В российском автопарке более 50 млн автомобилей, из них постоянно эксплуатируется 70% автопарка. Регулярного ТО, ремонта, установки дополнительного оборудования требуют 30 млн автомобилей. Такие масштабы авторынка обеспечивают загруженность автосервисов и постоянную востребованность оборудования и инструментов.
Постоянные изменения на российском рынке автосервисного оборудования определяются постепенной сменой структуры автопарка — выводом из эксплуатации российских автомобилей и ростом доли иномарок и новых российских автомобилей, построенных на зарубежных платформах.
Рынок оборудования СТО формировался в условиях динамичного развития авторынка и быстрой смены структуры автопарка, поэтому для него характерно большое разнообразие применяемых видов оборудования и инструментов, —
разного качества и назначения, от старых советских станков до самых современных образцов диагностического оборудования.
Сейчас рынок автосервисных услуг находится в непростых условиях. Он продолжает восстанавливаться после кризиса, когда в 2016 году упал к показателям предыдущих лет на 40%.
В 2017–18 годах рынок автомобилей начал расти, вслед за ним вырос и сегмент оборудования для СТО. Предприниматели стали чаще приобретать дорогое качественное оборудование, потребители чаще приходили в СТО.
Но продажи автомобилей снова падают в этом году, значит, рынок оборудования полностью восстановиться не успеет и продолжит существовать в стабильно-тяжёлом режиме выживания и тренды, которые определились в кризисное время, будут продолжаться.
Среди этих трендов — недостаток финансирования у владельцев сервисных станций, который определяется ситуацией на авторынке и недоступностью лизинга. И всё это ведёт к предпочтению цены как основного фактора при выборе оборудования.
Иностранное оборудование
Структура рынка не имеет причин для изменения, поэтому всё остаётся по-прежнему: импортное, в основном китайское, оборудование занимает от 70% до 90% рынка, отечественное оборудование от 10% до 20%, noname — от 10% до 20%.
Китайское оборудование приобретается российскими СТО из-за оптимального соотношения цены и качества. При этом участники рынка говорят, что китайское оборудование бывает разным и некоторые бренды характеризуются вполне приемлемым качеством. В частности, это техника, производимая в КНР по лицензии западных партнёров, а также некоторые виды оборудования отечественной разработки.
К китайским брендам, которые оцениваются положительно, относятся Zuver, который поставляет шиномонтажные и балансировочные станки, шиномонтажные комплекты и дополнительное оборудование для обслуживания автомобильных колес и шин.
Bright Technology Co. Ltd тоже востребованный бренд китайского шиномонтажного и балансировочного оборудования.
Китайский бренд Torin — один из самых известных в направлении разработок и поставок установок для отбора масла, стендов для вывешивания ДВС, кранов для вывешивания ДВС и подставок под автомобиль. Отличием производителя от большинства других китайских поставщиков является то, что Torin самостоятельно разрабатывает и патентует оборудование.
Среди немецкого оборудования для СТО наиболее востребованы шиномонтажные станки, балансировочные станки, стенды сход-развала, тормозные стенды и диагностическое оборудование Hofmann, полуавтоматические и электрогидравлические станки, подъёмники для авто и мотоциклов бренда ATH-Heinl.
Еще один немецкий бренд, традиционно занимающий сильные позиции на рынке оборудования, — Trommelberg, поставляющий шиномонтажное, гаражное, диагностическое оборудование, оборудование для кузовного ремонта и замены масла и прочее. Некоторые автосервисы также могут позволить себе профессиональный ручной инструмент немецких брендов, например, Hazet.
Наиболее востребованным итальянским брендом оборудования остаётся Ravaglioli, производитель колонных, плунжерных, двух и четырёхстоечных, ножничных подъёмников, траверсов, компьютерных CCD и различных станков. Также популярным итальянским брендом шиномонтажного оборудования является Fasep.
Высоко оценивается оборудование чешского производства.
Это KronVuz, поставщик шиномонтажного и балансировочного оборудования, AMI производитель различных типов подъёмников с электрогидравлическим приводом и AutoLift, производитель подъёмного оборудования.
Российское оборудование
Есть несколько брендов российского оборудования, которые активно применяются в СТО. Прежде всего, это Sivik, производитель шиномонтажного оборудования, балансировочных станков, подъёмников, оборудования для экспресссервиса, которыми оснащены более половины всех отечественных СТО.
Отличие этого производителя от многих других в том, что большая часть оборудования и комплектующих разрабатывается и выпускается в России, в то время как многие торговые марки, зарегистрированные в России и пользующиеся известностью, на самом деле размещают заказы на китайских предприятиях.
Также высоким спросом пользуются инструменты Новосибирского инструментального завода и установки регулировки развала-схождения «Техно Вектор», которые, по мнению многих участников рынка, более ремонтопригодны, чем зарубежные аналоги.
Среди других популярных российских производителей оборудования — «СибЕК» (вулканизаторы и станки правки дисков), «Механика» (моечные установки, хонинговальные станки), «Димет» (установки напыления металла), «Прецизион» (станки хонингования, обработки седел клапанов), «ДАРЗ» (гаражное оборудование), «Феррум» (верстаки, металлоконструкции для автосервисов), «Челябинский завод автосервисного оборудования», «Auto Арсенал», AV Steel, «Энкор» и другие.
Российское оборудование наращивает конкурентоспособность, чаще всего используется при открытии сервиса, как и китайское.
По мере того как СТО развивается и достигает определенного уровня, владельцы начинают предпочитать оборудование европейского производства, даже если оно подержанное.
Специфика структуры
В разных сегментах рынка соотношение участников рынка по стране происхождения может довольно существенно отличаться.
Также для разных сегментов характерны специфические проблемы,
например, в сегменте диагностического оборудования велика доля контрафактного оборудования, подделок под известные бренды.
В этом сегменте доминируют мультимарочные сканеры китайского производства с копиями известных брендов или контрафактным оборудованием, которые, суммарно занимают до 90% сегмента, в том числе потому, что качественное импортное оборудование слишком дорогое для большинства СТО.
Сегмент шиномонтажного оборудования в основном заполнен китайскими и отечественными брендами, как и сегмент подъёмников. СТО, обслуживающие общественный транспорт, чаще покупают отечественное оборудование.
Но в целом рынок оборудования и инструментов для СТО подчиняется общим тенденциям. Продвинутые дорогие образцы оборудования чаще покупаются СТО Москвы и городов-миллионников, где больше современных автомобилей и водители чаще обращаются в СТО, а не ремонтируют сами. В регионах все пытаются сэкономить, поэтому дешёвые образцы оборудования там безусловно доминируют.