В первые месяцы 2019 года рынок коммерческого автотранспорта продолжил сокращаться. Участники рынка опасаются, что, несмотря на незначительные показатели снижения рынка, негативные тенденции будут продолжаться весь год.
В 2016 году началось восстановление рынка коммерческого автотранспорта после сокрушительных показателей 2013–2015 годов. Показатели рынка приближались к показателям 2012 года, но в 2018 году динамика роста пошла на спад. Начало 2019 года показывает, что, скорее всего, тренд 2018 года продолжится далее. Однако, нужно заметить, что сокращение рынка небольшое, так что более уместно говорить о стагнации рынка, по крайней мере, пока.
По данным АА «АВТОСТАТ», в апреле 2019 года объём рынка новых грузовых автомобилей в России сократился на 1,7% к аналогичному периоду 2018 года и достиг 7 тыс. ед. В рассматриваемый период КамАЗ остался ведущим производителем грузовиков, увеличив продажи на 7,7%, до 2,5 тыс. ед. Зарубежные участники рынка показали в апреле противоречивые результаты: продажи Volvo сократились на 14,8%, до 467 ед., продажи Scania увеличились на 9,8% до 460 ед., продажи MAN выросли на 19%, до 408 ед.
В целом, с января по апрель рынок грузовых автомобилей сократился на 2% к АППГ, до 24,5 тыс. ед. Рынок новых LCV в апреле сократился на 9,2%, до 9,7 тыс. ед. Стабильный лидер этого сегмента, «Группа ГАЗ», сократила продажи на 7,1%, до 4,4 тыс. ед. УАЗ увеличил показатели на 1,3%, до 1,5 тыс. ед. АвтоВАЗ поставил на рынок 1026 ед., что на 6,4% меньше, чем годом ранее. Продажи Ford увеличились на 5,6%, до 1004 ед.
Показатели Volkswagen сократились на 6,5%, до 557 ед. Российский рынок автобусов (без LCV) в апреле существенно увеличился, на 17,1%, до 1,4 тыс. ед. Показатели продаж флагмана сегмента, компании ПАЗ, увеличились почти на 35%, до 708 ед. Продажи ЛиАЗ упали на 6,2%, до 319 ед., показатели НефАЗ выросли на 110,9%, до 116 ед. Несмотря на удачный апрель, суммарно за четыре месяца с начала года по апрель рынок автобусов сократился на 2,5%.
Фон рынка
Но на фоне продолжающегося падения рынка нужно отметить несколько значимых событий, которые в перспективе повлияют на структуру рынка грузовых автомобилей.
В мае в Набережных Челнах открылся завод по производству каркасов кабин для грузовиков «КАМАЗ» и Mercedes-Benz под управлением «Даймлер КАМАЗ Рус». Завод будет поставлять каркасы кабин на конвейеры КамАЗ и Mercedes-Benz в Набережных Челнах.
Строительство завода началось в марте 2016 года. В предприятие инвестировано более 14 млрд рублей. Производственная мощность завода 55 тыс. кабин в год.
Производство кабин представляет собой этап реализации инвестиционной программы производства грузовиков КамАЗ поколения К5. Выпуск первой модели новой линейки магистрального тягача КамАЗ-54901 уже начался. Также в рамках проекта будет запущено производство шестицилиндрового двигателя Р6, объёмом 12 тыс. ед. в год.
В мае на калининградском Автоторе началось серийное производство тягача нового поколения Ford Trucks F-Max с 12,7-литровым дизельным двигателем Ecotorq мощностью 500 л.с.
Тем временем, в подмосковных Химках началось строительство Hino Motors, завода грузовых автомобилей производственной мощностью 2 тыс. ед. в год. Строительство планируется завершить к концу этого года, в мае 2020 года предполагается начать выпуск грузовиков Hino 300 полной массой 3,5 тонны и 7,5 тонны, а также Hino 500 на 12 и 18 тонн.
Проблемой для автоиндустрии остаётся ситуация с «Группой ГАЗ», которую Министерство финансов США внесло в санкционный список около года назад, вместе с Олегом Дерипаской. Предприятие уже несёт потери, ситуация пока не разрешилась. Недавно гендиректор «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин попросил вице-премьера Дмитрия Козака выделить 29,5 млрд рублей в качестве господдержки, так как из-за санкций ГАЗ вынужден был перейти к предоплате в отношениях с поставщиками и вынужден быстрее, чем обычно, исполнять долговые обязательства.
Главное событие
До конца года и в дальнейшем, ситуацию на рынке коммерческого автотранспорта будет определять не только, а может быть и не столько спрос сколько возможности господдержки. Пока нет значительных причин ни для роста ни для сильного падения производства и продаж рынка коммерческого автотранспорта и именно господдержка может позволить пережить очередные нелёгкие времена на авторынке.
25 мая 2019 года правительство РФ ввело балльную систему доступа к господдержке предприятий автопрома. В постановлении правительства РФ от 17 июля 2015 года №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» говорится о том, что балльная оценка будет определяться исходя из уровня, «соответствующего, в балльном исчислении, операциям штамповки, сварки, окраски, локализации двигателя внутреннего сгорания, коробки переключения передач, систем управления и лакокрасочных материалов…
Совокупное количество баллов за выполнение на территории России операций для каждой единицы продукции автомобилестроения будет начисляться в виде суммы баллов за фактическое выполнение перечисленных операций и баллов за наличие в специальном инвестиционном контракте обязательств инвестора или его смежников».
В рамках новой системы господдержки, с 1 июля 2019 г. чтобы получить поддержку по специнвестконтракту (СПИК) с правительством, нужно будет набрать за различные операции не менее 7000 баллов.
Например, за локализацию сварки и окраски кузова будет начислено 400, за локализацию кабины будет начислено 500 баллов. Штамповка не менее 70% обеспечит 300 баллов (кроме производства автобусов), использование российского металла даст еще 200 баллов.
Кроме того, для получения господдержки и возмещения части затрат на производство с 1 января 2019 года компания-производитель легких коммерческих автомобилей должна набрать не менее 2000 баллов, с 1 января 2021 года не менее 3200 баллов, с 1 января 2023 года не менее 4500 баллов, с 1 января 2025 года не менее 5500 баллов.
В свою очередь, производитель грузовиков для участия в госзакупках с 1 января 2019 г. должен иметь не менее 2000 баллов, с 1 января 2021 года не менее 3200 баллов, с 1 января 2023 года не менее 4500 баллов, с 1 января 2025 года — не менее 5800 баллов.
Наконец, производитель автобусов, чтобы участвовать в этой программе, должен набрать с 1 января 2019 года не менее 1700 баллов, с 1 января 2021 года не менее 2900 баллов, с 1 января 2023 года не менее 4300 баллов, с 1 января 2025 года не менее 5600 баллов.
Если не все производители коммерческого автотранспорта смогут набрать нужное количество баллов, то кому-то даже придется уйти с рынка или сократить размер амбиций. В этом контексте интересно, какой будет ситуация со СПИК «Группы ГАЗ», если санкции против неё всё же будут введены.