Автомобильные стартеры и генераторы — небольшой, но очень важный сектор рынка автозапчастей, который зависит как от ситуации на рынке продаж новых автомобилей, так и от динамики рынка подержанных автомобилей.
Рынок компонентов, входящих в систему электрооборудования, объёмный в денежном выражении, так как электрооборудование важнейшая составляющая современного автомобиля. Потребность российских автовладельцев в деталях и узлах электрооборудования составляет 50 млн единиц различных компонентов, в стоимостном выражении более 55 млн долл. При этом генераторы и стартеры суммарно занимают порядка 10 % от всего рынка электрооборудования в натуральном выражении, в то время как в денежном — около 60%.
За последние годы вслед за снижением производства автомобилей объемы рынка автокомпонентов существенно снизились, почти в два раза в 2016 к 2015-му, но сегмент таких деталей как стартеры и генераторы, сократился гораздо меньше. После начала кризиса на авторынке сегмент стартеров и генераторов несколько лет находится в состоянии относительной стабильности за счёт того, что эти компоненты чаще ремонтируются, чем заменяются.
Тенденции рынка генераторов и стартеров сохраняются неизменными, лишь замедляются в связи с сокращением продаж автомобилей: уменьшается доля отечественных автомобилей в парке и растёт доля иномарок, поэтому доля стартеров и генераторов тоже уменьшается за счёт сокращения продукции отечественного производства. К тому же локализация производства этих компонентов трудоёмка, а современные автомобили требуют технологичных компонентов, которые более качественно делают иностранные производители.
Ещё одна тенденция, связанная с кризисом — рост продаж не брендовых стартеров и генераторов, продукции китайского производства и контарафакта разного происхождения, которые пользуются спросом по причине низкой стоимости, являющейся сейчас основным фактором выбора автокомпонентов покупателями.
На рынке достаточно много копий продукции ведущих брендов, предлагаемой по низким ценам. Стартеры и генераторы относятся к автокомпонентам, структура продаж которых в период наиболее острого кризиса наиболее существенно менялась в пользу бюджетной внебрендовой продукциию.
Спрос на недорогие автокомпоненты в значительной степени генерируют торговые сети и станции техобслуживания. Кроме того, на вторичном рынке большое количество восстановленных стартеров и генераторов, бизнес по восстановлению довольно хорошо развит и такая продукция пользуется спросом. В том числе восстанавливают стартеры и генераторы крупные компании, например в 2016 году Bosch запустил программу Bosch eXchange по восстановлению стартеров и генераторов и позиционирует такую продукцию как соответствующую стандартам качества наравне с новыми изделиями, с соответствующей гарантией и при разнице в цене порядка 25%. Но большинство участников рынка относятся к восстановленным компонентам скорее негативно.
Технологии производства стартеров и генераторов становятся всё сложнее и постепенно тенденция предпочтения бюджетной продукции ослабевает, перспективная тенденция — развитие рынка в пользу брендов крупных производителей. Но они также выигрывают, когда реализуют восстановленные компоненты с гарантией.
Если исключить контрафакт, то на российском рынке, при всём многообразии игроков, доминируют несколько лидеров, разные в сегментах иномарок и отечественных автомобилей, которые и формируют рынок стартеров и генераторов в целом. Структура рынка оформилась в сравнительно короткий период бурного развития авторынка, когда фактор качества продукции был не менее значимым фактором выбора, чем цена. Бренды, завоевавшие в то время лидирующие позиции благодаря конкурентным преимуществам, в целом сохраняют свои позиции. Тот факт, что импорт деталей электрооборудования сократился на 46% в прошлом году к предыдущему, не оказал большого влияния на рынок стартеров и генераторов.
В секторе рынка генераторов и стартеров для отечественных автомобилей старых марок на протяжении многих лет преобладает продукция отечественного производства, одних и тех же брендов.
Основные бренды генераторов и стартеров для отечественных автомобилей ЗиТ, Прамо, Старт Вольт, БАТЭ, LKD и другие. Положение этих производителей на рынке устойчивое, поскольку динамика смены автопарка медленная, но продукция этих производителей часто подделывается и в секторе старых автомобилей они подвергаются конкурентому давлению со стороны китайских производителей, которых на рынке, по некоторым оценкам, больше, чем отечественой продукции. Отечественные генераторы и стартеры также занимают устойчивые позиции на рынке, потому что их часто используют в ремонтных мастерских.
Зарубежные игроки пришли на российский рынок довольно агрессивно, вытесняя отечественные компании даже с первичного рынка, в частности, компании Vаlео и Bosch. Рынок развивался и развивается скорее в их пользу, увеличиваетя количество иномарок, на которые устанавливались стартеры и генераторы соответствующих брендов — генератора ми производства компании Bosch комплектуются немецкие автомобили, генераторами Valeo французские и машины Volvo, а также автомобили АвтоВАЗ, генераторами Magneti Marelli оснащены автомобили FIAT и автомобили, производимые в Великобритании.
Но на вторичном рынке представлены и другие зарубежные бренды Butec, Cav, Delco remy, Delphi, Denso, Ducellier, Ford, Hitachi, Iskra, Leece-neville, Lucas, Magneti Marelli, Magneton, Nikko, Mitsuba, Mitsubishi, Poong Sung, Prestolite, Sawafuji и прочее.
Перспективы на рынке генераторов и стартеров определяются долговременной и уже необратимой тенденцией поглощения авторынка иномарками. Это даёт преимущество зарубежным производителям, но в то же время, по мере развития технологий и увеличения срока службы будет продаваться все меньше стартеров и генераторов и существенного роста рынка не будет даже после окончания кризиса на авторынке. При этом зарубежные компании по производству автомобильных стартеров и генераторов нацелены на дальнейшее продвижение на российском рынке, увеличение своей доли и считают его перспективным.