Ведущий эксперт АА «АВТОСТАТ», кандидат технических наук, Виктор Пушкарев, рассказывает об особенностях российского рынка моторных масел для грузовых автомобилей, о том какие факторы на него влияют и как на нём отразился кризис автомобильной отрасли.
Каковы характерные особенности российского рынка моторных масел для грузовых автомобилей?
Среди основных характерных особенностей рынка можно выделить следующие: • потребность в широком ассортименте моторных масел, обеспечивающем специфику российских условий эксплуатации автомобилей (многообразие географических и климатических зон, состояние дорог, качество топлива и т.д.);
• большой объём потребления моторных масел, соответствующих устаревшим требованиям (ГОСТ);
• доминирование крупных отечественных производителей масел, таких как Лукойл, Газпромнефть, Роснефть и др;
• низкие темпы роста и развития рынка.
Какие факторы в наибольшей степени определяют динамику потребления масла грузовыми автомобилями в России: до кризиса на авторынке и в настоящее время?
Динамика потребления моторных масел грузовыми автомобилями, прежде всего, зависит от динамики численности парка и
интенсивности его эксплуатации.
В свою очередь, оба этих фактора зависят от состояния экономики и активности бизнеса. Например, в 2015 году грузооборот автомобильного транспорта упал с 247 до 233 млрд т-км, что свидетельствовало о снижении интенсивности эксплуатации. Но уже в 2017 году этот показатель вырос до 250,9 млрд т-км, т.е. превзошёл докризисный уровень. А вот рост численности парка удручает: последние годы он не превышает долей процента.
Какие виды грузовых автомобилей потребляют масла больше всего в настоящее время?
Наибольшие объёмы моторных масел, закономерно, потребляют седельные тягачи и самосвалы.
Как повлиял кризис на объём потребления масел и виды потребляемого масла грузовыми автомобилями?
Как уже говорилось выше, в период кризиса наблюдалось заметное снижение грузоперевозок, что, вероятно, приводило к снижению потребления моторных масел, однако сложно оценить это в цифрах. Возможно, снижение составляло несколько процентов по рынку.
Известно, что многие потребители под влиянием кризиса корректировали и оптимизировали свои портфели смазочных материалов.
Однако переход на более дешёвые масла, в том числе с синтетического типа на полусинтетический, как правило, основан на строгом соблюдении рекомендаций автопроизводителей по вязкости и стандартам качества или допускам. Причём существуют условия эксплуатации, когда нельзя заменить один тип масла другим. Например, при температурах ниже минус 20 градусов можно использовать только синтетическое масло.
Насколько результативным является импортозамещение на рассматриваемом рынке?
Поскольку, по нашим расчётам, рыночная доля отечественных моторных масел сейчас составляет не менее 65%, то обсуждение вопроса импортозамещения выглядит не очень актуальным. Хотя, в отдельных случаях, этот процесс имеет место. Например, при замене сильно подорожавшего импортного синтетического масла на менее дорогую отечественную «синтетику», имеющую допуски известных автопроизводителей.
Какова динамика потребления масла высоких стандартов экологичности в 2018 году?
Стоит подчеркнуть, что динамика потребления таких масел связана с объёмом продаж новых автомобилей, соответствующих
нормам экологичности Евро-5 и Евро-6. Так, в 2018 году было продано 82,3 тыс. новых грузовиков, уровень экологичности которых теоретически не должен быть ниже Евро-5.
Эти автомобили составили около 2% от зарегистрированного парка или 3% от активно эксплуатируемого парка. Эти цифры показывают темп обновления парка и по ним можно очень приближённо оценивать динамику потребления масел «высоких стандартов». Реальными и точными данными располагают производители и дистрибьюторы масел, но эта информация является коммерческой тайной.
Поставщики масел для грузовых автомобилей на российском рынке: изменилась ли структура рынка в 2018 году и как именно? Насколько структура рынка устойчива, возможно ли появление новых игроков?
По мнениям самих участников рынка моторных масел его структура является сформированной и очень устойчивой, а происходящая конкурентная борьба между ведущими производителями идёт за отдельные проценты долей рынка. Появление новых игроков возможно лишь в том небольшом сегменте, где сосредоточено несколько десятков брендов с малыми объёмами продаж.
Насколько велика доля контрафакта на рассматриваемом рынке?
Такие оценки отсутствуют.
Однако, можно предположить, что эта доля существенно ниже, чем на рынке моторных масел для легковых автомобилей. Основание для этого в том, что дилерские и независимые СТО работают с дистрибьюторами масел по долгосрочным договорам прямых поставок.
Какой канал продаж масел для грузовых автомобилей можно назвать основным в настоящее время?
Основными каналами продаж, по нашей оценке, являются независимые грузовые автосервисы и сервисные центры официальных дилеров.
Какие направления технического прогресса в наибольшей степени повлияют на рынок масел для грузовых автомобилей в близкой и среднесрочной перспективе?
Эти направления хорошо известны:
• повышение экономичности автомобилей;
• увеличение ресурса двигателей;
• улучшение экологических характеристик транспорта.