Во время открытия завода «Скания-Питер» в 2010 году, шведский автоконцерн Scania планировал через 6 лет (то есть в настоящее время) продавать через предприятие «Скания Русь» по 10 тыс. грузовиков в год. Но планы пришлось менять гораздо раньше, чем в 2016 году.
В России в 2014 году продажи грузовиков снизились на 20,5% к показателям 2013 года, но продажи грузовиков Scania сократились лишь на 8,3% (5499 ед.). Компания была лидером на российском рынке среди грузовых автомобилей европейских брендов полной массой свыше 16 тонн. По всей видимости, это позволило сохранить позиции на рынке и сохранить производство в Санкт-Петербурге, о чём заявил гендиректор ООО «Скания-Питер» Ино Муберг. Хотя участие российского автозавода в общем объёме продаж невелико, на автозаводе производится немного автомобилей, в 2014 году около 600 ед., в 2015 году порядка 300 ед.
около $13,5 млрд составит ориентировочная стоимость сделки по продаже Scania и MAN
В 2015 году ситуация на российском рынке грузовиков продолжала ухудшаться. Продажи грузовиков всех типов упали на 35,6% до 136 012 ед. Продажи отечественных автомобилей уменьшились на 11,4% до 97 328 ед., но их рыночная доля выросла с 52,0% до 71,6%. Соответственно, продажи грузовых автомобилей иностранных брендов сократились на 46,3% до 10 214 ед., но их рыночная доля сократилась с 9,0% до 7,5%. Продажи импортных новых грузовиков упали на 65,9% до 27 440 ед., а их доля сократилась с 38,0% до 20,2% рынка.
Утверждается, что скорого решения по Scania и MAN нет, но возможность вывода производителей грузовиков из состава Volkswagen Group обсуждается
В 2015 году продажи Scania продолжали падать, почти на 60% к 2014 году. Тем менее, Scania удерживает долю 30,9% среди крупнейших европейских брендов грузовых автомобилей, это больше, чем вдвое по сравнению с долей 2012 года. Свою долю, порядка 20% сегмента рынка, удержал и MAN, хотя и его показатели продаж сократились почти на 60% к 2014 году (1722 ед.).
Производство MAN и Scania в России неоднократно прерывалось. MAN останавливал конвейер с конца марта до середины мая, Scania также несколько раз на короткое время останавливал выпуск машин.
Предприятие MAN с самого запуска в 2013 году не приносило прибыли, и уже к 2013 году убыток MAN достиг почти 20 миллионов рублей. «Скания-Питер» шёл по пути сокращения убытков, но тоже не достиг прибыли с момента запуска в 2010 году. Начало 2016 года не принесло улучшений на рынок грузовиков. В январе продажи новых грузовых автомобилей в России сократились на 40,6%, до 2,8 тыс. ед. В феврале 2016 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России сократился по сравнению с аналогичным показателем 2015 года на 25,7%, до 3,4 тыс. ед. При этом MAN вошёл в пятёрку лидеров рынка, увеличив продажи на 64,2% до 174 ед.
Рынок грузовиков с января по февраль составил 6,2 тыс. штук — на 33,3% ниже, чем за тот же период 2015 года. По всей видимости, плохие показатели российского рынка грузовиков способствовали тому, что Volkswagen AG решил реорганизовать бизнес в России, объединив производства грузовиков в Санкт-Петербурге на одной площадке в рамках завода «МАН трак энд бас продакшн рус». О том, что Volkswagen Group меняет корпоративную структуру, стало известно летом 2015 г. Volkswagen Group приступил к объединению 12 марок в рамках четырёх холдингов. При этом, MAN, Scania и VW Commercial Vehicles в рамках предприятия Truck & Bus должны работать совместно, но с сохранением операционной независимости. Площадка «Скания-Питер», после объединения эксплуатироваться не будет. К сентябрю 2016 года на завод MAN будет перенесено оборудование производства Scania и начнётся производство автомобилей. Окончание процесса слияния брендов в РФ завершится в мае 2016 года. Возглавит предприятие гендиректор ООО «Скания-Питер» Ино Муберг. Несмотря на то, что бренды MAN и Scania будут собираться под одной крышей, предполагается, что они сохранят конкурентные отношения. На сегодняшний день известно только об одном компоненте, которым будут оснащаться машины обеих марок — автоматизированная коробка передач ScaniaOptiCruise, которую MAN NFZ закупает у Scania AB.
Унификации узлов брендов в планах Volkswagen AG нет. В судьбу предприятий в России может вмешаться бушующий в автомире с прошлого года «Дизельгейт» — скандал с дизельными двигателями Volkswagen, в которых намеренно занижались выбросы вредных веществ в атмосферу. В ряде источников со ссылкой на Андреаса Реншлера, руководителя грузового подразделения Volkswagen, появилась информация о том, что Volkswagen может продать Scania и MAN, либо вывести бренды на IPO, что позволит покрыть расходы, связанные с «дизельгейтом».
Утверждается, что скорого решения по Scania и MAN нет, но возможность вывода производителей грузовиков из состава Volkswagen Group обсуждается. Ориентировочная стоимость сделки по продаже Scania и MAN составит около 13,5 млрд долларов.
Впрочем, даже если это слух, указанных средств всё равно мало для компенсации последствий «дизельгейта», ущерб от которого составляет, по меньшей мере, 55 млрд долларов.