По самым скромным оценкам, ежегодно в России на свалки выбрасывается более 50 миллионов свечей зажигания, изрядная доля — задолго до исчерпания ресурса. Можно ли превратить восстановление их свойств в финансово интересный бизнес? Мы провели дискуссию между сторонниками и противниками обслуживания свечей зажигания и выполнили расчёт рентабельности услуги. Каковы выводы?
Каждый разряд испаряет толику металла с поверхности электродов свечи. В результате зазор между электродами постепенно увеличивается, а сами они становятся тоньше — так описывают процесс износа свечи большинство технических источников.
Ресурс, который заявляют производители свечей зажигания, рассчитывается именно по параметру износа электродов, и для большинства присутствующих на рынке моделей он находится в диапазоне 30–150 тыс. км.
Однако искрообразование ухудшают также любые инородные наслоения. Миллионы свечей приходится списывать задолго до исчерпания ресурса из-за нагара и налёта, образующихся во время холодных пусков и из-за неидеальности качества бензина.
Возможно, вам также доводилось видеть свечи, покрытые маслянистым чёрным нагаром. Это признак невезучей судьбы свечи, попавшей в изношенный, неисправный или неотрегулированный двигатель.
Вам придёт в голову выбросить в мусорное ведро золотую цепочку из-за сломанного замочка или потускнения? Нет, конечно, что за бред! — ответите вы. Между тем, сервисмены ежегодно недрогнувшей рукой совершают похожее действие, отправляя в утиль миллионы свечей, покрытых иридием, платиной или никелем. По самым скромным подсчётам, только в России ежегодно можно наполнить 150 железнодорожных вагонов списанными свечами зажигания.
Не хотите ли пескоструйку, мадам?
Две первые причины износа свечи — нарушение зазора и образование сухого нагара/налёта — до некоторой степени устранимы с помощью операции, называемой «обслуживанием свечей».
Недавний онлайн-опрос автовладельцев на специализированном портале показал, что 51,5% автовладельцев обслуживают свечи. Из них чуть меньше половины только чистят свечи; чуть более половины только выставляют зазор. Лишь 2% респондентов отметили обе операции.
Как следствие, тысячи независимых автомастерских предлагают эту услугу, предоставляя клиентам возможность сократить чек.
Естественно, производителям свечей невыгодна эта практика. Но некоторые из них признают возможность восстановления рабочих характеристик и даже идут дальше, предлагая необходимые инструменты. Чешская компания Brisk Tabor, например, выпускает брендированные инструменты для корректировки зазора.
Что касается очистки свечей (устранения нагара), эта операция более трудоёмкая, с меньшими гарантиями результата. Маслянистый нагар, увы, снять практически невозможно. Существуют три основных способа очистки: механический (в вышеупомянутом тесте он набрал 54,1% голосов), химический (15,5%) и термический, или обжиг (менее 12%).
И всё-таки производители автомобилей и большинство свечных брендов категорически против обслуживания свечей, и на дилерских станциях техобслуживания его предлагают редко.
Так что же такое «обслуживание свечей»: ловушка мышления, идущая от прижимистости клиентов, или мудрость коллективного опыта?
На всё — минута
Первый аргумент сторонников замены свечей зажигания состоит в том, что прибыль на продаже продукции для СТО порой превышает прибыль от сервисных операций. То есть, обслуживание свечей нерентабельно.
Жаль, что этот тезис ни в одном источнике не подкрепляется цифрами — производители не любят афишировать параметры доходности. Поэтому автор статьи произвёл собственный расчёт. Для эксперимента был выбран механический (пескоструйный) способ очистки. Хотя этот метод является наименее щадящим для гальванического покрытия электродов, он даёт самый стабильный и быстрый результат при небольших затратах.
Замерялось время выполнения следующей последовательности операций: очистка свечи на стенде, регулировка зазора и диагностика искрообразования на стенде. К нему прибавлялся ряд типовых операций обслуживания: открытие/ закрытие капота, снятие крышки двигателя, отсоединение свеч и другие, взятые из типового прайс-листа на сервисные услуги.
Эксперимент показал, что время обработки одной свечи составит около минуты, стоимость обслуживания с учётом амортизации оборудования не превысит 57 руб. при ставке 600 руб./нч, или 70 руб. при ставке 1200 руб./нч.
Сравнительные результаты замены и обслуживания вы можете видеть в таблице.
Напрашивается вывод, что свечи бюджетного сегмента восстанавливать невыгодно. Однако стоит переместиться в средний ценовой сегмент, не говоря уже о премиуме, как очистка оказывается выгодной и автовладельцу, и СТО.
Парадокс, но популяризация обслуживания свечей в конечном итоге может оказаться на руку и самим производителям свечей
Кстати, вы знаете, что обслуживанием свечей занимаются не только российские, но и американские и европейские сервисмены? В прейскуранты многих сервисных станций входит данная услуга.
Так ли хорош бензин?
Не подкрепляется статистическими данными и второй аргумент «против» обслуживания: некачественное топливо попадается всё реже, поэтому простая чистка и исправление зазора требуются всё реже. Сторонники обслуживания отмечают, что вопрос не в динамике, а в общем объёме случаев обращения в автосервисы из-за плохого бензина на сегодняшний день. Простые наблюдения в регионах говорят, что их по-прежнему много.
Кто не рискует, тот меняет
При износе свечей повышается электрическая нагрузка на сопутствующие элементы, предупреждают производители свечей.
Учитывая, что модуль с катушками зажигания, например, стоит на порядок больше, любые свечные риски стоит минимизировать. Однако сами же производители утверждают, что керамический изолятор (именно эта деталь определяет нагрузку на электрические элементы двигателя) имеет ресурс, многократно превышающий ресурс электродов.
В конце концов, если у вас есть сомнения по поводу некоей конкретной свечи, сопротивление изолятора можно проверить путём замера сопротивления на пробой.
«Чтобы точно не возвращаться»
Последний из встретившихся нам доводов «за» замену связан с устройством современных двигателей, имеющих увеличенный межсервисный интервал. Операция по замене свечей в таких моторах связана с рядом трудоемких операций, включая снятие впускного коллектора.
«Тут каждые 5 тысяч километров не почистишь — уж если пришлось все разбирать, то свечи поставишь поновее и получше, чтобы к этому точно не возвращаться», — выразился один из специалистов. Мы подсчитали, что в российском парке авто с такими современными двигателями составляют сейчас около 25%. Для остальных 75% обслуживание свечей вывод прежний: обслуживание свечей более целесообразно, чем замена.
Кто-то скажет, что доля продвинутых двигателей будет неуклонно расти и обслуживание свечей как услуга обречено на вымирание в будущем. Пусть так. Но нас интересуют не пути прогресса, а что можно сейчас предложить автовладельцу. На волне экономическогоспада на лояльность клиента сильнее стала влиять способность автомастерской позаботиться о сокращении его расходов.
Не стоит забывать, что при замене свечей сервисная станция вынуждена часть дохода отдавать за продукцию; при обслуживании же весь доход становится её валовой прибылью. В масштабах страны речь идёт о цифре порядка 1–2 миллиардов рублей дополнительной прибыли сервисной отрасли.
Парадокс, но популяризация обслуживания свечей в конечном итоге может оказаться на руку и самим производителям свечей.
Известно, что наибольшую прибыль они получают на продажах товаров премиум-сегмента. Как вы считаете, потребителю будет проще решиться на покупку дорогих свечей, если он будет знать, что после единственной неудачной заправки ему не придётся расстаться с ними?