Энергоменеджемент, матричные фары, невидимый свет… Состояние рынка автомобильных ламп и перспективы его развития стали предметом обсуждения темы номера, в котором приняли участие представители ведущих производителей светотехники
в России.
На протяжении нескольких последних лет в сегменте рынка автомобильных ламп наблюдается прирост торговых марок в бюджетном ценовом диапазоне. Таково мнение Станислава Забелина, директора по развитию «МАЯК». Девальвация рубля, активность которой пришлась на осень 2014 года, вынудила участников рынка скорректировать цены в сторону увеличения. А это, как считает С. Забелин, болезненно сказалось на всём сегменте рынка, так как его «львиная доля» приходится на импортную продукцию. На фоне тяготения потребителей к старому, додевальвационному рублёвому уровню
цен, рынок стал насыщаться бюджетной продукцией — как от известных торговых марок, так и «no name».
С. Забелин видит в данной ситуации и положительные моменты, такие как усиление конкурентной борьбы среди лидирующих брендов рынка за лучшее соотношение цена/качество. «Некоторые бренды запустили новые виды ламп, чтобы в будущем сформировать для себя гарантированную долю рынка», — отмечает директор по развитию «МАЯК».
Александр Суходоля руководитель отдела обучения и технической поддержки ООО «Хелла»
«Далеко не все бренды, предлагающие запасные части по привлекательным ценам, могут обеспечивать надлежащий уровень постоянного качества, который напрямую влияет на безопасность и комфорт управления автомобилем. Чтобы быть уверенным в качестве приобретаемой продукции рекомендуем обращаться только к официальным дистрибьюторам крупных брендов, которые являются поставщиками автокомпонентов на конвейер. Одним из таких является компания Hella».
По мнению Артёма Нуриахметова, технического специалиста ООО «ОСРАМ», на данный момент ситуация в России в целом мало чем отличается от предыдущих годов.
Опасения, что экономические сложности во всём мире приведут к снижению производства автомобилей, и как следствие повлекут за собой снижение спроса на автомобильные лампы, не оправдались. Что касается ксеноновых ламп, то их продажи в России даже несколько выросли. Артём Нуриахметов связывает это с элементарным истечением срока службы ксенона, некогда установленного автовладельцами в новых автомобилях. Ситуация с галогенными лампами и лампами накаливания также мало отличается от прошлых лет, однако, считает А. Нуриахметов, не стоит забывать о том, что автомобильный рынок постепенно переходит на светодиодные технологии, так как год от года производительность светодиодных ламп растёт, а себестоимость их производства, наоборот, падает.
Александр Суходоля, руководитель отдела обучения и технической поддержки ООО «Хелла», отмечает, что рынок сегодня претерпевает серьёзные изменения в сфере автономного управления автомобилем.
Артем Нуриахметов технический специалист ООО «ОСРАМ»
«В дальнейшем всё больше и больше новых автомобилей будут идти со светодиодным освещением. Но это не единственная тенденция, мы предвидим, что будет расти количество автомобилей с умной электроникой и различными ассистентами, которые будут помогать водителю при вождении либо полностью переходить на автономное вождение. Всё это будет реализовываться благодаря матричным фарам, которые избавят водителя от необходимости переключений между дальним и ближним светом, и различным световым приборам, излучающим невидимый человеческому глазу свет».
Выделяются отдельные направления, такие как энергоменеджмент (новые источники питания для автомобилей класса mild hybrid 48V), системы помощи водителю (радары, лидары, датчики).
По мнению Александра Суходоли, наблюдаются и сильные изменения в сфере эргономики интерьера автомобиля. «В самом ближайшем будущем внутренний вид салона будет переходить на новый уровень, следуя современным тенденциям разработки и производства беспилотных автомобилей, — считает А. Суходоля. — Между тем, сохраняется тренд на бюджетные бренды. Увеличивается доля на рынке Private брендов, работающих в сегменте Low cost». Что касается представленной на рынке продукции, то, по мнению С. Забелина, «последевальвационное » тяготение рынка к бюджетной продукции привело к снижению её качества, так как использование более дешёвых материалов неизменно влечёт за собой ухудшение светотехнических характеристик и уменьшение эксплуатационного периода.
«Для большинства потребителей не секрет, что «дешёвое хорошим не бывает», — подчеркивает С. Забелин, и напоминает, что вопрос качества стоит очень серьёзно, поскольку нарушение геометрических показателей лампы при её изготовлении может привести к серьёзным последствиям на дороге. «Мы не ввязались в «марафон» за низкой ценой, — говорит С. Забелин, — и лампы «МАЯК» сохранили свой высокий уровень качества, который на протяжении 17 лет позволяет удерживать пьедестал «Лучшего соотношения цена/качество».
А. Нуриахметов, напротив, считает, что особых изменений в качестве автомобильных ламп не наблюдается, поскольку данный сегмент давно сформировался.
«Если же говорить о производительности, то мы наблюдаем незначительное улучшение в яркости как ксеноновых, так и галогенных ламп, — в то же время отмечает эксперт. — Однако незначительный прирост производительности связан с тем, что эти технологии не новые, и уже давно приблизились к своему пику». Исключение, по мнению А. Нуриахметова, составляют светодиодные технологии, где на фоне растущей с каждым годом производительности снижается себестоимость производства.
«Изменения в качестве производимых большинством брендов запасных частей, относящихся к классу Private и Low cost, очевидны и являются следствием снижения покупательной способности конечных потребителей, — считает А. Суходоля. — В то же время на рынке IAM наблюдается определённый рост сегмента Premium брендов поставщиков комплектующих на первичную сборку. Данный рост обусловлен тем, что потребители, которые приобретали новый автомобиль каждые три года, делают выбор в пользу того, чтобы продолжить его эксплуатацию с использованием комплектующих с качеством оригинального поставщика, которые предоставляют дилерские центры в течение гарантийного обслуживания автомобиля. Данный факт влечёт за собой рост продаж премиального сегмента запасных частей на рынке постгарантийного обслуживания».
Станислав Забелин директор по развитию «МАЯК»
«Девальвация рубля, активность которой пришлась на осень 2014 года, вынудила участников рынка скорректировать цены в сторону увеличения. А это болезненно сказалось на всём сегменте рынка, так как его «львиная доля» приходится на импортную продукцию. На фоне тяготения потребителей к старому, додевальвационному рублёвому уровню цен, рынок стал насыщаться бюджетной продукцией — как от известных торговых марок, так и «no name». Но в данной ситуации есть и положительные моменты, и это усиление конкурентной борьбы среди лидирующих брендов рынка за лучшее соотношение цена/качество. Некоторые бренды запустили новые виды ламп, чтобы в будущем сформировать для себя гарантированную долю рынка».
По мнению А. Суходоли, чем выше стоимость и громче имя на рынке, тем больше вероятность того, что вокруг этого бренда будет собираться большое количество неизвестных марок. Однако, считает С. Забелин, ответить на вопрос, какова доля продукции неизвестных производителей и контрафакта в сегменте автоламп, вряд ли представляется возможным.
«Рынок делится на первичный и вторичный, в который входят сетевые торговые компании и индивидуальные розничные продавцы, и последние всегда будут «темными лошадками» для любого аналитического агентства». Между тем, А. Нуриахметов предполагает, что доля контрафакта на рынке автоламп может составлять от 2 до 5%.
«Далеко не все бренды, предлагающие запасные части по привлекательным ценам, могут обеспечивать надлежащий уровень постоянного качества, который напрямую влияет на безопасность и комфорт управления автомобилем, — подчеркивает А. Суходоля. — Чтобы быть уверенным в качестве приобретаемой продукции рекомендуем обращаться только к официальным дистрибьюторам крупных брендов, которые являются поставщиками автокомпонентов на конвейер. Одним из таких является компания Hella».
Перспективы рынка автомобильных источников света, по мнению С. Забелина, обширны и многогранны. «Мы все понимаем, что свет на дороге — гарантия безопасности движения и вслепую мы никуда не уедем. На протяжении последних лет идет активное развитие и совершенствование светоизлучающих диодов. Данная технология на ближайшие годы останется приоритетной, — убеждён директор по развитию «МАЯК».
«В дальнейшем все больше и больше новых автомобилей будут идти со светодиодным освещением, — считает А. Нуриахметов. — Но это не единственная тенденция, мы предвидим, что будет расти количество автомобилей с умной электроникой и различными ассистентами, которые будут помогать водителю при вождении либо полностью переходить на автономное вождение.
Всё это будет реализовываться благодаря матричным фарам, которые избавят водителя от необходимости переключений между дальним и ближним светом, и различных световых приборов, излучающих невидимый человеческому глазу свет».
«Мир меняется, — констатирует в свою очередь А. Суходоля. — Вместе с ним изменяется и рынок, и отношение человека к автомобилю. Многие отказываются от автомобиля в пользу более экологичных видов транспорта, альтернативных источников энергии. Общепринятые человеческие и бизнес тренды — экологичность, безопасность, энергоэффективность, безусловно, влияют и на автомобильный рынок». Соответственно, считает руководитель отдела обучения и технической поддержки ООО «Хелла», перспективы развития отрасли также будут следовать основным мировым тенденциям.