На рынке ремней ГРМ преобладает продукция нескольких компаний. Тенденции развития зависят от технологических инноваций не в меньшей степени, чем от экономической ситуации. Поэтому рынку не угрожает резкое падение в случае кризиса, но постепенно он становится все менее динамичным.
Основные игроки рынка ремней ГРМ — компании Gates, Contitech, Optibelt, Bosch, Dayco, Finwhale, AD, Rosteco и БРТ (Балаковорезинотехника). БРТ при этом доминирует в секторе продукции для автомобилей отечественных марок. В целом на рынке наибольшую долю занимают бренды Gates, Contitech, Dayco и Optibelt. По разным данным, эти марки занимают до 60% рынка, остальные — до 10% рынка каждая. C 2014 года на рынке растет доля китайской продукции бренда AD и других китайских брендов.
Кроме того, на рынке ремней ГРМ присутствует большое количество компаний-переупаковщиков, которые продают продукцию под известными брендами. Всего более 35 поставщиков определяют российский рынок ремней ГРМ. Но сложность оценки рынка связана с большим количеством подделок.
По некоторым данным, до 80% ремней ГРМ от Gates на российском рынке могут быть поддельными. Не лучше ситуация и с другими брендами. По этой причине истинная структура рынка не ясна и распределение игроков на рынке может быть не таким, как принято считать. На рынок ремней ГРМ влияет общая ситуация на российском авторынке, но не критично.
МНЕНИЕ
Иван Денисов, продукт-специалист Bosch по ремням
«Рынок показывает динамичный рост, особенно в комплектах ГРМ. Производители совершенствуют материалы и технологии, чтобы обеспечить высокое качество, увеличить ресурс компонентов и сохранить конкурентные цены. В то же время ощущается нехватка технической грамотности специалистов и квалификации работников СТО в установке ремней и роликов/натяжителей. Bosch постоянно расширяет ассортимент ремней и их комплектов. Мы проводим технические семинары в Учебно-Консультационном Центре Bosch в Москве, а также в других городах России и СНГ. Предоставляем продукт-тренинги на онлайн-платформе. Станциям технического обслуживания, которые работают с диагностическим оборудованием Bosch, компания поставляет программный продукт ESI[tronic] 2.0 как комплексный инструмент, в том числе помогающий механику проводить квалифицированную замену компонентов ГРМ. Для магазинов и СТО, закупающих продукцию Bosch, постоянно действует программа лояльности eXtra, позволяющая гарантированно получать ценные призы. Кроме того, компания Bosch проводит для дистрибьюторов специальные акции».
Ремни нужно регулярно менять при любом развитии ситуации. Поэтому рынок ремней ГРМ стабильно растет по мере роста автопарка. Но, с другой стороны, на рынок ремней ГРМ большее влияние оказывает увеличение срока их эксплуатации. В целом рынок ремней ГРМ растет темпами 4–5% в год, но когда «отстает» рынок новых автомобилей, это замедляет внедрение новых технологий в отрасль. Слабая экономика сказывается на покупательской способности населения, и хотя ремни ГРМ не самые дорогие компоненты, но автовладельцы все равно предпочитают экономить, покупая не самые качественные компоненты, которые выходят из строя быстрее. Это поддерживает рынок, но в то же время создает возможность поставщикам контрафактной продукции наращивать свою долю.
Участники
Gates — американская корпорация, которая производит и поставляет компоненты и на конвейер, и на вторичный рынок.
Основная продукция — системы ременных передач Gates, по этому виду компонентов корпорация является крупнейшей в мире.
МНЕНИЕ
Сергей Коршунов, менеджер по развитию ассортимента ООО «АВТОРУСЬ ЛОГИСТИКА»
«В настоящий момент на российском рынке неуклонно растет количество так называемых «приватных» брендов, в ассортименте которых есть и ремни ГРМ. Также в сегменте OE и Aftermarket присутствуют известные бренды, такие как Gates, Contitech, Bosch, Dayco. Доля этих брендов постоянно снижается, потому как стоимость изделий существенно выше, а экономическая ситуация заставляет владельцев, а в первую очередь владельцев бюджетных автомобилей, экономить. Основная особенность ремней ГРМ «приватных» брендов заключается в том, что, как правило, изготавливаются эти ремни в странах ЮгоВосточной Азии на сомнительных производствах, которые не имеют под собой никакой научно-исследовательской базы. Старые добрые проверенные производители – поставщики на конвейер, такие как Gates, Contitech, Dayco, Bosch постоянно совершенствуют технологию изготовления и проводят всевозможные испытания своей продукции. Ремень ГРМ – это одна из значимых деталей двигателя, которая либо служит надежно и в соответствии с регламентом, либо ведет к дорогостоящему ремонту двигателя, а порой и к его замене. Стало быть, выбирать нужно известный, проверенный бренд и не заниматься экспериментами на своем автомобиле».
Поставляет продукцию для Alfa-Romeo, BMW, Citroеn, Daewoo, DAF, Fiat, Honda, Hyundai, Lada, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault и так далее. ContiTech входит в концерн Continental и специализируется на приводных ремнях (зубчатые, клиновые, поликлиновые) и на системах натяжения ремней. Разработкам в направлении увеличения срока службы ГРМ, о котором расскажем ниже, мы обязаны во многом этой компании. Продукция ContiTech поставляется на конвейеры Mercedes (DaimlerChrysler), Volkswagen-Audi, BMW, Fiat, Ford, Nissan, Opel, Rover, Volvo, VW, Audi, Seat и Skoda. Поэтому доля продукции этой компании на рынке ГРМ любой страны очень велика. Компания Arntz Optibelt Group — ведущий производитель высокоэффективных приводных ремней с головным офисом в городе Хёкстере, Германия.
МНЕНИЕ
Евгений Бедняков, коммерческий директор ООО «Партс Молл СНГ»
«Российский сегмент ремней ГРМ мало отличается от аналогичных рынков в любой стране Европы, — присутствуют те же бренды и воздействуют те же факторы. Колебания курса валют лишь в малой степени отражаются на соотношении предложения российских и иностранных производителей, поскольку все ремни OE-качества делаются из сырья, производимого в развитых странах. Единственное значимое отличие — присутствие отдельного сегмента компонентов для российских автомобилей, в первую очередь для автомобилей Lada. Этот сегмент развивается по несколько иному сценарию, он представлен компанией «Балаковорезинотехника» и рядом других, более мелких производителей. Увеличение количества частных марок, предлагающих качество ниже OE-стандартов, и обилие контрафакта привели к тому, что доля качественной продукции на рынке сейчас гораздо меньше, чем 10 лет назад. Из-за этого участились случаи поломок двигателей. В ближайшие 2–3 года рынку предстоит осознать это, после чего начнёт расти спрос на качественные продукты».
Качество таких продуктов Optibelt, как клиновые ремни, многоручьевые ремни, зубчатые ремни Omega и Alpha (хлоропрен и полиуретан) ценится многими известными производителями оригинального оборудования (OEM) и предприятиями, которые занимаются техническим обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией по всему миру. Dayco — итальянская компания в структуре Pirelli Trasmissioni Industriali. Поставляет автокомпоненты, в том числе ремни ГРМ,на первичный и вторичный рынки для заводов GM, Porsche, Jaguar, Mitsubishi, Citroen, Seat, Fiat, Ferrari, Suzuki, Mazda, Toyota и многих других. ПАО Балаковорезинотехника — российский производитель резинотехнических изделий, в том числе ремней ГРМ. Сотрудничает в этом направлении с ПАО АвтоВАЗ, КамАЗ и Группой ГАЗ. Продукция всех этих производителей подделывается, на предприятиях приняты программы защиты товарных знаков, но насколько они эффективны — неизвестно. Участники рынка распределяют бренды ремней ГРМ по ценовым категориям на рынке примерно так: Gates, Contitech, Optibelt, Bosch определяют брендовую структуру в верхнем ценовом сегменте. В среднем — Dayco, Finwhale, Rosteco, в бюджетном — БРТ.
Гарантия
Одна из причин, которая консервирует рынок ремней ГРМ и делает его менее динамичным, — это продление срока использования этих компонентов. Примерно за 10 лет показатель гарантии вырос с 1 года до 5 лет и больше.
Хотя ремни ГРМ не самые дорогие компоненты, но автовладельцы все равно предпочитают экономить, покупая не самые качественные компоненты, которые выходят из строя быстрее
Есть противоречие между гарантией на продукцию, которую дает производитель и интервалом плановой замены ремней ГРМ. Расширение срока гарантии снимает эту проблему, но вступает в противоречие с производителем, который не может давать слишком длительную гарантию, так как это вызовет снижение темпов роста рынка, что отразится на стоимости продукции и усилит конкуренцию среди производителей.При этом слишком короткая гарантия не нравится не только потребителям, но и автопроизводителям. И в перспективе их мнение будет перевешивать, и срок эксплуатации и гарантия будут увеличиваться. Отрасль движется вперед в этом направлении, производители используют более продвинутые материалы и инновационные способы компоновки материалов, оптимизируют конструкции ремней. В России эта проблема не особенно острая из-за большого количества контрафакта. Но в перспективе, когда борьба с подделками будет более успешной, долгая гарантия и реальное увеличение срока службы ремней ГРМ будет основным фактором влияния на динамику рассматриваемого рынка.