Рынок охлаждающих жидкостей и ГСМ: качество, цены и внимание властей

Рынок охлаждающих жидкостей и ГСМ: качество, цены и внимание властейРынок охлаждающих жидкостей, антифризов, антиобледенителей в России находится на протяжении нескольких лет на постоянном уровне, это один из самых устойчивых сегментов рынка. Крупной проблемой здесь является качество продукции, в частности, избыток на рынке метанолсодержащих антифризов. Рынок ГСМ тоже мало подвержен каким-либо кризисам, но здесь ключевым вопросом является проблема ценообразования.

Рынок охлаждающих жидкостей, антифризов, антиобледенителей в России составляет порядка 400 000 тонн в год. Это один из самых устойчивых рынков при любых условиях, со стабильным приростом до 10% в год. Если производство и продажи автомобилей падают, потребление охлаждающих жидкостей поддерживается рынком вторичных автомобилей.
На российском рынке антифризов представлено большое количество различных видов, типов и торговых марок продукции. Но доминируют в разных ценовых сегментах одни и те же бренды на протяжении многих лет.
Динамика рынка охлаждающих жидкостей в РФ, тыс. тоннПреобладающую долю на рынке занимает продукция среднего ценового сегмента, который пользуется спросом для отечественных автомобилей и подержанных иномарок. Недорогие антифризы и тосолы тоже занимают большую долю на рынке, обеспечивая огромный парк старых российских автомобилей.
В этом же сегменте много метанолсодержащих антифризов, долю которых на рынке вычислить невозможно. Высококачественные охлаждающие жидкости отличаются, прежде всего, пакетом присадок. Это брендовые охлаждающие жидкости отечественных крупных компаний, либо иностранные по происхождению антифризы, имеющие допуски автопроизводителей. Они используются для первичной заливки и для реализации на вторичном рынке.
По некоторым данным, до 70% рынка ОЖ контролируется Delfin Group, Обнинскоргсинтез и ТосолСинтез. Но точно определить долю предприятий-производителей антифризов на российском рынке затруднительно по причине большого количества антифризов неизвестного происхождения, изготовленных по непонятной рецептуре. На российском рынке такие охлаждающие жидкости, относительно низкого качества — тосолы, с минимальным соответствием требованиям к рецептурам, пользуются спросом.

МНЕНИЕ


Николай Мильшин, директор по маркетингу Delfin Distribution Николай Мильшин, директор по маркетингу Delfin Distribution

Приведу грубую оценку рынка охлаждающих жидкостей: ориентировочно до 70% рынка ОЖ контролируется 3 операторами, по алфавиту — Delfin Group, Обнинскоргсинтез и Тосол-Синтез. Оставшуюся долю делят между собой остальные операторы рынка, из которых 25% удерживают менее крупные операторы из Дзержинска.
Проблема одна — рынок стагнирующий, конкуренция обостряется, такая конкуренция обусловлена низким порогом выхода на рынок. Поскольку рыночные цены на сырье более менее одного уровня, поэтому на этом рынке свыше 50 производителей продвигают ОЖ собственных ТМ.

Производителей, представляющих продукцию в этом сегменте довольно много, но потребители в данном случае не особенно обращают внимание на названия продукции. Экспорт антифризов в 2017 году вырос примерно на 5% — до порядка 78 тыс. тонн, в стоимостном выражении экспорт вырос на 21%, до 48 млн долл.
Также, антифризы и импортируются, но в меньших объемах, порядка 17000 тонн в год. Большая часть ОЖ поступает из Бельгии и Германии, крупные страны-поставщики также Япония, Финляндия, Нидерланды. Большая часть антифризов импортируется перед зимним сезоном. Небольшие объемы импорта позволяют назвать рынок охлаждающих жидкостей в полной мере отечественным рынком.
Опасный метанол
Основным компонентом охлаждающих жидкостей является этиленгликоль, который дороже метанола примерно в 5 раз. Именно поэтому некоторые предприниматели стали добавлять в охлаждающие жидкости метанол, чтобы снизить их себестоимость. Но проблема не только, и не столько в этом. Использование некачественного антифриза вредно для двигателя, но настоящая проблема — экзотическая, специфически российская.
Он представляет смертельную опасность при попадании в организм человека, а как он туда попадает — хорошо известно из сюжетов о массовых смертях любителей алкогольных суррогатов. Больше ни один сегмент рынка автомобильной химии не смыкается так тесно с социальной реальностью.
По оценкам Союза производителей и потребителей автохимии, при общем объёме рынка охлаждающих жидкостей в 380–400 тыс. тонн в год объём метанолсодержащей продукции может достигать 100 тыс. тонн. О преобладании на российском рынке жидкостей с метанолом свидетельствуют данные исследований, проведённых АНО «Химическая экспертиза», согласно которым из 59 протестированных образцов жидкости в 31 обнаружили метанол. По данным других тестов, таких антфризов 70%. Как видно, данные о доле на рынке антифризов с метанолом разнятся, но в любом случае это, если не подавляющая, то значительная доля.

МНЕНИЕ


Юлия Новоторова руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО ПКФ «Ниагара»Юлия Новоторова, руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО ПКФ «Ниагара»

Сегодняшний рынок охлаждающих жидкостей — высококонкурентный и перенасыщенный. Прилавки заполнены большим количеством торговых марок, способных удовлетворить практически любой потребительский каприз. Чтобы выделиться производители стараются удивить потребителей своими «ноу-хау».
Большинство фирм-продавцов, так или иначе связанных с автомобильной индустрией, стремится иметь в ассортименте охлаждающие жидкости под собственной торговой маркой. Перенасыщенность рынка приводит к тому, что появляются товары низкой ценовой категории, производители которых вынуждены демпинговать, чтобы попасть на полку. К сожалению, львиная доля таких производителей не может похвастаться достойным качеством своих жидкостей. Страдает состав продукта, не выдерживаются заявленные на этикетке показатели.

Способствуют такому положению легкость изготовления тосолов в кустарных условиях, низкая покупательная способность россиян, огромный парк старых автомобилей. И это при том, что применение метанола при производстве антифризов было запрещено приказом главного санитарного врача РФ ещё в 2007 году, но его все равно продолжают активно использовать при производстве автохимии.
В начале 2017 года президент Национального автомобильного союза (НАС) в письме председателю правительства России Дмитрию Медведеву предложил ряд мер, позволяющих отказаться от использования метилового спирта в антифризе, тосоле и незамерзающих жидкостях. «В настоящее время производство охлаждающих жидкостей в Российской Федерации определяется техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», который определяет единственным требованием к таким жидкостям температуру замерзания, — говорится в письме, — При этом присутствие в её составе метанола никак не регламентируется».
Доля компаний в обороте нефтепродуктов на российском рынке, %В НАС считают необходимым вписать в техрегламент, что содержание метилового спирта в охлаждающих жидкостях должно составлять не более 0,05%. К борьбе с метанолом подключились российские парламентарии. Комитеты Госдумы по охране здоровья и по экономической политике запросили у Правительства РФ информацию о том, какие меры предпринимаются против незаконного оборота автомобильных охлаждающих жидкостей, содержащих метанол.
Одним из возможных способов изъятия жидкостей из оборота является обязательная сертификация ОЖ, но для этого нужно внести изменения в техрегламент «О требованиях к смазочным материалам и специальным жидкостям».
Влияние
Соответствующие изменения Министерство промышленности и торговли России должно предложить Евразийской экономической комиссии, которая должна их утвердить. Если это произойдет, то правила ограничивающие оборот метанола будут распространяться на все страны Таможенного союза.
Доля антифриза с метанолом на российском рынке, %Вся процедура должна уложиться в один год. Проблема была обозначена в феврале 2017 года, то есть примерно в настоящее время должны быть приняты какие-то решения в этом направлении. Если регламент будет ужесточен настолько, насколько этого требует НАС, и исполнение этого регламента будет контролироваться, тогда это полностью переформатирует российский рынок антифризов. Дешевые антифризы, которые занимают от 40% до 80% рынка, исчезнут из продажи и из конкурентного поля.
На рынке будет происходить масштабный передел среди участников рынка. Цены на антифризы, скорее всего, резко вырастут. Впрочем, как уже было сказано — прошел примерно год с того момента, как чиновники обеспокоились проблемой метанолсодержащих антифризов, но пока нет вестей о том, что их идеи воплощаются в реальность. Возможно, это одно из многочисленных сиюминутных пожеланий законодателей, которые не реализуются на практике. Пока рынок развивается также, как и прежде.
Рынок ГСМ
Рынок нефтепродуктов в целом в 2017 году переживает период активности. На основной торговой площадке нефтепродуктов СПбМТСБ за год реализовано нефтепродуктов основных видов на 783 млрд рублей, что на 170 млрд рублей больше, чем в 2016 году.
В 2017 году впервые с 2014 года вырос спрос на бензин, примерно на 1%, до 36 млн тонн, что, скорее всего, связано с ростом производства и продаж автомобилей. Не то, чтобы спрос на бензин падал сильно в кризисные годы, но рынок, безусловно стагнировал. Самым динамичным сегментом рынка ГСМ является сегмент бензинов. В этом направлении властям и производителям удалось добиться многого. В частности, удалось почти избавиться от импортной зависимости и превышения предложения над спросом.
Но одна из ключевых проблем — постоянный малопонятный рост цен. Независимо от того, растет цена на нефть или нет, стоимость нефтепродуктов росла, хотя чаще всего темпами ниже инфляции, но в 2017 году цена подскочила на 7,3%, что и заставило вмешаться в сиутацию ФАС.

МНЕНИЕ


Андрей Матюшин руководитель направ- ления «Антифризы» ООО «ПИК Кемикалс»Андрей Матюшин, руководитель направления «Антифризы» ООО «ПИК Кемикалс»

В настоящее время рынок ОЖ в России характеризуется, во-первых, слабой информированностью автомобилистов и технического обслуживающего персонала относительно правил подбора охлаждающих жидкостей, их разновидностей и правил применения. Основные критерии выбора в B2C — это цена и цвет. Во-вторых, растёт спрос на качественные ОЖ за счёт обновления автомобильного парка и расширения производства импортных автомобильных марок в России.
В-третьих, на рынке большое количество брендов и марок – особенно в нижнем ценовом сегменте. Локализуются такие производители в регионах производства МЭГ (Н.Новгород, Нижнекамск, Кемерово и др). Основные продажи таких продуктов также в ареале указанных городов. Отмечу также низкое качество продуктов из нижнего ценового сегмента, несоответствие их современным стандартам. В сегменте рынка ОЖ несколько крупных производителей обеспечивают основные объёмы производства по стране (Тосол Синтез, Обнинскоргсинтез, Гелена Химавто, Техноформ, Делфин Групп и др).
Сегодня наблюдается сокращение продаж импортных брендов, а также локализация производства ОЖ импортных брендов в России.
Для производства качественных антифризов производители используют пакеты импортных присадок (BASF, Arteco, Haertol, OWI, Dober и др).

Считается, что ФАС удалось добиться профицита бензина на российском рынке. Несмотря на то, что рынок топлива не регулируется государством, но в конце прошлого года ФАС искусственно сдерживала экспорт, в результате чего на российском рынке образовался избыток топлива. В этом году ФАС продолжает наращивать давление на рынки нефтепродуктов. 30 января ФАС направила территориальным подразделениям письмо с требованием усилить контроль над ситуацией на рынках нефтепродуктов, а нефтяным компаниям был направлен запрос о предоставлении в ФАС России плановых объемов реализации моторного топлива на экспорт до 9 февраля нынешнего года.
Этому предшествовало обсуждение ситуации на рынке нефтепродуктов антиминопольного ведомства с крупнейшими производителями нефтепродуктов в России. Предполагается, что профицит позволит удержать цену на бензин как минимум до выборов. Профицит в конце года привел к резкому росту экспорта бензина уже в январе текущего года на 56% к предыдущему месяцу, до 247 тыс тонн. В 2017 году экспорт бензина незначительно снизился к 2016 году, а экспорт дизельного топлива — значительно. Спрос на дизельное топливо не останавливался в кризисные годы, и в 2017 году тоже вырос к 2016 году, на 1,5%, до 32 млн тонн. Что касается производства дизельного топлива, то в России продолжается его рост. В 2017 году в России было произведено порядка 77 тыс. тонн дизельного топлива, что примерно на 1% больше к показателям 2016 года.

МНЕНИЕ


Александр Карпов менеджер по про- дуктам FENOX Global GroupАлександр Карпов, менеджер по продуктам FENOX Global Group

Российский рынок антифризов представлен широким ассортиментом, который стабильно растет и развивается. Однако на рынке наблюдается неутешительная картина: большинство ОЖ не соответствуют стандартам качества, а российские регламенты давно устарели и требуют переработки. Этим пользуются недобросовестные производители, которые экономя на компонентах, производят ОЖ, большинство из которых имеют низкую температуру кипения, высокую температуру кристаллизации, несоответствующую плотность, а также могут содержать запрещенный метанол.
Многие автовладельцы экономят и приобретают ОЖ, руководствуясь дешевизной товара, что впоследствии может обернуться серьезным ремонтом автомобиля.
Благодаря развитию автопрома, требования к антифризам с каждым годом повышаются. Можно выделить две основные тенденции: рост ресурса и улучшение экологичности ОЖ.
Для компании FENOX приоритет — это оптимальное соотношение цены и качества продукции, которая производится по лицензиям официальных партнеров из качественного сырья и соответствует жестким допускам и стандартам мировых автопроизводителей.

Сравнительный экспорт нефтепродуктов, млн тоннВ рассматриваемый период российский рынок смазочных материалов вырос примерно на 1–2% по сравнению с показателями 2016 года. Таким образом, рынок смазочных материалов прекратил падение, которое наблюдалось на протяжении ряда лет.
Сегмент трансмиссионных масел для автомобильного транспорта достиг порядка 70 тыс. т, что незначительно больше, чем в 2016 году. В целом, у рынка антифиризов и ГСМ положительные перспективы, поскольку растут продажи и производство автомобилей. Но развитие этого рынка будет идти, скорее всего, по пути усиления государственного регулирования.

Добавить комментарий