Есть вопросы, в которых согласие, казалось бы, давно найдено. Но нет: оппоненты вновь и вновь приводят старые аргументы, находят новые, дискуссия не прекращается. Такими темами изобиловала конференция «Управление корпоративным автопарком 2017», проведённая деловым изданием «Ведомости» в июне.
Анализ продаж автомобилей в корпоративном секторе слушателям презентовала Анастасия Калинина, директор по развитию «АвтоБизнесРевю».
И вот первое наблюдение: сектор B2B автомобильного рынка оказался устойчивее в годы кризиса, чем B2C. Корпоративный сектор растёт и продолжит расти. В краткосрочной перспективе его поддерживают программы господдержки, в долгосрочной — популяризация интермодальных транспортных систем, каршеринга и такси. Если в 2014 г. лишь 15,3% автодилеров считали бизнес значимым клиентом, то в 2016 г. их было уже 21,1%.
Есть ряд качественных изменений. «Общая маржа при реализации падает, дилеры и автопроизводители ищут новые инструменты», — сказала Анастасия. Постепенно осваивается трейд-ин, доля сдаваемых машин у разных дилеров колеблется в пределах 30–50%.
Бизнес стал дольше эксплуатировать автомобили, типичный срок вырос с 3–5 до 5–7 лет. Третье важное изменение касается сокращения реального выбора моделей и марок. Докладчица упомянула такие факторы влияния, как обязательное наличие системы ЭРА-ГЛОНАСС и госрегулирование, побуждающее клиентов выбирать машины локальной сборки.
Виноват по умолчанию
Безопасность транспорта ни один докладчик не ставил как центральную тему, но в тот день она поднималась снова и снова. Игорь Хереш, директор по развитию бизнеса «Группы Т-1» (ГК «Ренова»), привязал рост безопасности к внедрению спутникового мониторинга транспорта. Он привёл следующие данные: грамотное применение телематики уменьшает вдвое затраты на аварийный ремонт, потери от простоя ТС во время ремонта, расходы на оплату штрафов в 2 раза и в целом аварийность.
ЦИТАТА
Анастасия Калинина директор по развитию «АвтоБизнесРевю»
«Корпоративный сектор растёт и продолжит расти: в пользу этого говорят многие факты. В краткосрочной перспективе это программы господдержки, в долгосрочной — популяризация интермодальных транспортных систем, каршеринга и такси».
При этом внедрение телематики сопряжено с трудностями и сопротивлением. «Когда мы внедряемт такую систему, изначально идет саботаж, водитель не хочет, чтобы его контролировали, — признался докладчик. — Но потом они понимают положительный эффект».
Игорь намекнул, что компаниям, давно использующим подобную телематику, следует регулярно обновлять систему. Новые алгоритмы учитывают больше факторов, делая прогноз точнее. «По нашим исследованиям, скорость не является критичным параметром, — привёл он пример. — Можно соблюдать “км-ч” и отвратительно ездить». Топ-менеджер Т-1 рассказал, что через 7 месяцев на рынке появится сервис по мгновенной оценке ущерба от ДТП — также на основе телематических решений.
«В момент удара у вас будет чек», — заявил он.
Скоринг на основе телематических данных — полезный, хотя и не единственный инструмент на рынке услуг по прогнозированию поведения водителя, ставшем новой точкой роста. «За последние полгода страховые компании ринулись на этот рынок», — отметила Анастасия Калинина из «АвтоБизнесРевю».
О возможностях и границах применимости психологических тестов для прогнозирования поведения водителей рассказывала Татьяна Кочетова, спикер от организации «ДТП.Нет». Этот инструмент также быстро развивается.
Что сами транспортники думают о нововведениях айтишников и психологов, показало выступление Ивана Лукина, руководителя транспортного управления Pony Express. Да, они приветствуют полезные новшества, позволяющие «создать такой порядок действий, чтобы сотрудник не смог неумышленно нарушить правила», — сказал он. Но опираться предпочитают на проверенные временем процессы: проверку знаний ПДД, даже если курьер использует личный автомобиль, и на систему премий и вычетов на основе коэффициента аварийности. «Мы считаем сотрудника по умолчанию виноватым в ДТП, даже если по правилам не виноват, — сказал специалист. — Значит, допустил ситуацию».
Считать и пересчитывать
В российском корпоративном секторе каждая третья продажа автомобиля совершается через финансовый лизинг. Его доля выросла за 2 года с 24,6% до 30%, говорилось в докладе Анастасии Калининой.
Масштабы оперативного лизинга пока не впечатляют, хотя динамика также положительная. «К нам приходит много курьеров, которые купили автомобили в оперативный лизинг», — рассказал Иван Лукин из Pony Express. И сделал вывод, что «они умеют считать деньги».
ЦИТАТА
Игорь Хереш директор по развитию бизнеса «Группы Т-1» (ГК «Ренова»)
«Через 7 месяцев на рынке появится сервис по мгновенной оценке ущерба от ДТП — также на основе телематических решений. В момент удара у вас будет чек».
Что касается самой Pony, весь её флот приобретается в финансовый лизинг, сказал он. «Выгодность лизинга зависит от задач, — пояснил он. — Коммерческий транспорт в оперативном лизинге плохо себя чувствует, а в финансовом нормально. В оперативном лизинге вы всё равно не сократите затрат на персонал».
Но и финансовый лизинг был бы менее привлекательным, если бы не субсидии Минпромторга РФ под приобретение отечественных автомашин. Сдерживающим фактором является негибкий подход лизинговых компаний к клиенту, судя по замечаниям ряда спикеров.
Российским компаниям следует перенимать европейский подход, ежегодно заново проводя сравнительный анализ лизинга и покупки, заключил Евгений Антоник.
Слиться или выделиться?
Даже в теме окраски автомобилей в фирменные цвета и нанесения символики (брендирования) есть место спорам. Брендирование автопарка было центральной темой доклада Юрия Липатова, старшего специалиста 3M. Выгода для клиента понятна: автомобиль становится недорогим и удобным каналом его коммуникации с потребителем.
В вопросе «красить или оклеивать» представитель 3M стоит за второй вариант. Применение плёнки позволяет создать дополнительный слой защиты кузова, без проблем перебрендировать автомобиль, а по истечении срока службы перепродать. «Таксисты покупают белый автомобиль, оклеивают желтой пленкой, через 3 года продают как личный», — привёл пример Юрий.
Оппонентом выступил Иван Лукин. Он сообщил, что Pony Express предпочитает получать автомобили окрашенными, сотрудничая напрямую с автопроизводителями. «Если цвет меняется полностью — надо менять ПТС», — объяснил он. Иногда компании вообще не наносят фирменную символику при дальних перевозках, «чтобы не провоцировать “разбойников”».
В прошлом году корпоративные продажи составили 20,8% от всего российского авторынка, сообщила Анастасия Калинина. Тенденции таковы, что доля предприятий в будущем будет только расти. Что подкрепляет актуальность конференции.