Скания и Ман в негативных условиях

Во время открытия завода «Скания-Питер» в 2010 году, шведский автоконцерн Scania планировал через 6 лет (то есть в настоящее время) продавать через предприятие «Скания Русь» по 10 тыс. грузовиков в год. Но планы пришлось менять гораздо раньше, чем в 2016 году.

В России в 2014 году продажи грузовиков снизились на 20,5% к показателям 2013 года, но продажи грузовиков Scania сократились лишь на 8,3% (5499 ед.). Компания была лидером на российском рынке среди грузовых автомобилей европейских брендов полной массой свыше 16 тонн. По всей видимости, это позволило сохранить позиции на рынке и сохранить производство в Санкт-Петербурге, о чём заявил гендиректор ООО «Скания-Питер» Ино Муберг. Хотя участие российского автозавода в общем объёме продаж невелико, на автозаводе производится немного автомобилей, в 2014 году около 600 ед., в 2015 году порядка 300 ед.

Динамика продаж а/м пр-ва «Скания-Россия», ед.

около $13,5 млрд составит ориентировочная стоимость сделки по продаже Scania и MAN


В 2015 году ситуация на российском рынке грузовиков продолжала ухудшаться. Продажи грузовиков всех типов упали на 35,6% до 136 012 ед. Продажи отечественных автомобилей уменьшились на 11,4% до 97 328 ед., но их рыночная доля выросла с 52,0% до 71,6%. Соответственно, продажи грузовых автомобилей иностранных брендов сократились на 46,3% до 10 214 ед., но их рыночная доля сократилась с 9,0% до 7,5%. Продажи импортных новых грузовиков упали на 65,9% до 27 440 ед., а их доля сократилась с 38,0% до 20,2% рынка.

Утверждается, что скорого решения по Scania и MAN нет, но возможность вывода производителей грузовиков из состава Volkswagen Group обсуждается


В 2015 году продажи Scania продолжали падать, почти на 60% к 2014 году. Тем менее, Scania удерживает долю 30,9% среди крупнейших европейских брендов грузовых автомобилей, это больше, чем вдвое по сравнению с долей 2012 года. Свою долю, порядка 20% сегмента рынка, удержал и MAN, хотя и его показатели продаж сократились почти на 60% к 2014 году (1722 ед.).
Производство MAN и Scania в России неоднократно прерывалось. MAN останавливал конвейер с конца марта до середины мая, Scania также несколько раз на короткое время останавливал выпуск машин.
Предприятие MAN с самого запуска в 2013 году не приносило прибыли, и уже к 2013 году убыток MAN достиг почти 20 миллионов рублей. «Скания-Питер» шёл по пути сокращения убытков, но тоже не достиг прибыли с момента запуска в 2010 году. Начало 2016 года не принесло улучшений на рынок грузовиков. В январе продажи новых грузовых автомобилей в России сократились на 40,6%, до 2,8 тыс. ед. В феврале 2016 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России сократился по сравнению с аналогичным показателем 2015 года на 25,7%, до 3,4 тыс. ед. При этом MAN вошёл в пятёрку лидеров рынка, увеличив продажи на 64,2% до 174 ед.
Рынок грузовиков с января по февраль составил 6,2 тыс. штук — на 33,3% ниже, чем за тот же период 2015 года. По всей видимости, плохие показатели российского рынка грузовиков способствовали тому, что Volkswagen AG решил реорганизовать бизнес в России, объединив производства грузовиков в Санкт-Петербурге на одной площадке в рамках завода «МАН трак энд бас продакшн рус». О том, что Volkswagen Group меняет корпоративную структуру, стало известно летом 2015 г. Volkswagen Group приступил к объединению 12 марок в рамках четырёх холдингов. При этом, MAN, Scania и VW Commercial Vehicles в рамках предприятия Truck & Bus должны работать совместно, но с сохранением операционной независимости. Площадка «Скания-Питер», после объединения эксплуатироваться не будет. К сентябрю 2016 года на завод MAN будет перенесено оборудование производства Scania и начнётся производство автомобилей. Окончание процесса слияния брендов в РФ завершится в мае 2016 года. Возглавит предприятие гендиректор ООО «Скания-Питер» Ино Муберг. Несмотря на то, что бренды MAN и Scania будут собираться под одной крышей, предполагается, что они сохранят конкурентные отношения. На сегодняшний день известно только об одном компоненте, которым будут оснащаться машины обеих марок — автоматизированная коробка передач ScaniaOptiCruise, которую MAN NFZ закупает у Scania AB.
Унификации узлов брендов в планах Volkswagen AG нет. В судьбу предприятий в России может вмешаться бушующий в автомире с прошлого года «Дизельгейт» — скандал с дизельными двигателями Volkswagen, в которых намеренно занижались выбросы вредных веществ в атмосферу. В ряде источников со ссылкой на Андреаса Реншлера, руководителя грузового подразделения Volkswagen, появилась информация о том, что Volkswagen может продать Scania и MAN, либо вывести бренды на IPO, что позволит покрыть расходы, связанные с «дизельгейтом».
Утверждается, что скорого решения по Scania и MAN нет, но возможность вывода производителей грузовиков из состава Volkswagen Group обсуждается. Ориентировочная стоимость сделки по продаже Scania и MAN составит около 13,5 млрд долларов.
Впрочем, даже если это слух, указанных средств всё равно мало для компенсации последствий «дизельгейта», ущерб от которого составляет, по меньшей мере, 55 млрд долларов.

Добавить комментарий