Кому в России жить хорошо: Крупнейшие шинные заводы России

Среди производителей потребительских товаров всех категорий в России наиболее успешны шинные компании. В 2004–2016 годах отрасль претерпела серьёзные структурные изменения — появились новые предприятия, большинство старых заводов сменили собственников и прошли модернизацию. Пора сделать «снимок на память»? Мы составили список девяти крупнейших шинных заводов России по состоянию на 2018 год.

 

 

 

 

Nokian Tyres

Годовая мощность
17 млн шт. (2018 г.)
Численность персонала
1,3 тыс. чел.

Сравнив шинный завод Nokian с другими российскими заводами, вы наверняка отметите высокое соотношение объёма производимой продукции к численности персонала. Компания заявляет, что рекордная производительность труда на её заводе достигнута, естественно, за счёт масштабной автоматизации. Фактически, для финской штаб-квартиры Всеволожск — это те самые ноги, которые волка кормят: на долю российского производства приходится 85% выпуска шин Nokian, «головной» завод в Финляндии выпускает в разы меньше. Более половины продукции экспортируется, что делает всеволожскую площадку крупнейшим российским экспортёром потребительских товаров. Сотрудникам обеспечивается почти финский соцпакет: собственный жилой городок, сауна, бассейн и спортзал, круглосуточное кафе.

«Нижнекамскшина»

Годовая мощность
9,7 млн шт. (2017 г.)
Численность персонала
2,4 тыс. чел. (2017 г.)

В то время, как Nokian на своём суперэффективном заводе ломает голову над снижением затрат на сырьё, «Нижнекамскшина» (Нижнекамский шинный завод, НКШЗ) решает обратную задачу. Шинному заводу, работающему в одном холдинге с другими предприятиями «Татнефти» (включая и «Нижнекамский завод технического углерода»), нет смысла беспокоиться из-за сырья. А вот задача повышения эффективности прописана отдельной строкой в годовом отчёте НКШЗ за 2017 год. Второе приоритетное направление — развитие линейки более доходной продукции марок Kama-Euro и Viatti с улучшенными потребительскими свойствами. «Нижнекамскшина» — крупнейший игрок российского шинного рынка и крупнейший поставщик автосборочных заводов, но его потенциал однозначно ещё не реализован в полной мере.

Кировский шинный завод

Годовая мощность
6 млн шт (2017 г.)
Численность персонала
2 тыс. чел.

Причины успеха Кировского шинного завода (КШЗ) в целом понятны: им владеют на паях «шинный спец» Pirelli и сверхвлиятельный «Ростех». Стратегическим партнером выступает «Роснефть». У завода сложная судьба. Pirelli он достался от «Сибур — Русские шины», выкупивший КШЗ у обанкротившейся Amtel-Vredestein. Уже при нынешнем владельце в кировских СМИ проходили сообщения о массовом недовольстве сотрудников кадровой политикой, хотя компания отрицает проблемы. Но даже недовольные соглашаются, что конкурентоспособность предприятия выросла после модернизации. Из СП Pirelli и «Ростеха» недавно было выделено «ПК Киров Тайр», которому отдали производство легковых шин. Пока нет ясности, будут ли два предприятия разделены, чтобы развиваться независимо друг от друга.

Континентал Калуга

Годовая мощность
4 млн шт.
Численность персонала
1 тыс. чел

О российском заводе Continental (он производит шины торговых марок Continental, Gislaved и Matador) много говорили в апреле, когда предприятие отмечало выпуск 10-миллионной шины, отметив эту веху примерно через 5 лет после запуска производства. Не столь известен факт, более важный для шинных специалистов: в 2017 году предприятие было названо лучшим по качеству среди всех заводов Continental Tires. «Континентал Калуга» — один из немногих проектов, которые региональные чиновники описывают как окупаемые. В администрации Калужской области открыто говорят, что ресурсы, вложенные в площадку и строительство подъездной дороги, обеспечили постоянные прогнозируемые поступления в бюджет.

Ярославский шинный завод

Годовая мощность
3 млн шт
Численность персонала
2 тыс. чел.

Когда «Сибур» решил выйти из шинного бизнеса в 2011–2012 годах, он распродал свои предприятия иностранным шинным концернам — все, кроме Ярославского шинного завода. Вместо этого 75% акций предприятия были проданы менеджменту компании, остальные — партнерам генерального директора компании Вадима Гуринова. ОАО «Сибур — Русские шины» было переименовано в ОАО «Кордиант» по названию торговой марки Cordiant, которую «Сибур» продвигал на рынке шин. Численность персонала ЯШЗ с тех пор сократилась с 3000 человек в 2012 году до примерно 2000 сейчас. Было передано на Алтайский шинный завод производство авиационных шин, «Кордиант» решил сосредоточиться на автомобильной тематике. По собственным данным компании, в 2017 году шины Cordiant занимали 8% рынка летних и 10% — зимних шин.

Воронежский шинный завод

Годовая мощность
2,2 млн шт. (2016 г.)
Численность персонала
1 тыс. чел

Воронежский шинный завод вошёл в состав СП Pirelli и «Ростех» спустя год после КШЗ — в 2012 году — и ему отдали производство премиальных шин Pirelli диаметром 17–21 дюйм. Завод был модернизирован согласно технологическим стандартам итальянского шинного концерна и к 2015 году вышел на оптимальную производительность. Это подтверждает награда за самый значительный рост эффективности производства среди всех заводов Pirelli в мире, полученная ВШЗ в том году. Ещё при первой модернизации Pirelli обещала, что у предприятия есть резерв для значительного увеличения мощности. В прошлом году эти заявления оформились в конкретные планы: было объявлено, что компания внесёт дополнительные инвестиции и расширит мощность завода до 4 млн шин в год.

Мишлен русская компания по производству шин

Годовая мощность
2 млн шт.
Численность персонала
900 чел.

Nokian могла стать первой иностранной компанией, запустившей производство шин в России, но Michelin успел чуть раньше. Давыдовский завод также получил первый в России цех резиносмешения и первый среди заводов Michelin цех шипования, ныне это самый большой отдел ошиповки в Европе. Но Nokian — относительно небольшая компания по мировым меркам — сделала ставку на развитие единственного завода. А в структуре гигантского французского концерна российский завод — один из многих, поэтому его мощность сейчас гораздо меньше, чем у финско-всеволожского предприятия, а ассортимент ограничен шинами диаметром 13–17 дюймов. Хотя у него есть и своя уникальная роль. Принципиальная зона ответственности российского подразделения — собирать информацию о рынке шипованных шин и передавать её во Францию для учёта при разработке новых продуктов.

Yokohama Р.П.З.

Годовая мощность
1,6 млн шт.
Численность персонала
750 чел

Yokohama для своего завода выбрала в качестве площадки ОЭЗ «Липецк». Сейчас предприятие выпускает зимние и летние шины бренда Yokohama диаметром 13–18 дюймов, а начинало оно с производства только зимней линейки. Учитывая, что липецкий завод открылся в 2012 году, когда российский автомобильный рынок ещё быстро рос, Yokohama закладывала потенциал для увеличения мощности до 3,5 млн шин в год или, по другим источникам, до 5 млн. Пожалуй, японская компания осталась единственной из владельцев крупных шинных заводов России, кто пока не объявлял о планах повышения мощности производства. Примечательно, что она же — единственная, кто отправляет на экспорт относительно небольшую долю продукции, до 10%.

Омскшина

Годовая мощность
1,0 млн шт. (2017 г.)
Численность персонала
2 тыс. чел.

Завод «Омскшина» входит в холдинг «Кордиант», отвечая в нём за производство грузовых, сельскохозяйственных и индустриальных шин радиальной и диагональной конструкции торговых марок Tyrex и Omskshina. С тех пор, как обанкротился «Красноярский шинный завод», «Омскшина» стал самым восточным предприятием отрасли в России, и в этом есть свои преимущества — например, «близость к ёмким рынкам стран Средней Азии» (согласно годовому отчёту акционерного общества). Из того же источника можно узнать, что основные усилия омчан сейчас направлены на улучшение качества и потребительской оценки продукции, а также на повышение производительности труда и общей эффективности.

Добавить комментарий