Вы достаточно ясно представляете себе, что такое «Индустрия 4.0»? Мы решили отбросить общие рассуждения на тему «диджитализации, коннективности и мобильности» и предложить вам список из девяти конкретных технологий, положенных в основу «четвёртой промышленной революции».
Коботы $95 млн — мировой рынок коботов в 2014 г. $3,3 млрд — прогноз рынка в 2020 г Производители: Universal Robots, KUKA Roboter, ABB, Fanuc, Omron, Festo, Locus Robotics, Epson Robots, Comau, Sta..ubli и др Вычислительная электроника и сенсоры постепенно достигли той степени совершенства и доступности, которая позволяет массовое создание «коботов», или роботов-помощников/напарников (от английского collaborative robot), способных безопасно работать в непосредственном контакте с человеком. Одними из первых крупных покупателей коботов стали концерны VAG и BMW. Замеры на производстве BMW показали, что робот-напарник сокращает время простоев рабочего на 85%. Учитывая, что цены на коботов катятся вниз, и к 2020 г. серийная модель будет стоить всего $15–20 тыс., это выгодная инвестиция. Не исключено, что коботы вскоре найдут применение и на СТО — например, для монтажа колёс и замены техжидкостей. | Экзоскелеты $25,4 млн — мировой рынок промыш- ленных экзоскелетов в 2015 г $25 млрд — прогноз рынка в 2025 г Производители: DSME, Ekso Bionics, Cyberdyne, Honda, Daiya Industry, Exhauss, Hyundai, Innophys, Mitsubishi, Noonee, Toyota Боли в спине — одно из самых частых недомоганий складских наборщиков и сборщиков автоконвейера. Поэтому автопроизводители активно расширяют применение экзоскелетов, облегчающих физический труд. BMW после первых экспериментов решила массово применить их на заводах в США и Германии. Концерн VAG видит применяемость ортопедических устройств ещё шире. В частности, работникам VW, работающим с мелкими деталями, выдают перчатки, разработанные для хирургов, с целью сократить нагрузку на кисти. Экзоскелеты также помогут расширить трудоспособный возраст «синих воротничков» и сделают работу на производстве доступной людям с физическими ограничениями. | Самоходные платформы AGV $1,1 млрд — мировой рынок в 2016 г $2,8 млрд — прогноз рынка в 2024 г Производители:Seegrid, Corecon, Scott Automation, Savant Automation, America In Motion, Amerden, Transbotics, JBT, Autocraft, Ward Systems Самоходные тележки и платформы (automotive guided vehicles или AGV) становятся нормой в западном машиностроении. С их помощью выполняется всё больше операций, включая «свадьбу» шасси и кузова на автосборочных производствах — автоматические тележки позиционируются быстрее и точнее, чем ручные. В частности, Daimler с их помощью сократил время внутризаводских перевозок на 50% и ожидание деталей рабочими на 22%. Производители AGV работают над тем, чтобы создать типовые «корзины» для компонентов, которые будут подвозить полный комплект деталей на один или два часа работы производства для каждой станции сборочной линии. По мере удешевления, AGV и их видео и лазероуправляемые варианты (VGV и LGV) найдут применение и на крупных складах. |
Расширенная реальность (AR) $360 млн — мировой рынок промышленных AR-систем в 2017 г. $17 млрд — прогноз рынка в 2021 г. Производители: Microsoft, Google, Ngrain, Daqri, Blippar, PTC, Upskill, Magic Leap, Quallcomm, Wikitude Автопром оказался на 3 месте в списке отраслей, быстрее всего осваивающих дополненную или расширенную реальность (augmented reality или AR). Одним из первых их опробовал производитель подшипников SKF: систему HoloLens (очки дополненной реальности Microsoft) использовали аудиторы для удалённого производственного контроля. Наиболее очевидная область их применения в автобизнесе — комплектация. Решения на базе специальных очков или обычных смартфонов на 80% сокращают ошибки пересортицы и на 35–50% — затраты времени на выбор нужных компонентов. Для автобизнеса, где набор артикулов дистрибьюторского склада может превышать 100 тысяч, это крайне актуальная сфера. Пример менее очевидного применения — точная визуализация измерений на производстве и в авторемонте. | Человеко-машинные интерфейсы $2,95 млрд — мировой рынок машинных интерфейсов в 2014 г. $5 млрд — прогноз рынка в 2020 г. Производители: Advantech, American Industrial Systems, B-Scada, Electrobit, Interlink, Panasonic, GE, Rockwell Automation, Schneider Electric, Siemens и др. Развитие человеко-машинных интерфейсов (human-machine interface или HMI) изменит автокомпонентную отрасль. Спрос на традиционные инструменты приборной панели — приборные шкалы, световые индикаторы и кнопки — будет сокращаться. На смену им придут сенсорные цветные дисплеи, проекторы лобового стекла, беспроводные сети, системы голосовых сообщений и команд. С другой стороны, новые интерфейсы всё шире используются в гаражном и промышленном оборудовании. Уже сейчас отраслевым стандартом для шиномонтажных, балансировочных и диагностических стендов стали цветные экраны и голосовые сообщения; не за горами время, когда эти станки будут воспринимать жесты и голос сервисмена. | Искусственный интеллект (AI) $783 млн — мировой рынок AI для автомобилей в 2017 г. $10,6 млрд — прогноз рынка в 2025 г. Разработчики: Intel, Microsoft, IBM, NVIDIA, Harman, Xilinx, Qualcomm, Digi Chuxing и др. Не только автомобили, но и промышленное оборудование быстро «умнеет», приобретает способность учиться и адаптироваться. Развитие искусственного интеллекта (artificial intelligence или AI) — главный фактор, влияющий на прогресс ADAS и, в конечном счёте, на автономное вождение. Но машинный разум также помогает заводским технологам быстрее и точнее определять причины образовавшегося брака, тем самым сокращая потери. Он повышает способность станков справляться с отклонениями от технологии — например, с несортированными деталями или материалами неидеального качества. К «умным» станкам легче адаптироваться персоналу старшего возраста. А в автосервисной отрасли искусственный интеллект — важный элемент упреждающей диагностики. |
Аддитивные технологии $1,1 млрд — мировой рынок 3D-печати в автопроме в 2017 г $2,5 млрд — прогноз рынка в 2020 г. Производители: Stratasys, Arcam, 3D Systems, Proto Labs, SLM Solutions, Materialise, ExOne, EOS, Concept Laser, Ultimaker 2018 год оказался переломным для применения аддитивных технологий (additive manufacturing) в автопроме. В прошлом 3D-печать использовалась в основном для быстрого прототипирования и изготовления штучных деталей спортивных автомобилей с уникальными характеристиками. Рано или поздно она станет основным способом производства массовых автомобилей. Первой серийной моделью, выпускаемой на основе 3D-печати, станет LSEV — городской электрокар, который начнёт выпускаться в следующем году и уже обеспечен предзаказами на 7 тыс. единиц от итальянской почты и службы проката автомобилей Arval. В более отдалённой перспективе технология может подтолкнуть отрасль к децентрализации: на смену мегафабрикам автокомпонентов придут микрофабрики, производящие все нужные детали буквально под боком у автозавода. | Электронные метки $12,6 млрд — мировой рынок радиочипов (RFID) в 2016 г. $24,5 млрд — прогноз рынка в 2020 г Производители: Radley, Vizinex, GAO, Mojix, ID Integration, Alien Technology, Avery Dennison, Checkpoint Systems, Vodafone Самым распространённым вариантом электронной метки является радиочастотный чип (RFID), хорошо знакомый дистрибьюторам автотоваров. Что касается автопрома, применение многих элементов четвёртой промышленной революции — роботов, самоходных платформ, дополненной реальности — неразрывно связано с применением электронных меток. Например, каретка конвейера Daimler несёт чип с информацией о комплектации конкретного автомобиля; самоходные платформы «ищут» с помощью этих чипов, к какой каретке нужно подвезти те или иные комплектующие. Другой пример — сварочные участки грузовых конвейеров VW, где робот выбирает нужную подпрограмму сварки, ориентируясь на информацию с чипа на каретке. | Цифровые сертификаты Мировой рынок: н. д Производители: EMANS, GE Fanuc и др. Аналитические агентства пока не выделяют электронные сертификаты деталей (parts birth certificates) в отдельный сегмент, из-за чего количественно оценить его невозможно. Однако уже сейчас понятно, что это отдельная технология, которая испытывает экспоненциальный рост применяемости в обороте автокомпонентов. Разработан даже соответствующий стандарт — VDA 5005. Сертификат той или иной детали или узла позволяет отслеживать её жизненный цикл от изготовления до утилизации. Отдельные процессы — ремануфактуринг, гарантийный ремонт, переработка, определение ответственности при проблемах качества — благодаря этой технологии становятся прозрачнее. В конечном итоге электронные сертификаты сделают реальным лизинг автокомпонентов — то, к чему давно стремятся автопроизводители |