Дальний Восток: импорт или производство?

Николай МельниковДля дальневосточных предпринимателей локальное производство по-прежнему менее привлекательно, чем ввоз товаров из Китая для дальнейшей перевалки в Сибирь и европейскую часть страны. Хотя условия в последние годы ухудшились и для промышленников, и для купцов.

С девяностых годов восточ­ная граница России живёт торговлей с Китаем. Были времена, когда южный сосед бук­вально не дал приамурским горо­дам замереть в коме. Предприниматель из Благо­вещенска Николай Мельников, основатель компании Maxinter, хорошо помнит этот период.
Бывший работник крупного транс­портного предприятия, он имен­но в тот период начал снабжать Приамурье недорогими и каче­ственными запчастями из Китая — российских-то было не достать, да и качество у них было… как бы помягче выразиться. Так началась история компании Maxinter, кото­рая импортирует премиум-продук­ты одноимённой марки, специаль­но разработанные под российские условия. Условия для торговли тогда были неплохими — либеральное таможенное законодательство, лёг­кий выезд за границу, низкие цены.
На границе тучи ходят хмуро
Сейчас многое изменилось в худ­шую сторону, говорит Николай. В работе таможни наблюдается откат назад. «Единственное стрем­ление — взять с вас максимум денег, — возмущается предпри­ниматель. — Если пытаться спо­рить, вы увязнете в судах, потому что судебная система не вышла из средневекового состояния. Вы суд просите провести судебную экспер­тизу, а судья вместо этого назначает судебный эксперимент».
Оборотные средства торговцев регулярно оказываются заморажен­ными в крупных партиях товара,
которые под тем или иным предло­гом не удаётся растаможить. Система таможенного оформле­ния не успевает за техническим прогрессом, что создаёт порой необычные трудности. В спи­ске товарных кодов не учтено, например, появление зарядных устройств с электронно-импульс­ным трансформатором, которые существенно легче тороидальных, и пошлина по-прежнему высчитывается по массе, не делая различия между двумя типами устройств.
Получается, что за электрон­но-импульсные трансформато­ры импортёры переплачивают, а за тороидальные недоплачивают. Главное — не останавливаться А вот скачок доллара в 2014 г. Николай Мельников не считает катастрофическим событием для импортёров. Maxinter чувствовал себя неплохо в тот период, утверж­дает он. «Главное — не останав­ливаться. Предприниматель даже лучше себя чувствует, когда доллар растёт. Хуже то, что сейчас про­исходит: вы в конце сезона купи­ли товары, а продать не можете и вынуждены теперь распродавать ниже себестоимости». Не все иностранные партнё­ры готовы вникать в ситуацию, поскольку нигде в мире нет таких валютных скачков, говорит пред­приниматель. Иностранцам про­сто непонятны наши проблемы, по привычке они требуют оплату строго по согласованному ранее расписанию. Тут бесценными ока­зываются многолетние связи: ста­рые поставщики готовы проявить гибкость. «Особенно помогли корейские партнёры, — вспоминает глава Maxinter. — Желая удержать рынок, они повысили цены лишь слегка, непропорционально новому кросс-курсу».
На экономику более пагубно действуют колебания курса валют, когда отечественная валюта регу­лярно и неожиданно переходит от роста к падению и назад, считает предприниматель. Сейчас, напри­мер, все подобрались в ожида­нии нового обвала рубля. Как и в прошлый раз, страшна в пер­вую очередь непредсказуемость момента. «Предприниматели так давно живут в этих условиях, что кто-то перестал отслеживать эти колебания, работает без оглядки на них. Кто-то ещё пытается на курсе играть», — говорит Николай.
«Предпринимателям некогда заниматься этим, им приходится все силы тратить на сохранение бизнеса под давлением государ­ства, вымоганием денег со сторо­ны чиновников, несовершенной налоговой системы, — продолжает он. — Свободных денег всё меньше. Но пока товар есть и работа есть, будем работать».
Новый автопром, старые проблемы Автопром на Дальнем Востоке за последние пять лет совершил немалый прогресс, появились сбо­рочные заводы и автокомпонент­ные производства. Настораживает лишь, что проекты крайне малочис­ленны — настолько, что в прошлом году Минэкономразвития РФ даже подняла вопрос о закрытии ОЭЗ «Владис». Закладка каждого нового предприятия становится заметным событием.
Если бы экономика России была привлекательна для развития про­мышленности, заводы и заводики появлялись бы — главное, что сей­час на востоке появились автосбо­рочные производства, а значит, есть покупатель. О чём говорит текущая ситуация?
«На сегодняшний день постро­ить производство стало очень труд­но без административных рычагов, вам не дадут коммуникации, — поясняет Николай Мельников. — Логистика Дальнего Востока тоже неудобна: сырьё и комплектующие, как правило, привозятся из европейской части страны. Перевозки по железной дороге и электроэнер­гия очень дорогие».

Иностранцам просто непонятны наши проблемы, по привычке они требуют оплату строго по согласованному ранее расписанию. Тут бесценными оказываются многолетние связи: старые поставщики готовы проявить гибкость


Альтернативой могло бы стать размещение заказов на уже рабо­тающих российских заводах. Наш собеседник говорит, что просчиты­вал этот вариант, но препятстви­ем стал перегретый рубль. «Был короткий период после обвала рубля, когда российские аккуму­ляторные заводы чувствовали себя хорошо, — говорит он. — Сейчас валюта пошла вниз и у россий­ских заводов начались трудности. Заметно, как им пришлось поджать прайс-листы». Поэтому импорт из стран АТР остаётся наилучшим способом обе­спечить российских потребителей качественными товарами по удов­летворительным ценам.
Своя рубашка ближе к телу
Модная сейчас тема — экспорт российских товаров в страны Азии. Те же факторы — удорожание рабо­чей силы в КНР, падение рубля — склонили ситуацию в сторону российских экспортёров. Но то в теории. Maxinter попробовал это направление и на практике убедил­ся, что уже свершившихся перемен недостаточно.
Развивать экспорт хорошо, когда на домашнем рынке не штормит. «Да, есть продукты питания и дру­гие товары, которые уходят туда, — говорит он. — Но у нас сейчас на это сил не хватает: сохранить бизнес здесь — главная задача и она отнимает все силы». Двигается, значит живёт Чтобы выжить на домашнем рынке, нужно продолжать посто­янно улучшать товарное предложе­ние, считает Николай Мельников.
Поэтому, несмотря на сокращение средств для развития, Maxinter раз­рабатывает новые товары. Уже после начала текущего кри­зиса в ассортименте компании появились два мощных электрон­но-импульсных зарядных устрой­ства Maxinter Plus-20B и Plus-20C, способных одновременно заряжать2 аккумулятора током до 220А. Выпустили также зарядное устрой­ство для тяжёлых условий. Появилась линейка аккумуля­торов Super President с микрово­локонным материалом, интегри­рованным в пластины как допол­нительный скрепляющий элемент.
В них реализована технология холодного проклеивания пластин для большей виброустойчивости. Применили также высокопори­стый материал сепаратора, име­ющий повышенную прочность. Количество электролита в этих аккумуляторах увеличено против общепринятого, что обеспечивает больший пусковой ток даже в экс­тремальных условиях северных и сибирских регионов. Всё это позво­лило дать четырёхлетнюю гаран­тию на аккумуляторы.
Скоро также появятся в продаже медные стартовые провода, разра­ботанные по собственной техноло­гии Maxinter. Ориентация на качественные товары сейчас даже важнее, чем раньше. Если раньше целевой группой Maxinter были автомобили, эксплуатируемые в экстремаль­ных и тяжёлых условиях, то теперь мощные аккумуляторы стали нуж­нее и в повседневных условиях. «Количество потребителей электро­энергии в автомобилях выросло, — объясняет Николай Мельников. — Появилась, например, функция “старт-стоп”. Мощный аккумуля­тор стал стандартом». Это объясняет появление у Maxinter в последние годы дилеров в регионах с хорошими дорогами, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве.
На Дальнем Востоке среда для бизнеса никогда не была особо бла­гоприятной. В девяностые годы тоже было очень трудно, экономи­ка страны с трудом адаптировалась к рыночным принципам. Сейчас другое: «Нет ничего хуже для биз­неса, чем российское государство в 2017 году», — говорит Николай Мельников. Зато, в отличие от прошлого трудного периода, есть многолетние отлаженные связи с зарубежными поставщиками, они спасают. В 2011 году «Автоинструкция» опубликовала статью о Maxinter под заголовком «Когда Китай  ближе, чем Россия». Эти слова для Дальнего Востока по-прежнему верны.

Добавить комментарий