Рынок оборудования для автосервиса: стойкая привычка к кризису

Рынок оборудования для автосервиса стойкая привычка к кризисуРоссийский рынок автосервисного оборудования продолжает страдать от падения спроса со стороны потребителей, который определяется ситуацией на рынке сервисного обслуживания. Но есть надежда на восстановление рынка к докризисному состоянию, так как понемногу растут продажи автомобилей.

Рынок автосервисного оборудования адаптировался к существованию в кризисных условиях после сокращения на 30–40% в 2016 году к показателям 2015 года.
При этом, рынок не успел сформироваться в полной мере до кризиса, так как автосервисный бизнес переживал бурный расцвет и в то же время быстро менялся состав автопарка в сторону более технологически совершеных иномарок, что заставляло предпринимателей искать и пробовать все новые виды и бренды оборудования. Кризис застал сервисные станции с большим разнообразием оборудования и инструмента, самых разных марок.
Оборудование в российских СТО, одна из версий, %В кризис владельцы СТО привыкли не покупать дорогое оборудование, продолжая эксплуатировать надежное подержанное или же приобретать недорогую китайскую продукцию. Этому также способствуют неприемлемые для многих СТО условия лизинга, которые, гипотетически, должны бы помогать предпринимателям переживать тяжелые времена, позволяя покупать инвестиционные товары по доступным ценам.
Структура рынка с прошлого года не поменялась — импортное оборудование занимает по разным данным от 70% до 90% рынка, отечественное оборудование от 10% до 20%, noname — от 10% до 20%. В сегменте импортного оборудования безусловно преобладает китайское.
Диагностические сканеры на СТО, доли производителей, %Рынок оборудования имеет и региональный аспект: сервисы Москвы и миллионников в техническом отношении более продвинуты, доля китайского оборудования меньше, чем в регионах, где китайская продукция занимает до 90% рынка по многим позициям.
Типичные особенности рынка оборудования можно рассмотреть на примере сегментов шиномонтажных станков, сканеров и подъёмников.
Шиномонтажные станки
Сегмент шиномонтажных станков чрезвычайно разнообразен. Оборудование импортное, ввезенное из более, чем 50 стран мира. Сегмент примерно на треть заполнен подержанной техникой европейских и американских марок, почти 10-летней давности. Среди наиболее популярных брендов — итальянские Sicam, Giuliano, Corghi, Teco, M&B Engineering, Fasep, Mondolfo,Ferro, немецкие Bosch, Hofmann, Beissbarth, Nussbaum, американские Hunter.
Китайских брендов оборудования в сегменте много, некоторые участники рынка считают, что в реальности они занимают до 95% сегмента станков. Среди них чаще используются станки Bright, Unite, Trommelberg, Ultra, Flying, Protector, Launch, Best, Puli, Miol. Есть и отечественные — ТМ Sivik, Sibek, Sorokin, ГАРО.
Характерная тенденция сегмента — наращивание доли китайского оборудования за несколько лет кризиса. В то же время, китайское оборудование становится выше качеством и уже не воспринимается как неэквивалентная замена европейским маркам.
Бренды подъемников на СТО, %Китайское оборудование уже конкурирует с подержанным европейским и американским более высокого уровня оборудованием. Так что и после восстановления рынка вряд ли китайская продукция уступит захваченные позиции. На руку китайским продавцам и производителям играет низкий уровень рубля к основным валютам.
Сканеры
На российском рынке диагностических приборов особенности рынка оборудования выражены особенно ярко. Сегмент оккупирован мультимарочными сканерами китайского производства в том числе китайскими копиями известных брендов и прямо контрафактным оборудованием.
Сканеры Bosch и Carman Scan, представленные в средней ценовой категории, многим не по карману, не говоря уже о дилерских устройствах. На цены оборудования этих брендов сильно влияет динамика курса валют. В результате, по разным данным, китайские сканеры занимают от 60% до 90% сегмента, а дилерские — не больше 10%.
Предпринимателям не на что надеется — избытка клиентов нет, продолжается миграция автовладельцев в гаражные сервисы, где никакие сканеры вообще не нужны, условия кредитования для предпринимателей неудовлетворительные.
Специалисты вынуждены компенсировать недостатки низкобюджетной продукции, которая не всегда полнофункциональна, собственным опытом в диагностике. В этом сегменте ведущим фактором выбора оборудования однозначно является стоимость.
Этот сегмент рынка, вероятно, наиболее быстро отреагирует на реальное восстановление авторынка и ускоренное обновление автопарка, в пользу более технически сложных автомобилей. Тогда от качества оборудования будет зависеть эффективность обслуживания автомобиля и низкобюджетным сканером уже не обойтись.
Подъемники
Цена является ключевым фактором выбора и подъемников. Этот вид оборудования абсолютно необходимым для любого мало-мальски серьёзного СТО, и это достаточно дорогостоящее оборудование. Подавляющее большинство сервисов легковых автомобилей ограничиваются приобретением стандартного 2-стоечного подъемника. Подавляющее большинство подъемников на сервисах электрогидравлические, так как они более долговечны.
Большую, а, по некоторым данным, преобладающую долю занимают в сегменте подъемники ДАРЗ. Как и во многих других сегментах, существенную если не преобладающую долю здесь занимает продукция китайского производства. Подъемники не столь технологически сложны, поэтому в данном случае китайское оборудование вполне приемлемо. Наиболее востребованный бренд, среди подъемников китайского производства, АТИС. Но также существенную долю занимают подержанные европейские подъемники Ravaglioli и OMA.

МНЕНИЕ


Игорь Галахов продукт-специалист Bosch по диагностиче- скому оборудованиюИгорь Галахов продукт-специалист Bosch по диагностическому оборудованию

Рынок начал восстанавливаться после затяжного падения. Видно оживление у покупателей. Появляется большое количество новых моделей оборудования. Это наблюдается как в традиционных сегментах (диагностика электронных блоков управления, шиномонтажное оборудование, оборудование для диагностики дизельных топливных систем и т. д.), так и в начинающих формироваться сегментах (например, устройства для калибровки систем помощи водителю — DAS). Наблюдается рост интереса у покупателей к оборудованию в новых сегментах, так как рынок услуг в них ещё не настолько насыщен, как, например, рынок шиномонтажных работ или работ по проведению ТО автомобиля.
Традиционная проблема — недостаток финансирования. Всё ещё достаточно дорогие кредиты и относительно сложные схемы приобретения оборудования в лизинг.

Незначительную долю на рынке занимают Rotary Lift, MAHA, Nussbaum, AuTop. Сегмент подъемников на предполагаемое и всеми ожидаемое восстановление авторынка отреагирует, скорее всего, не так быстро, срок
службы подъемника относительно длительный. С другой стороны, в какой-то период, установленная в кризис техника потребует замены в массовом порядке, во многих СТО. И в то ж время, обслуживание более сложных автомобилей потребует и более продвинутых подъемников.
Перспективы
Рынку сервисного обслуживания в России ничего существенно не угрожает. Напротив, стареющий автопарк обеспечит сервисы загрузкой надолго. Но с другой стороны, старый автопарк, уход автовладельцев в гаражи или в самообслуживание уже негативно повлияли и продолжают влиять на рынок — обороты сервисов невелики и не позволяют покупать качественное оборудование известных брендов, способствуют процветанию контрафакта и вынуждают приобретать оборудование низкого качества, а это, в свою очередь, совсем не делает более безопасной эксплуатацию автомобилей.

Рынку сервисного обслуживания в России ничего существенно не угрожает. Напротив, стареющий автопарк обеспечит сервисы загрузкой надолго


Российский автопарк насчитывает более 50 млн автомобилей, активно эксплуатируется при этом 70% автопарка, 30 млн автомобилей требуют регулярного ремонта, профилактики, установки дополнительного оборудования. Автопарк продолжает расти, несмотря на то, что объем продаж пока небольшой, он есть и рост увеличивается за счет новых иномарок. Постепенное обновление автопарка происходит, оно неизбежно влечет за собой изменение рынка автосервисного оборудования.

МНЕНИЕ


Алексей Духовный Руководитель коммерческого отдела ООО «ТЕХА Диагностика»Алексей Духовный Руководитель коммерческого отдела ООО «ТЕХА Диагностика»

Я бы сказал рынок в стабильно-тяжёлом положении, его уже не лихорадит, но приходится прикладывать очень большие усилия чтобы поддерживать заданные объёмы продаж.
При этом 2017 год показал замечательные результаты в сегменте установок для заправки кондиционеров, причём установок дорогих брендов. А из этого хочется сделать вывод, что время дешёвого оборудования проходит и люди, которые вкладывают деньги в собственное СТО, стали задумываться о таких вещах как: срок службы, стоимость ТО, наличие запасных частей, время ремонта и т.д.
Основная проблема стара как мир   — это не побеждённое пиратство. Российский рынок диагностического оборудования завален пиратскими версиями и клонами оригинальных приборов, по очень низким ценам. К сожалению, очень многие крупные компании, работающие на рынке диагностического оборудования, пиратство поддерживают, продавая такие приборы.

Ожидается, что до конца 2017 года объем автосервисных услуг увеличится на 15–20% к показателям 2016 года. Это вряд ли повлияет на рынок оборудования в скором времени, даже докризисные объемы не восстановятся, но главное, что есть положительные тенденции и рано или поздно они повлияют и на рынок оборудования для автосервисов в лучшую сторону.

Добавить комментарий