Бывший президент АвтоВАЗа проводил жёсткую политику в отношении поставщиков. Официально, для того, чтобы обеспечить выпуск новых моделей. В результате к началу производства Lada Vesta список поставщиков претерпел существенные изменения.
В прошлом году, 25 сентября в Ижевске начали производство Lada Vesta, которая позиционировалась как машина на новой платформе Lada B. Это было поводом для менеджмента продолжать проводить «войну» с поставщиками, которую начал Бо Андерсон в 2015 году. Возможно, это было связано с необходимостью улучшить качество автомобилей, хотя это заведомо лишало АвтоВАЗ основного преимущества — низкой цены на автомобили. Кроме того, когда в 2014 году Бо Андерссон возглавил АвтоВАЗ, акционеры поставили перед ним задачу сделать компанию безубыточной.
От поставщиков автокомпонентов менеджмент требовал снижения цен на 2–5% ежегодно и увеличения сроков платежей за отгруженную продукцию с 40 до 60–70 дней. Несогласных поставщиков АвтоВАЗ заменял другими, в том числе иностранными.
В сентябре 2015 года по официальной информации локализация производства Lada Vesta и Lada Kalina Cross составляла порядка 70%. Среди поставщиков были Daewon, Koito, Brose, Bosh, Valeo, Continental, ContiTech, Magna, TRW, Lear, Visteon, Kiekert. Часть традиционных российских поставщиков АвтоВАЗа были оттеснены в пользу зарубежных, из которых не все имеют производство в РФ, так как отечественные компании не смогли выполнить новые требования.
Это не только привело к конфликту АвтоВАЗа с российскими поставщиками, но и к нескольким остановкам производства в течение 2015 года. Последняя приостановка была в декабре 2015 года, когда конвейер остановился из-за отсутствия дверных замков для линии В-0.
АвтоВАЗ активно вмешивался в структуру компаний-поставщиков. Наиболее известным был опыт с неудачной покупкой ОАТ («Объединённые автомобильные технологии»). В 2015 году АвтоВАЗ отказался от продукции АвтоВАЗагрегата, чем поставил завод на грань разорения. В конце 2015 года АвтоВАЗ принял решение о ликвидации своего дочернего предприятия — Волжского машиностроительного завода (ВМЗ), поставщика производственной оснастки и технологического оборудования.
«Необходимо работать с нашими поставщиками, нужно помогать им, чтобы они обеспечивали качественную продукцию.
Бо Андерссон отказывался следовать этой логике».
Привели ли подобные меры к улучшению качества автомобилей АвтоВАЗа пока неизвестно, однако, достичь безубыточности не удалось. Напротив, по итогам 2015 г. убыток АвтоВАЗа составил 74 млрд рублей, а Андерссон был уволен. Акционеры АвтоВАЗа из ГК «Ростех» в качестве одной из основных причин этого указали именно на проблемы с поставщиками.
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил: «Необходимо работать с нашими поставщиками, нужно помогать им, чтобы они обеспечивали качественную продукцию. Он отказывался следовать этой логике», — «он» это Бо Андерссон, увольнения которого добивалось руководство Ростеха. По этой версии, из-за иностранных поставщиков себестоимость автомобилей Lada получилась выше продажной, себестоимость реализации автомобилей АвтоВАЗ в 2015 году была больше выручки завода на 6 млрд руб. При этом уровень локализации не вырос, а сократился.
Если дело было только в неправильно выстроенных отношениях с поставщиками, то, вероятно, новый менеджмент выстроит их правильно, вернёт прежних поставщиков, увеличит участие отечественных компаний и вскоре мы увидим, как АвтоВАЗ в условиях кризиса наращивает производство и продажи
По другой версии, Андерссон отказался покупать «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), на долю которого приходится порядка 40% закупок компонентов АвтоВАЗа. На покупке ОАТ настаивал Чемезов. Сделку стоимостью 165 млн долл. планировали закрыть к 1 сентября 2015 года.
Но Андерссон, предположительно под давлением Renault-Nissan, отказался от сделки. Ещё одна версия также косвенно связана с поставщиками: производство АвтоВАЗа Lada Vesta была перенесена на «Иж-Авто».
Предположительно, были неправильно оценены логистические издержки на доставку комплектующих, что и привело к росту себестоимости автомобилей. Неверным было также решение о производстве Lada Xray на платформе Renault, которая дороже платформы АвтоВАЗ. Локализация производства и Vesta, и Xray была значительно ниже официально указываемой. Обе модели, за ввод которых в серию отвечал Бо Андерссон, оказались убыточными.
Смена поставщиков не принесла АвтоВАЗу успеха. Впрочем, тот факт, что проблемы АвтоВАЗа связаны с неправильной политикой в отношении поставщиков, опираются на допущение, что совсем не обрушение экономики РФ — основная причина проблем АвтоВАЗа.
Если дело было только в неправильно выстроенных отношениях с поставщиками, то, вероятно, новый менеджмент выстроит их правильно, вернёт прежних поставщиков, увеличит участие отечественных компаний и вскоре мы увидим, как АвтоВАЗ в условиях кризиса наращивает производство и продажи.