Рынок радиаторов: ожидается подъём

Рынок радиаторов: ожидается подъёмРынок радиаторов в России следует за динамикой развития автомобильного рынка. В годы кризиса он поддерживался за счёт большого парка подержанных автомобилей. В связи с ожидаемым выходом авторынка из стагнации, сегмент охлаждающих систем тоже будет восстанавливать докризисные темпы развития.

В течение последних нескольких лет вслед за снижением производства и продаж автомобилей упали и объемы рынка автокомпонентов. Объём рынка комплектующих составляет более 14 миллиардов долларов, и это примерно в два раза меньше, чем в докризисный период.
Негативно влияет на рынок увеличение себестоимости компонентов, выпускаемых отечественными производителями. При этом структура рынка мало изменилась, в том числе соотношение компонентов импортных и компонентов отечественного производства. В целом, перечисленное выше характерно и для рынка деталей охлаждающих систем. Охлаждающая система необходима каждому автомобилю и новому, и старому, а радиатор основа этой системы.
Необходимость обусловливает устойчивость рынка радиаторов в любых экономических условиях. И это довольно крупный рынок, объёмом порядка 200 млн долл. Но темпы роста этого рынка зависят от ситуации на рынке новых и подержанных автомобилей. Пока росли продажи новых автомобилей, рынок радиаторов рос темпами порядка 10%.
После того, как продажи новых автомобилей обрушились на долгое время, рынок радиаторов тоже сократился, по разным данным, от 20% до 50%, но удерживался за счёт парка подержанных автомобилей. Радиатор служит довольно долго, но условия вождения в России таковы, что замена радиатора не редкая операция, поэтому на вторичном рынке они постоянно востребованы. Но и здесь тоже продажи сокращались, так как автовладельцы по понятным причинам предпочитают максимально продлевать срок службы радиатора — бережнее эксплуатируют, предпочитают ремонтировать, а не полностью заменять. И эти тенденции кроме снижения темпов продаж и производства приводят к качественному ухудшению рынка радиаторов. Для других компонентов охлаждающей системы автомобиля, к которым относятся водяные насосы, термостаты, в общем, характерны те же тенденции, что и для радиаторов.
Структура
Если говорить о наиболее востребованных брендах радиаторов, исключая noname и контрафакт, то можно разделить рынок на радиаторы для российских марок (прежде всего, для автомобилей Lada), европейских и американских автомобилей и автомобилей азиатских марок.
В отечественном сегменте представлены более 10 производителей, но доминируют несколько. Прежде всего, это радиаторы марки Luzar, которые занимают в сегменте, по разным оценкам, около 80%. На втором месте, возможно, радиаторы Nissens. Довольно сильно представлены оригинальные радиаторы. Далее — ТМ Termal, Finord, Fenox, Kroner и некоторые другие.
Динамика рынка радиаторов, млн ед.

Сегмент радиаторов для отечественных автомобилей наиболее насыщен контрафактом. В сегменте европейских и американских автомобилей представлены радиаторы больше чем двадцати разных брендов, в подавлющем большинстве зарубежных. Здесь разворачивается наиболее острая конкурентная борьба. Наиболее востребованы радиаторы Fenox и AVA, а также оригинальные компоненты для ряда автомобилей. Впрочем, востребованы и ТМ Behr-Hella, NRF, Dominant, Termal,Valeo, Magneti-Marelli, Nakamoto, Aks-Dasis, Klokkerholm, MV-Partsи другие. И, наконец, в сегменте азиатских иномарок преобладают радиаторы таких брендов как BehrHella, AVA, SAT, Nissens, Fenox.
По разным оценкам, до 80% вторичного рынка радиаторов занимает продукция неизвестных и сомнительных брендов, в том числе и контрафактная продукция. И это, в свою очередь, усиливает конкуренцию среди поставщиков известных марок в сегменте брендовых амортизаторов. Сейчас ведущим фактором выбора радиатора является его стоимость, поэтому основной формой конкурентной борьбы остаётся борьба за цену.
Ценовой фактор определяет преобладание на рынке алюминевых радиаторов. Они лёгкие и относительно недороги. Но они характеризуются меньшей теплопроводностью и подвержены коррозии. В свою очередь, медные радиаторы с технической точки зрения предпочтительнее алюминиевого, прочнее, долговечнее, устойчивее к корозии, однако, высокая стоимость не оставляет большинству потребителей выбора. Тоже самое относится и к конструктивным особенностям радиаторов. Радиаторы с овальными трубками имеют ряд преимуществ в эксплуатации. Спаянные радиаторы с овальными трубками обеспечивают более эффективный теплообмен, они прочнее, но дороже, чем трубочные радиаторы, что и определяет преобладание на рынке трубочных радиаторов.
Потенциальная ёмкость вторичного рынка радиаторов не менее 35% авторынка (автомобили возрастом более 15 лет)*, млн ед.

Что касается других компонентов, то, в частности, объём рынка водяных насосов охлаждающей системы составляет около 2 млн ед. в год. На этом рынке представлено около 20 ведущих брендов для автомобилей зарубежных марок. Среди них, помимо оригинальных для многих автомобилей, ТМ Vierol, Dolz, Hepu, Airtex, SKF, Myele, Ruville и ряд других. Для отечественных марок наиболее востребованы ТМ Fenox, ТЗА, LUZAR, Oberkraft, Bautler, AV-Autotechnik и другие.
Объём рынка термостатов сравним с рынком помп, в этом сегменте представлены бренды Luzar, Bautler, Ween, Metal Incar, Vernet, Wahler, Gates и проч. Как видно, состав участников рынка компонентов охлаждающих систем устоявшийся, изменения структуры в ближайшее время вряд ли возможны, конечно, если не случится бум продаж автомобилей и автокомпонентов.
Перспективы
К основным факторам устойчивости и роста рынка радиаторов, определяющим всегда неплохие перспективы его развития, относятся, прежде всего, условия эксплуатации. Климат и состояние дорог в России рано или поздно приводят к необходимости ремонта или замены радиаторов. Особенно быстро выявляются проблемы радиаторов зимой, что приводит к ежегодному сезонному росту спроса на них. Эти же условия влияют на динамику других компонентов охлаждающей системы.
Кроме того, существует проблема качества охлаждающих жидкостей, которые приводят к преждевременному износу радиатора. И, конечно, — возрастной автопарк, так что, возможно, большинство водителей в России хотя бы раз меняли систему охлаждения двигателя.
Ресурс радиатора от 200 тыс. км до 250 тыс. км, многие автомобили имеют пробег существенно больше. Климат и некачественные ОЖ — факторы постоянные или, по крайней мере, долговременные. Положительные перспективы рынка радиаторов на ближайшее будущее определяются ростом показателей авторынка. В апреле и мае 2017 года в России отмечался рост производства и продаж автомобилей. Объём производства легковых автомобилей в апреле вырос на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в мае рост производства легковых автомобилей составил 15,6% к АППГ. Продажи новых легковых и LCV в апреле выросли на 6,9% к АППГ, продажи новых легковых и LCV в мае выросли на 14,7% к АППГ, до 124,99 тысячи ед. Показатели производства продаж и производства грузовых автомобилей также растут, даже большими темпами, чем легковых.
Пока это вряд ли повлияло на развитие рынка автокомпонентов, в том числе на рынок радиаторов, но если авторынок будет расти до конца года, то вслед за ним подтянется и рынок автокомпонентов. Количественно продажи новых автомобилей невелики. Поэтому рынок автокомпонентов, в том числе охлаждающих систем, будет опираться по-прежнему на рынок подержанных автомобилей. И здесь дела идут неплохо. После апрельского сокращения продаж, в мае в России было продано подержанных автомобилей больше на 4,1% к показателям аналогичного периода прошлого года, а за пять месяцев 2017 г. в России было продано на 0,9% больше к АППГ — а это более двух миллионов автомобилей.

Добавить комментарий