Сегодня и завтра: Главный шинный холдинг страны уверен в будущем

Илья Горбачев, и.о. исполнительного директора ТД «Кама»Довольно редко представляется случай без спешки обсудить с топ-менеджером столь крупной компании как KAMA TYRES актуальные вопросы отрасли. Поэтому мы рады возможности представить вам этот разговор с Ильей Горбачевым, и.о. исполнительного директора ТД «Кама».

Торговый дом «Кама» 10 лет назад и сейчас: в чём основные перемены?
Торговый дом «Кама» является структурным подразделением одного из крупнейших шинных комплексов в России — КАМА TYRES, входящего в группу ПАО «Татнефть». Поэтому все наши изменения напрямую зависят и связаны с каждым из наших предприятий. Безусловно, одними из самых значимых событий за десятилетие стали вывод на рынок новой линейки шин под брендом Viatti, запуск «Нижнекамского завода цельнометаллокордных шин», а затем предприятия по восстановлению ЦМК шин. Наша продукция стала поставляться для первичной комплектации не только на автозаводы российских автоконцернов, но и на производства Ford, Volkswagen и Skoda. Также в 2007 году был создан научнотехнический центр «КАМА», который специализируется на разработке и освоении новых моделей шин, проводит их омологацию для заводской комплектации автомобилей. Продуктовый портфель шинного комплекса КАМА TYRES в 2008 году насчитывал 110 товарных позиций (SKU), а по итогам 2017 года уже порядка 370. Кроме того, в 2017 году мы вышли на рекордные показатели: было реализовано более 13 млн шин, 10 лет назад было на 16% меньше. По итогам прошлого года продукция КАМА TYRES занимает 19% в общем объёме российского шинного рынка.


12 предприятий входят в шинный комплекс KAMA TYRES


Как изменилась за это время рыночная ситуация?
Шинный рынок в последние 10 лет был очень нестабилен, как и вся российская экономика, демонстрируя разнонаправленную динамику. Последнее значительное падение было в 2015 году, когда рынок сократился почти на 20%. Однако последние несколько лет мы наблюдаем восстановление и по итогам 2017 года мы оцениваем положительную динамику в +18%, а в 2018 году прогнозируем прирост еще около 13%. В целом потребитель стал более требовательным к шинной продукции: ассортименту, показателям надежности и безопасности, эксплуатационным характеристикам. Также за последние несколько лет крупные автоконцерны открыли в нашей стране свои производства, что также положительно повлияло на шинный рынок.
В то же время открылись и заводы глобальных шинных концернов. Что это принесло для вас?
Конечно, мы ощутили присутствие конкурентов на российском рынке, однако это только сделало нас сильнее и гибче — мы не теряем позиции и держим свою долю рынка, предлагая потребителям современный, качественный продукт. Исторически шинный комплекс KAMA TYRES работает в своих сегментах, нацеленных на российских покупателей. Мы знаем специфику нашего рынка. Предприятия оснащены современным оборудованием, в том числе и аналогичным тому, что стоит на заводах известных европейских шинных брендов, — это, а также экспертиза, дает нам возможность уверенно себя чувствовать при возросшей конкуренции.
В феврале правительство РФ заявило о разработке дорожной карты развития шинной отрасли. Каких изменений вы ждете с принятием этого документа?
Сейчас есть только общая информация, детали недостаточно известны, чтобы говорить о каких-то изменениях для нашего бизнеса. Для нас более актуален вопрос с законодательной инициативой об обязательной маркировке продукции — выполнение данного законопроекта потребует корректировки технологического и бизнес-процессов, модернизации оборудования и информационных систем и других изменений, что в итоге приведет к удорожанию продукции. При этом до конца не понятны критерии и требования к маркировке, ряд других моментов.
Что изменил объявленный правительством курс сначала на импортозамещение, а затем на развитие экспорта?
Говоря про импорт, следует учитывать, что сегодня внутреннее производство не может обеспечить по некоторым группам шин 100% закрытие потребностей — это требует больших инвестиций. Конечно, отечественные производители идут в этом направлении, мы в том числе. Например, у нас есть проект по расширению мощностей по выпуску ЦМК шин, но это процесс, требующий времени и ресурсов. Говоря про инвестиции, мы надеемся на поддержку государства. Развитие экспорта активно поддерживается государством с помощью различных инструментов. Например, есть страхование экспортных операций (ЭКСАР) — целая программа, позволяющая отечественным производителям и поставщикам продукции избежать, например, валютных рисков и не возврата дебиторской задолженности с минимальными затратами.
Каковы ваши собственные успехи по импорторазмещению в производстве шин?
Мы и раньше были нацелены на импортозамещение,данная политика в нашей компании проводится примерно с 2008–2009 годов. Причиной тогда послужило увеличение стоимости валютной составляющей, при том, что цена на шины, естественно, не росла теми же темпами. Однако большая доля сырьевых затрат, которые мы несем, — это натуральный каучук, и они не могут быть замещены. У нас в стране нет соответствующих климатических зон, подходящих для выращивания этой культуры и производства данного продукта.
Остальное, что приходится покупать за рубежом — это компоненты, которые исторически на территории нашей страны не производились, или выпуск которых не освоен, в основном связанные с химией. Мы постоянно ведем работу с отечественными производителями по созданию компонентой базы для замещения, проводим омологацию продуктов для повышения эффективности нашего бизнеса без потери качества.
Каковы достижения КАМА в развитии экспорта?
У нас довольно большой список: сегодня мы поставляем шины в 48 стран мира. Около 78% приходится на страны СНГ, остальное — страны дальнего зарубежья. В 2017 году на экспорт было поставлено 3,2 млн штук шин, что на 3% больше чем в предыдущем году. В 2018 году планируется экспортировать более 3,3 млн штук. В ноябре прошлого года Торговый дом «Кама» был награжден в номинации «Динамично развивающийся экспортер», премии «Экспортер года — 2016», учрежденной Министерством промышленности и торговли РФ и Российским экспортным центром. Конечно, мы активно работаем над увеличением экспорта. Недавно шинный комплекс КAMA TYRES принял участие в крупной международной выставке The Tire Cologne 2018 в Кельне, Германия, и для нас она прошла крайне успешно.
Был проявлен высокий интерес к продукции — оформлено много предварительных заказов, большинство из которых уже конвертировались в прямые продажи. Подводя итоги первого полугодия, мы видим, как поменялись показатели и пропорции экспорта: поставки шин выросли на 27%, причём из них дальнее зарубежье — на 72%, а ближнее — на 18%. Это подтверждает, что наша продукция пользуется спросом и доверием не только в нашей стране, но и за рубежом.
Если кто-то скажет: «Иностранные шинные концерны всегда будут впереди вас по технологиям хотя бы потому, что они работают на весь мир и у них больше ресурсов для развития», — что вы ответите?
Наше преимущество — деятельность на территории страны с учётом всех её особенностей. Те эксплуатационные условия, которые присутствуют в России, не повторяются нигде в мире: морозы и жара, резкие перепады температуры и погодных условий — то, с чем мы работаем уже 45 лет. Мы изначально проектировали шины для наших дорог и климата, от Крайнего Севера до тропиков.
Мы знаем отечественный рынок и нашего потребителя, учитываем его потребности и требования. По второй части вопроса я бы не стал говорить так однозначно. Напомню, что мы интегрированы в группу ПАО «Татнефть», одну из крупнейших отечественных нефтяных компаний, в составе которой, в том числе, есть и предприятия, специализирующиеся на производстве компонентов для шинной отрасли. У нас достаточно ресурсов для выпуска качественной продукции, развития и укрепления своих позиций на рынке.
Каких основных изменений на рынке вы ждёте в ближайшие пять лет?
Во-первых, продолжится восстановление рынка, мы ожидаем увеличение спроса на шинную продукцию в целом. Во-вторых, будет проводиться разработка продукции под новые условия, например, развитие электротранспорта. Или более глубокое проникновение IT-технологий, связь автомобиля и шины: владельцу будет передаваться информация, например, по ее эксплуатационному ресурсу. Мы также работаем в этом направлении.
Так, одна из наших последних разработок, — это ЦМК шины КАМА, оснащенные микродатчиком. Новая технология станет современным дополнением к традиционной маркировке: с помощью микрочипа можно будет отслеживать жизненный цикл шины от производства до момента переработки или утилизации. В-третьих, на рынке в целом сохранится тенденция к поглощению более крупными компаниями небольших шинных предприятий.
В 21 веке торговля претерпела огромные перемены. Дайте совет шинным ритейлерам: что нужно делать сегодня, чтобы выжить и получать прибыль завтра?
Конечно, развитие цифровых технологий затронуло и продажи шин. Потребителям удобно приобретать их в интернет-магазинах, сравнивать стоимость у разных продавцов, изучать опыт других покупателей. Успешные ритейлеры, без сомнения, учитывают эти факторы. Однако, на мой взгляд, за следованием «технологической форме» не стоит забывать, что в основе любых продаж лежит понимание потребителя, его потребностей и ожиданий. Важно понимать, какой он — современный российский автомобилист. Я бы отметил, что он стал более прагматичным в хорошем смысле слова. Он меньше следует за «громкими брендами» и больше обращает внимание на соотношение цены и качества, готов потратить на выбор больше времени, сравнив опыт других покупателей, но принять взвешенное решение.
Еще один безусловный тренд — это внимание к российским производителям. 5–10 лет назад большинство покупателей, и не только на шинном рынке, отдавали предпочтение зарубежным брендам. Сегодня российские производители, которые в условиях такой жёсткой конкуренции много работали над повышением качества продукции, смогли вернуть их доверие.
Мы это видим на примере нашей продукции: за прошедший 2017 год объём реализации шин производства КАМА TYRES вырос на 9% и мы прогнозируем дальнейший рост, потому что покупатели положительно оценивают шины, интерес к ним растёт. Я бы посоветовал ритейлерам учитывать эти факторы при формировании своего ассортимента и предоставлять своим клиентам расширенную информацию о преимуществах шин российских производителей.
Также существует тенденция «не только продажа, а сервис», становится все актуальнее комплексный подход. Пользуются успехом те компании, которые могут не только продать шину, но и привезти ее, установить, забрать на сезонное хранение, привезти колесо в сборе, предоставить другие сервисы. Потребитель предпочитает экономить свое время и получать несколько услуг сразу.
Каковы общие тренды шинной отрасли?
Сейчас происходит активная электрификация в автомобильной отрасли — возникают пусть и не принципиально новые, но дополнительные требования к шинам. Например, снижение сопротивления качению, снижение веса и другие. На наш взгляд, в основном эти задачи будут решаться традиционными методами. Маловероятно, что мы уйдём от использования технического углеводорода или каучука. Скорее, появятся новые компоненты и материалы. Экологичность и повышение культуры потребления шин — также один из трендов. Например, у нас в стране принят утилизационный сбор, но, конечно, нужно еще нормативное законодательство или контроль. Если будут соблюдаться все требования к продукции, ее эксплуатации и утилизации, то мы ожидаем рост продаж.
Сейчас многие автомобилисты используют шины «до последнего» вместо того, чтобы покупать новые и утилизировать старые — что, кстати, затрагивает еще проблему свалок и загрязнения окружающей среды. Миллионы шин требуют утилизации — при том, что заводы по их переработке загружены в лучшем случае на 50%. Тот же самый вопрос с маркировкой мог бы использоваться шире: не с точки зрения сборов и получения доходов государством, а для отслеживания жизненного цикла продукта. Если говорить про продажи, по итогам 2017 года российский рынок новых автомобилей впервые за 4 года показал существенный рост. Вместе с отложенным спросом это положительно отразилось на шинном рынке, также показавшем позитивную динамику. При этом, как в продажах легковых автомобилей, так и на шинном рынке, наблюдается смещение от премиального к среднему и массовому ценовым сегментам. Потребители отдают предпочтение доступным автомобилям и доступным шинам и, с учетом общей экономической ситуации, этот тренд будет сохраняться. Вслед за ростом продаж грузового и легкого коммерческого транспорта растет рынок шин ЦМК, где KAMA TYRES занимает уверенное первое место среди российских производителей. С учетом возможности восстановления ЦМК шин и экономических выгод, которые эта категория шин обеспечивает потребителям, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост сегмента.
Расскажите о ваших планах по развитию.
В рамках ожидаемого восстановления шинного рынка, понимая тенденцию к росту спроса на нашу продукцию, мы сейчас ведём проект по увеличению мощностей производства шин Viatti и ЦМК шин, чтобы закрыть ожидаемую потребность рынка в этих продуктах. Если говорить о планах по развитию продуктовой линейки, то они, в первую очередь, также связаны с брендом Viatti и ЦМК шинами КАМА. К 2020 году мы планируем обновить линейку легковых и легкогрузовых шин Viatti. В сегменте ЦМК шин мы будем развивать новый бренд KAMA PRO — новое поколение ЦМК шин с улучшенной рецептурой резиновых смесей и новым технологическим подходом. Буквально недавно мы представили новую модель в этой линейке KAMA PRO NU 404 — шину повышенной проходимости с регулируемым давлением. Всё это происходит в рамках стратегии по развитию шинного комплекса, утверждённой ПАО «Татнефть».

Добавить комментарий