Тест: аккумуляторы с технологией EFB

В последнее время на российском рынке появились аккумуляторные батареи с технологией EFB (Enhanced Flooded Battery). Сначала импортные, а позднее и от отечественных производителей. В переводе с английского EFB — улучшенная залитая батарея. Давайте разберёмся, на что способны улучшенные российские аккумуляторы?

Участники
EFB–аккумуляторы были специально разработаны для автомобилей, оснащённых системой «старт-стоп». Они должны не только легко переносить длительные циклические нагрузки «заряд-разряд», но и служить надёжным источником электроснабжения автомобиля, когда его двигатель по воле умной системы управления заглушен.
Новинка оказалась полезной не только на машинах с системой «старт-стоп»: её таланты пришлись кстати и на обычных автомобилях, которые эксплуатируются в тяжёлых условиях. EFB-батареи уверенно и долго «крутят» стартер на морозе, не боятся глубоких разрядов, хорошо справляются с питанием дополнительных мощных потребителей электроэнергии. И если поначалу такие аккумуляторы поставлялись на наш рынок из-за рубежа, то сегодня их выпуск освоен и отечественными производителями.
Именно «наши» батареи с технологией EFB будут участвовать в сегодняшнем тесте. Знакомимся:
• АКБ 6СТ-60VL WESTA RED EFB 12 В 620 А
• АКБ 6СТ-60VL LB FORSE EFB 12 В 620 А
• АКБ 6СТ-60VL TIТAN EFB 12 В 600 А
• АКБ 6СТ-60VL TUBOR EFB 600 А.
• АКБ 6СТ-60VL АКОМ EFB 12 В 560 А.
На испытания представлены по два образца батарей каждой из пяти моделей. Заявленная ёмкость каждого из участников теста — 60 Ач.
Организаторы теста не ставили цель доказать, что один производитель хуже или лучше другого. Поэтому приводятся результаты конкретных испытаний в расчёте на то, что это поможет потребителям в выборе АКБ.

Подготовка
Все батареи с технологией EFB для теста были куплены в обычных магазинах России и практически одновременно. Разница заключалась только в том, что некоторые аккумуляторы было очень сложно найти — они есть не в каждом регионе (это связано с отсутствием широкой дилерской сети).

Время проведения испытаний
Пройти полный цикл испытаний — задача трудоёмкая и занимает много времени. Этот тест длился с 3 июня по 25 августа 2019 года с соблюдением всех протоколов и технологических циклов — почти три месяца.

Методика
Сначала проверялась реальная ёмкость всех десяти аккумуляторов. Запас энергии батарей определялся по ГОСТ Р 53 165-2008 п. 9.3.
Участвовали все пять пар образцов.
Следующее испытание показало возможности участников запускать двигатель при отрицательной температуре.
Был проверен ток холодной прокрутки при –18°С по методике ГОСТ Р 53 165-2008 п. 9.1 (при заявленных токах напряжение не должно просесть ниже 7,5 В через 10 с и ниже 7,2 В через 30 с работы, а до 6 В оно может упасть не ранее полутора минут). Участников снова десять.
Дальше пары разделились, и каждая батарея отправилась на свой специальный EFB-тест, чтобы проверить участников на так называемое циклирование — стойкость к многократной смене режима «заряд-разряд». Отечественных стандартов для такой проверки пока не существует, поэтому было решено оттолкнуться от методики испытаний на циклирование по ГОСТ Р 53 165-2008 п. 9.6.2 для обычных стартерных батарей. Однако количество циклов, которое должны выдержать подопытные батареи, увеличили до 220 (для обычных стартерных батарей АКБ — 120 циклов).
Второй тест на циклирование тоже «предложили» сами производители.
Два производителя утверждают, судя по этикеткам, своё соответствие требованиям международного стандарта ЕN 50324-6. Этот стандарт выпущен специально для АКБ, изготовленных по технологиям EFB и AGM. Соответственно, была применена методика испытаний таких аккумуляторов, хотя и по самому низкому из существующих уровней требований — М1 (именно он заявлен на этикетке двух АКБ, участвующих в тесте). По уровню М1 батарея должна выдержать не менее 150 циклов заряда-разряда до напряжения 10 В при температуре 40 °С и с глубиной разряда 50%.
С целью определения степени ответственности производителей перед своими потребителями было принципиальным выявить соответствие испытываемых образцов заявленным характеристикам на этикетке. Изделия, которые не соответствуют данному критерию и не оправдывают ожиданий покупателей, получали штрафной балл.
Итоговая оценка производилась по пятибалльной шкале:
5 — полное соответствие заявленным характеристикам;
4 — незначительное несоответствие характеристикам;
3 — значительное несоответствие характеристикам;
2 — в случае отказа образца в процессе испытаний.
Кроме того, за несоответствие заявленным характеристикам с полученного результата снимался один балл.

Результаты
Результаты испытаний сведены в таблицы, где очень много цифр, наверняка интересных технически подкованным читателям (красным цветом выделены результаты, не соответствующие требованиям стандартов). Автомобилисты–гуманитарии могут просто посмотреть комментарии и переходить к последней главе.

Результаты испытаний на заявленную номинальную ёмкость


Все участники – молодцы, первое испытание выдержали достойно. Ёмкость всех батарей соответствует заявленной. Всем – по «пятерке»!

Результаты испытаний на заявленный ток холодной прокрутки при –18°С


Этот тест «покорился» не всем: аккумуляторы Westa и AKOM полностью соответствуют требованиям ГОСТа по току холодной прокрутки, у остальных могут быть проблемы с пуском двигателя в мороз. FORSE провалил тест по продолжительности разряда, и может подвести при длительных попытках пуска (его итог — 4 балла). TUBOR и TITAN не справились с 10- и 30-секундным испытанием, значит, могут «сдаться» слишком рано (оценки — по 3 балла).

Результаты испытаний на циклирование по ГОСТ Р 53 165-2008 п. 9.6.2


Результаты испытаний на циклирование по ГОСТ Р 53 165-2008 п. 9.6.2

Батареи TIТAN, TUBOR и АКОМ соответствуют повышенным требования к циклированию по методике ГОСТ Р 53165-2008 ( TUBOR не дотянул всего 1 цикл, но результат всё равно достойный). Всем — по 5 баллов. Результат батареи WESTA неплох — 4 балла. А вот у FORSE проблемы. Кроме того, в процессе циклирования произошло падение уровня электролита в каждой банке, оголились пластины, случилось короткое замыкание в одной из банок и отказ батареи. Увы. Мало того, батареи FORSE и WESTA получили по штрафному баллу за несоответствие результата заявленным характеристикам. 

Результаты испытаний на циклирование по EN 50342–6:2016, 7.5 М1


Результаты испытаний на циклирование по EN 50342–6:2016, 7.5 М1

Как видим, действующему международному стандарту для EFB-батарей соответствует только AKOM, ему 5 баллов. Марки TUBOR и TITAN и не заявляли о своём соответствии стандарту, но им, как и АКБ от WESTA, по 3 балла. А вот батарея FORSE, как и в предыдущем тесте, не справилась. Значит, 2 балла и очередной штраф.

Суммарный балл по результатам всех тестов


Суммарный балл по результатам всех тестов

Только одна батарея из пяти, представленных в тесте — 6CT-60VL LB FORSE EFB — испытаний не выдержала. Еще три (6CT-60VL WESTA RED EFB, 6CT-60VL TITAN EFB и 6CT-60VL TUBOR EFB) показали неполное соответствие требованиям стандартов или характеристикам, заявленным производителем. И лишь одна АКБ — 6CT-60VL АКОМ EFB — прошла тест без замечаний, полностью выполнив все нормативы. Надеемся, эта статья поможет российским автомобилистам сориентироваться на рынке EFB-батарей, сделать правильный выбор и совершить удачную покупку!

Тесты провел отдел исследований и испытаний Научно-технического центра «Аккумулятор инноваций», протокол № АИ03-027-19 от 26.08.2019 г.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Добавить комментарий