Теневой бизнес: Изучаем торговлю солнцезащитными шторами

Этот аксессуар входит в число быстро набирающих популярность, и мы решили изучить шторы с позиции продавца. Наш вывод: это неплохой вариант для малого бизнеса или диверсификации среднего. Сложности? Есть, конечно, но не для того ли мы пишем статьи, чтобы с ними легче было справиться?

Существуют три конструктивно разных варианта солнечных штор для автомобиля: на присосках, каркасные и роликовые. Мы сегодня будем говорить только о каркасных шторках. Быстрый рост данного сегмента начался 5 лет назад с введением нормативного запрета на тонировку стекол. Сейчас уже сложился костяк основных производителей и данный сегмент перешёл в фазу активного расширения: у этих производителей быстро расширяется сеть дилеров. Потребители постепенно знакомятся с продуктом, который во многих регионах всё ещё остаётся новинкой.
По цене каркасные шторы являются средним вариантом. По сравнению с дешёвыми шторами на присосках, они обеспечивают лучший внешний вид, целиком закрывая проем окна, и дают больший комфорт, позволяя даже опускать стекла в пути.
При этом они демократичнее роликовых штор по цене и не требуют внесения изменений в конструкцию автомобиля — никаких следов после демонтажа не останется.
Продукт определяет многое, но не всё
Изделия разных производителей отличаются степенью светонепроницаемости, рисунком, цветом и текстурой ткани, что влияет на выбор потребителя.
Отличаются также способы крепления. На рынке есть магнитные шторы, на клипс-держателях, а также модели с креплением враспор. У каждого варианта есть преимущества и недостатки. Форма и площадь магнитов должны быть тщательно подобраны, а сами шторы правильно установлены в проём окна, иначе шторки будут вылетать при хлопках дверей или от порывов ветра.
Клипс-держатели менее требовательны к точности исполнения, но не рассчитаны на частую установку съём (зачем это нужно, подробнее позже). Крепление враспор также создаёт повышенный риск, что при открытом окне шторка вылетит на улицу. Наконец, и качество может сильно отличаться.
Нишу низкого качества и цены образуют шторы, сделанные по кустарной технологии из подкладочной сетки, нанизанной на неоцинкованную проволоку с помощью тканевого рукава. Такие изделия на вид отличаются неровными швами, хлипким каркасом, в целом небрежным исполнением.
Шторы среднего уровня качества могут быть сделаны из дешёвых материалов, но это неплохой выбор для продавца. У таких моделей будет полимерный кожух, скрывающий швы и каркас, защищающий от коррозии и придающий законченный вид. Премиум-продукты отличаются в первую очередь дорогими материалами.
По фактору цены эти сегменты условно делятся примерно так: в самых доступных вариантах комплект из 5 штор стоит около 3000 руб., средний сегмент качества начинается с 5000–6000 руб., а премиум-шторы идут от 7500 руб. Ещё дороже «оригинальные» шторы, предлагаемые автодилерами.
От интернета к активным продажам
Казалось бы, такой продукт лучше покупать вживую, но в наше время львиная доля продаж каркасных штор происходит онлайн. Ведь шторы — ниша малого бизнеса, а в интернет-продажах можно обойтись небольшим стартовым бюджетом.
Отдельные дилеры, с которыми мы связывались, признались, что уже поняли ограниченность этой тактики. В ближайшее время начнётся активная война производителей за присутствие на полках в автомастерских и автомойках.
Немало клиентов, говорят они, считают оффлайн-покупку более безопасной. Знакомство клиента с каркасными шторами, как правило, начинается с покупки комплекта на передние окна в дополнение к тонированию заднего «полукруга», объясняют эксперты. Но после этого до автовладельца доходит, что и на задних стёклах шторы удобнее тонировки — их можно снимать на зиму и при ночных поездках, они меньше следов оставляют на кузове.

Региональному дилеру на заметку


• Ассортиментная матрица — от 100 позиций
• Стартовая закупка – 200-700 тыс. руб.
• Склад – сухой холодный 2-5 м2

Автовладельцы, часто меняющие машины, нередко становятся постоянными клиентами.

Хотя рынок каркасных штор пока быстро растёт, очевидно, что даже в пике развития он не будет большим — в лучшем случае его ёмкость составит сотни миллионов рублей в масштабах
страны


Поэтому для сбыта наиболее перспективны автомастерские, специализирующиеся на «допах» — автомузыке, молдингах, тонировании стёкол. На успех сбыта заметно влияет логистика. Продавец должен решить, торговать под заказ или взять складской запас: во втором случае конверсия обращений в продажи будет выше. Сложность в том, что каждая модель автомобиля требует штор уникальной формы, поэтому размерная матрица штор солидного производителя состоит более чем из 1000 наименований. Торговля со склада имеет смысл, если ваша торговая точка работает с неким узким сегментом — например, с автомобилями одной марки. В остальных
случаях предпочтителен предзаказ. Определённое неудобство создаёт сезонность спроса, хотя и зимой продажи не останавливаются.
Офицер, добрый на 99%
Все мы видели таблички на столбах, соблазняющие купить «законную альтернативу тонировке». Шторы действительно законны… пока автомобиль не начал движение, предупреждает юрист компании «ГлавСтрахКонтроль» Алексей Борцов.
Регулируется этот вопрос «Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2002 года №127). Точнее, его пунктом 7.3, запрещающим установку любых предметов и покрытий, ограничивающих видимость для водителя.
У правила есть исключения, которые продавцу полезно знать. Допустимыми считаются шторки на окнах туристских автобусов, жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии наружных зеркал с обеих сторон; нет возражений и против передних шторок в сложенном положении.
«При этом следует ожидать возможных нападок инспекторов и уметь отстаивать свою правоту», — предупреждает Алексей. Наказанием, согласно п. 12.5 КоАП, станет предупреждение или штраф 500 руб.
В правилах есть спорный пункт (ст. 27.10 КоАП), дающий офицеру право забрать шторки у водителя. «Пока отсутствует сложившаяся судебная практика по вопросу, насколько такое изъятие является правомерным, — говорит юрист. — Все зависит от конкретных обстоятельств дела, правовой подкованности водителя и настроения инспектора».
На форумах для водителей попадаются и официальные комментарии ГИБДД, подтверждающие верность трактовки правил экспертом. На практике 99% офицеров ГИБДД, увидев авто с якобы затемненными стеклами, остановят его, чтобы потребовать снять тонировку, а когда обнаружат свою ошибку, то «помягчеют» и даже могут попросить у водителя телефон магазина, где шторки были приобретены. Но сотый инспектор наложит штраф и будет прав по закону.
В небольшом числе случаев, до 2–3%, автовладельцы сами возвращают шторы с объяснением, что они стали хуже видеть зеркало, сказал нам один из дилеров, торгующих шторами. Торговать эти возвраты не мешают, утверждает он.
Между тем, конфликт с законом легко обойти. На американском рынке, например, общепринятыми считаются передние шторы, закрывающие 2/3 или 1/2 стекла, оставляющие беспрепятственный обзор зеркал. Предлагаются такие варианты и в России.
Старая песня про оригинал
Труднее устранить конфликт интересов между участниками рынка. Позицию автопроизводителей нам не удалось прояснить до конца. Ряд автоконцернов сами продают шторы в салонах официальных дилеров. Однако в пресс-службе Lada отметили, что непонятно, как шторы поведут себя при ДТП. «Такого аксессуара нет в номенклатуре дополнительного оборудования для Lada», — сообщил нам пресс-секретарь. Из других источников, впрочем, мы знаем, что в прошлом году дочерняя компания АвтоВАЗ «Лада-Имидж» решала вопрос о закупках каркасных штор для продажи в качестве оригинального аксессуара Lada.
Тонировать vs зашторить
Главная же проблема, мешающая росту сегмента, состоит в том, что тонировщики пока видят в шторах угрозу своим доходам от установки тонировочной плёнки. Опыт шторочных дилеров говорит, что легче соглашаются те сервисмены, у которых высокий поток покупателей — шторы устанавливаются гораздо быстрее, чем плёнка, и позволяют за день обслужить в разы больше покупателей.
Хотя рынок каркасных штор пока быстро растёт, очевидно, что даже в пике развития он не будет большим — в лучшем случае его ёмкость составит сотни миллионов рублей в масштабах страны.
Это неплохой нишевый бизнес для малых предпринимателей или способ диверсифицировать продажи аксессуаров. И таким, мы полагаем, он останется в будущем по крайней мере, пока не появится лучший способ спрятаться от солнца и нескромных взглядов.

Добавить комментарий