Рынок ремонтных материалов есть ремонт – есть материалы

Рынок ремонтных материалов есть ремонт – есть материалыРынок авторемонтных ЛКМ, а также грунтов, шпатлевок, клеев, герметиков, антикоррозионных и противошумных мастик и т.д. продолжает поступательно развиваться, так как все важные факторы этому только способствуют.

В России постоянная потребность в ремонте автомобилей обеспечивает устойчивость рынка любых авторемонтных материалов при любой динамике авторынка. Объём рассматриваемого рынка около 10 млрд рублей, он растёт темпами 5–6% в год.
На фоне большинства других отраслей промышленности, состояние этого рынка можно считать удовлетворительным, хотя он и не в лучшем состоянии. На рынок авторемонтных материалов наиболее негативно влияют снижение покупательной способности, проблемы автострахования, связанные со спецификой оценки ремонта по ОСАГО, трудности автосервисного рынка, волатильность рубля.
По мере развития кризиса авторынка, в сфере продаж авторемонтных ЛКМ и других материалов тоже был спад, который сопровождался смещением продукции в низкие ценовые категории. В принципе, качественных улучшений с тех пор не произошло, и рынок развивается в тех же рамках.
Российский рынок авторемонтных материалов остаётся импортозависимым, существующие российские производители не могут удовлетворить все потребности рынка. В структуре рынка авторемонтных ЛКМ преобладают бренды BASF, Helios Domzale, Axalta Coating Systems, Novol, AkzoNobel, PPG Industries, HB Body, Nippon Paint, до 80%, недорогие материалы отечественного производства, — «Русские краски», «Волжские краски » или импортированные из азиатских стран. Это определяет довольно острую конкуренцию на рынке, позволяет появляться на рынке новым игрокам, но, в целом, структура его остается неизменной.
Импортозамещение на рынке ЛКМ для автомобилей и авторемонта в принципе проблематично, так как мировой рынок занимают несколько крупнейших корпораций, местные компании повсеместно занимают меньшую долю рынка. то связано с технологическим превосходством транснациональных игроков, которые могут разрабатывать наиболее качественные материалы, пользуясь передовыми научными разработками. Кроме того, крупные компании могут предлагать продукцию во всех сегментах рынка и конкурировать с отечественными компаниями в том числе и в бюджетном сегменте.
Авторемонтные материалы на российском рынке, %Но для рынка авторемонтных материалов характерна также высокая доля малоизвестных или совсем неизвестных марок продукции.
Это связано с тем, что потребители вынуждены экономить, авторемонтные материалы в этом случае многим кажутся оптимальным направлением снижения расходов на обслуживание автомобиля. Ремонт уходит в «гаражи» или никуда не уходит, проводится владельцем автомобиля самостоятельно, а это ведёт к спросу на дешёвые материалы.
Участники рынка надеются, что это временное явление, и несколько лет формировался отложенный спрос на качественные материалы, который должен реализоваться, когда ситуация на авторынке изменится кардинально. Хотя в большей степени это зависит, скорее, от покупательной способности, чем от состояния авторынка.
Авторынок можно стимулировать и бюджетными вливаниями, но это вряд ли приведёт к желанию потребителей тратить больше на ремонт, скорее, это увеличит спрос на те же бюджетные материалы.
Помощи не будет
Ситуация в сфере автомобильных ЛКМ в плане импортозависимости беспокоит власти. Так, в 2017 году Минпромторг разместил заказ «Разработка и утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по развитию отрасли по изготовлению лакокрасочных покрытий на период до 2025 года», который получил «НИИТЭХИМ».
Принятие программы было намечено на третий квартал 2018 года. Но пока ничего о принятии не слышно. Такая программа могла бы повлиять на структуру и динамику рынка, хотя как именно, не совсем понятно, так как выпуск отечественных ЛКМ основан на поставках материалов и добавок из-за рубежа, у отечественных предприятий существуют трудности с привлечением инвестиций.
В ноябре 2018 года довольно большой резонанс получила новость о том, что Минпромторг намеревается потребовать окрашивать автомобили российскими лаками и красками.
Это сразу вызвало вопросы участников рынка так как ЛКМ, соответствующие глобальным стандартам, в России не производят.


Структура рынка не претерпит изменений ни в ближайшем, ни в отдалённом будущем, игроки доминирующие сейчас, продолжат доминировать, количество различных неизвестных ТМ на рынке останется большим


Тем не менее, Минпромторг разработал поправки к постановлению правительства №719, в котором применение российских ЛКМ позиционировалось как способ углубления локализации. С 2020 года автопроизводители должны были бы использовать не менее 30% российских ЛКМ при окрашивании легковых автомобилей. Это могло бы очень сильно повлиять на рынок и ремонтных ЛКМ тоже. Но из-за отсутствия всякого энтузиазма у участников рынка, инициатива Минпромторга была отложена.
Перспективы
Рост российского авторынка, который хоть и замедляется, но всё же продолжается, способствует росту продаж материалов для авторемонта. Но качественных изменений в этом направлении ждать не приходится. Структура рынка не претерпит изменений ни в ближайшем, ни в отдалённом будущем, игроки доминирующие сейчас, продолжат доминировать, количество различных неизвестных ТМ на рынке останется большим. Рынок останется импортозависимым, если рост экономики восстановится, то импортозависимость скорее еще больше усилится с ростом покупательной способности.

Добавить комментарий