даже двукратное и более увеличение стоимости не влияет на рынок. Но это вряд ли соответствует реальности — значительную часть автопарка составляют старые автомобили, владельцы которых стремятся к тому, чтобы расходные для их автомобилей стоили как можно меньше. Сокращение продаж на авторынке, снижение покупательской способности — приводят к сокращению продаж и свечей зажигания. И этому же способствует увеличение интервала замены свечей — но уже в другом покупательском сегменте.
Все факторы в совокупности привели к резкому падению продаж на рынке свечей зажигания в 2015 году, о котором говорят многие участники рынка. Особенно пострадал сегмент импортных брендовых свечей, который уменьшился от 20% до 50% и это был рекордный показатель среди других автокомпонентов. Но импорт из развитых стран мог сократиться, скорее, из-за различных санкций, «разгул» которых наблюдался
как раз в то время.
Особенно пострадал импорт из Японии, это наиболее крупный импортёр, с долей около 50%. В то же время, есть распространённое мнение, что более 80% свечей зажигания поставляется из Китая. Правда, это не собственно китайские бренды. Первой китайской ТМ на рынке стал Torch и произошло это недавно. Существенного сокращения импорта из этой страны не было.
В этом году рассматриваемый рынок, возможно, сократился на 25–27% и, казалось бы ситуация далека от того, чтобы думать о росте продаж, а не о выживании.
Ряд СМИ прошедшим летом утверждали, что в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года экспорт свечей зажигания из России вырос в сотни раз. Эта новость заслуживала бы особого внимания, но не имела продолжения и подтверждения
Но в России есть крупные автопроизводители, которые всегда будут потреблять много автокомпонентов, свечей, в частности. Прежде всего, АвтоВАЗ. В расчёте на это в Тольятти и открылся новый завод по производству свечей зажигания фирмы «Brisk» (Чехия). Планируемый объём производства 4,5–5 миллионов свечей зажигания в год.
В церемонии торжественного открытия завода в Тольятти, в октябре приняли участие замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, министр промышленности и торговли Чешской Республики Ян Младек, представители правительства Самарской области, чешское и российское руководство Brisk, президент АвтоВАЗа Николя Мор.
Важность события в ситуации, сложившейся на авторынке, трудно переоценить, с чем и связано количество высокопоставленных участников мероприятия.
Направленность завода — поставки свечей на АвтоВАЗ, к двигателям которого они и рекомендованы. Но не исключено, что учитываются и потенциальные экспортные возможности российского автопрома. Открытие завода, по официальной позиции, это ещё один шаг к углублению локализации АвтоВАЗа.
Кстати, ряд СМИ прошедшим летом утверждали, что в первом квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года экспорт свечей зажигания из России вырос в сотни раз. Эта новость заслуживала бы особого внимания, но не имела продолжения и подтверждения.
Бумообразный рост рынка свечей зажигания маловероятен, зато количество автомобилей в России обеспечивает свечам зажигания стабильный рынок сбыта при любом сценарии развития.
Но замена устаревших свечей на более современные, в масштабах автопарка, будет намного медленнее, если продажи автомобилей так и не восстановятся. И даже в случае, если продажи автомобилей внезапно начнут расти, ожидать восстановления докризисных показателей вряд ли стоит, так как увеличивается срок службы свечей. Но пока никаких признаков начала восстановления рынка нет, значит, на рынке свечей будут развиваться существующие тенденции.