Сегмент окрасочных материалов для автомобилей растёт и одновременно меняет структуру. Технологический прогресс, реформа производственного и сбытового сектора, экологические и социальные аспекты — всё взаимосвязано сложным образом. Что было немыслимым ещё десять лет назад, сегодня привычная данность, а уже в следующем десятилетии будет считаться анахронизмом. Мы выделили главные, на наш взгляд, тренды мирового рынка автомобильных ЛКМ.
1. Пока такси не летают Мировая экономика растет, но автомобильный рынок растет быстрее. Стоящие за этим причины понятны — население развивающихся стран ещё не удовлетворило в полной мере стремление к езде с комфортом. Что важнее, рынок растёт качественно в том смысле, что в этих регионах устаревшие практики окраски автомобилей заменяются на современные многослойные покрытия, а кузовной ремонт обретает цивилизованные формы. Поэтому сегмент автомобильных ЛКМ растет примерно на 1,5% быстрее, чем рынок красок в целом. Пример Европы показывает, что рано или поздно начнется спад продаж, вызванный снижением аварийности и популяризацией мультимодального транспорта. Но электробайки, летающие такси и Hyperloop еще не скоро выдавят автомобили с рынка. Как минимум, до 2025 года продажи автомобильных покрытий будут расти и в 2021 году превысят $16 млрд. | 2. СТО попали в сети Эксперты отмечают, что слияния и поглощения в секторе производства ЛКМ пошли на убыль. Тренд перекинулся на сегмент дистрибуции и кузовного ремонта. Сумма сделок, заключенных крупными сетями кузовных мастерских, скупающих более мелких конкурентов, растёт по экспоненте. В США четыре крупнейшие сети каждую пятилетку фактически удваивают свою долю. К примеру, Uni-Select приобрела за 2015–2016 гг. 114 станций, а ее основной конкурент FinishMaster как-то купил 16 мастерских всего за полтора месяца. Сети закупают лакокрасочные материалы централизованно, что тянет за собой укрупнение дистрибуции и смену формата работы с поставщиками. Их отличает агрессивное ценообразование в закупках, системный безличный подход к оценке партнёров. С другой стороны, им требуется более узкий спектр услуг, связанных с продажами, что снижает критичность фактора компетенции дистрибьютора. | 3. Все в Индокитай и Меркосур Термин BRICS теряет популярность и всё реже используется в рыночных исследованиях. Сомнение вызывает в первую очередь рост автомобильного производства в России, но критикуется и китайская модель за некоторую неустойчивость развития. Поэтому, когда речь идет о смещении региональной структуры продаж, точкой роста чаще называют Азиатско-Тихоокеанский регион. На страны АТР в 2014 году приходилось 53,6% продаж автомобильных ЛКМ, а в 2015 году доля региона выросла до 56,5%. На текущий момент пятёрка «азиатских тигров» выглядит следующим образом: Таиланд, Индонезия, Китай, Индия и Корея. Опережающими темпами, примерно на 5% превышающими общемировой рост, растут также страны Центральной и Южной Америки. |
4. Слишком тонким не бывает Краски, ключевой элемент кузовных покрытий, растут медленнее рынка. Если в 2018 году они составляли около 2/3 от общих продаж ЛКМ, то к 2025 году их доля уменьшится почти до 1/2. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) их продажи существенно сократились в последние 10 лет, сегмент потерял около 30% объема. Производство красок испытывает двойное давление. OEM требуют, чтобы поставщики вносили вклад в снижение массы автомобилей, повышая плотность пигментных частиц и уменьшая толщину покрытия. В то же время, аварийность в большинстве регионов мира снижается, охлаждая рост сегмента ремонтных материалов. Третий фактор пока действует слабо, но повлияет в будущие годы — мы имеем в виду монопокрытия (см. п. 7). | 5. Прибыли будет меньше Снижение прибылей отчасти связано с переходом на «тощие» производственные процессы, оптимизацией цепи поставок автопрома и укрупнением лакокрасочного бизнеса. Но на прибыльность сегмента ЛКМ значительно повлиял и рост цен на присадки, пигменты, связующие вещества и растворители. Примером может служить пигмент диоксид титана, ценимый автопроизводителями за хорошие защитные свойства. В последнее десятилетие цены на него быстро и непрогнозируемо росли; только в 2011 году стоимость тонны этого материала у трёх крупнейших мировых производителей выросла на $300-500 . Это создало трудности для автопоставщиков и заставило их задуматься о поиске альтернатив, но пока безрезультатно. | 6. Водные и порошковые краски Общее преимущество красок на водной основе и порошковых состоит в том, что они менее токсичны. Уже в 2014 году ЛКМ на сольвентной основе занимали всего 43,5% рынка и их продажи продолжают сокращаться, потому что список стран, вводящих серьёзные меры против использования толуола, ксилолов, этилбензолов и метилэтилкетонов всё расширяется. Кроме того, водорастворимые краски менее пожароопасны, отличаются лучшей адгезией и тепловой устойчивостью. Порошковые краски могут похвастать универсальностью, почти полным отсутствием отходов и хорошей производительностью. По совокупности свойств автопроизводители развитых стран предпочитают ЛКМ на водной основе, однако отмечена взаимосвязь роста сегментов автомобильных порошковых красок и электромобилей. |
7. Меньше слоёв 44% сокращение углеродного следа при переходе на монопокрытия Альтернатива водным краскам — монопокрытия. Этот способ экологизации окрасочных производств больше подходит для регионов, где вода в дефиците. Завод Ford в Канзасе, например, уверенно выбрал сольвентные материалы серии 2-Wet от Axalta и добился сокращения углеродного следа на 44% и потребления воды на 75%. В мировой практике объединённые слои получили название monocoat, хотя до «моно» автопроизводителям ещё далеко. Речь идёт, как правило, о сокращении числа слоёв с четырёх до трёх или с трёх до двух путём объединения грунта и краски либо краски и лака. Экономия достигается как на уменьшении расхода материалов, так и на сокращении числа операций сушки, а значит, и энергозатрат. Технологи добились того, что современные монопокрытия сохраняют до 90% блеска в первые четыре года эксплуатации автомобиля, как показали испытания в лабораториях Axalta. | 8. Электроосаждаемые покрытия 4,7–6,1% средний годовой рост доли электроосаждаемых материалов до 2022 г. Электрофорезные покрытия совершили маленькую революцию в коррозионной и абразивной защите автомобилей. Это пример того, как небольшая прибавка стоимости даёт значительно более существенные выгоды. Технология практически безотходна и экологична, имеет высокую пропускную способность и малую себестоимость, пригодна для широкого спектра поверхностей. Образуемое покрытие отличается прочностью, химической и термоустойчивостью, равномерной толщиной слоя. Доля электроосаждаемых покрытий в структуре доходов производителей ЛКМ в настоящее время приближается к 30%. Хотя надо помнить, что расширение их применения оказывает негативный эффект на вторичный рынок ЛКМ из-за увеличения стойкости кузовов к разрушающим факторам внешней среды. | 9. Нанести на полимер 5,1%среднее годовое расширение доли ЛКМ для полимерных материалов до 2022 г. Полимеры в качестве конструкционных автомобильных материалов имеют ряд преимуществ перед металлами. Они дают больше свободы дизайнерам, меньше весят и стоят, их производство и переработка менее энергозатратны, они более долговечны и пригодны для переработки. Другая причина для автопроизводителей недолюбливать металлы — волатильность цен на них. И понятно, почему доля металлов в конструкции автомобиля в 2014–2015 годах уменьшилась с 71,1% до 69,5%. Тем не менее, в обозримом будущем они останутся главным сырьём автопрома, в первую очередь — стальные сплавы. А для окрашивания полимеров нужны другие технологии. Кроме того, у красок в этом сегменте есть серьёзный конкурент — плёнки. Улавливаете, куда ветер дует? |