Для дальневосточных предпринимателей локальное производство по-прежнему менее привлекательно, чем ввоз товаров из Китая для дальнейшей перевалки в Сибирь и европейскую часть страны. Хотя условия в последние годы ухудшились и для промышленников, и для купцов.
С девяностых годов восточная граница России живёт торговлей с Китаем. Были времена, когда южный сосед буквально не дал приамурским городам замереть в коме. Предприниматель из Благовещенска Николай Мельников, основатель компании Maxinter, хорошо помнит этот период.
Бывший работник крупного транспортного предприятия, он именно в тот период начал снабжать Приамурье недорогими и качественными запчастями из Китая — российских-то было не достать, да и качество у них было… как бы помягче выразиться. Так началась история компании Maxinter, которая импортирует премиум-продукты одноимённой марки, специально разработанные под российские условия. Условия для торговли тогда были неплохими — либеральное таможенное законодательство, лёгкий выезд за границу, низкие цены.
На границе тучи ходят хмуро
Сейчас многое изменилось в худшую сторону, говорит Николай. В работе таможни наблюдается откат назад. «Единственное стремление — взять с вас максимум денег, — возмущается предприниматель. — Если пытаться спорить, вы увязнете в судах, потому что судебная система не вышла из средневекового состояния. Вы суд просите провести судебную экспертизу, а судья вместо этого назначает судебный эксперимент».
Оборотные средства торговцев регулярно оказываются замораженными в крупных партиях товара,
которые под тем или иным предлогом не удаётся растаможить. Система таможенного оформления не успевает за техническим прогрессом, что создаёт порой необычные трудности. В списке товарных кодов не учтено, например, появление зарядных устройств с электронно-импульсным трансформатором, которые существенно легче тороидальных, и пошлина по-прежнему высчитывается по массе, не делая различия между двумя типами устройств.
Получается, что за электронно-импульсные трансформаторы импортёры переплачивают, а за тороидальные недоплачивают. Главное — не останавливаться А вот скачок доллара в 2014 г. Николай Мельников не считает катастрофическим событием для импортёров. Maxinter чувствовал себя неплохо в тот период, утверждает он. «Главное — не останавливаться. Предприниматель даже лучше себя чувствует, когда доллар растёт. Хуже то, что сейчас происходит: вы в конце сезона купили товары, а продать не можете и вынуждены теперь распродавать ниже себестоимости». Не все иностранные партнёры готовы вникать в ситуацию, поскольку нигде в мире нет таких валютных скачков, говорит предприниматель. Иностранцам просто непонятны наши проблемы, по привычке они требуют оплату строго по согласованному ранее расписанию. Тут бесценными оказываются многолетние связи: старые поставщики готовы проявить гибкость. «Особенно помогли корейские партнёры, — вспоминает глава Maxinter. — Желая удержать рынок, они повысили цены лишь слегка, непропорционально новому кросс-курсу».
На экономику более пагубно действуют колебания курса валют, когда отечественная валюта регулярно и неожиданно переходит от роста к падению и назад, считает предприниматель. Сейчас, например, все подобрались в ожидании нового обвала рубля. Как и в прошлый раз, страшна в первую очередь непредсказуемость момента. «Предприниматели так давно живут в этих условиях, что кто-то перестал отслеживать эти колебания, работает без оглядки на них. Кто-то ещё пытается на курсе играть», — говорит Николай.
«Предпринимателям некогда заниматься этим, им приходится все силы тратить на сохранение бизнеса под давлением государства, вымоганием денег со стороны чиновников, несовершенной налоговой системы, — продолжает он. — Свободных денег всё меньше. Но пока товар есть и работа есть, будем работать».
Новый автопром, старые проблемы Автопром на Дальнем Востоке за последние пять лет совершил немалый прогресс, появились сборочные заводы и автокомпонентные производства. Настораживает лишь, что проекты крайне малочисленны — настолько, что в прошлом году Минэкономразвития РФ даже подняла вопрос о закрытии ОЭЗ «Владис». Закладка каждого нового предприятия становится заметным событием.
Если бы экономика России была привлекательна для развития промышленности, заводы и заводики появлялись бы — главное, что сейчас на востоке появились автосборочные производства, а значит, есть покупатель. О чём говорит текущая ситуация?
«На сегодняшний день построить производство стало очень трудно без административных рычагов, вам не дадут коммуникации, — поясняет Николай Мельников. — Логистика Дальнего Востока тоже неудобна: сырьё и комплектующие, как правило, привозятся из европейской части страны. Перевозки по железной дороге и электроэнергия очень дорогие».
Иностранцам просто непонятны наши проблемы, по привычке они требуют оплату строго по согласованному ранее расписанию. Тут бесценными оказываются многолетние связи: старые поставщики готовы проявить гибкость
Альтернативой могло бы стать размещение заказов на уже работающих российских заводах. Наш собеседник говорит, что просчитывал этот вариант, но препятствием стал перегретый рубль. «Был короткий период после обвала рубля, когда российские аккумуляторные заводы чувствовали себя хорошо, — говорит он. — Сейчас валюта пошла вниз и у российских заводов начались трудности. Заметно, как им пришлось поджать прайс-листы». Поэтому импорт из стран АТР остаётся наилучшим способом обеспечить российских потребителей качественными товарами по удовлетворительным ценам.
Своя рубашка ближе к телу
Модная сейчас тема — экспорт российских товаров в страны Азии. Те же факторы — удорожание рабочей силы в КНР, падение рубля — склонили ситуацию в сторону российских экспортёров. Но то в теории. Maxinter попробовал это направление и на практике убедился, что уже свершившихся перемен недостаточно.
Развивать экспорт хорошо, когда на домашнем рынке не штормит. «Да, есть продукты питания и другие товары, которые уходят туда, — говорит он. — Но у нас сейчас на это сил не хватает: сохранить бизнес здесь — главная задача и она отнимает все силы». Двигается, значит живёт Чтобы выжить на домашнем рынке, нужно продолжать постоянно улучшать товарное предложение, считает Николай Мельников.
Поэтому, несмотря на сокращение средств для развития, Maxinter разрабатывает новые товары. Уже после начала текущего кризиса в ассортименте компании появились два мощных электронно-импульсных зарядных устройства Maxinter Plus-20B и Plus-20C, способных одновременно заряжать2 аккумулятора током до 220А. Выпустили также зарядное устройство для тяжёлых условий. Появилась линейка аккумуляторов Super President с микроволоконным материалом, интегрированным в пластины как дополнительный скрепляющий элемент.
В них реализована технология холодного проклеивания пластин для большей виброустойчивости. Применили также высокопористый материал сепаратора, имеющий повышенную прочность. Количество электролита в этих аккумуляторах увеличено против общепринятого, что обеспечивает больший пусковой ток даже в экстремальных условиях северных и сибирских регионов. Всё это позволило дать четырёхлетнюю гарантию на аккумуляторы.
Скоро также появятся в продаже медные стартовые провода, разработанные по собственной технологии Maxinter. Ориентация на качественные товары сейчас даже важнее, чем раньше. Если раньше целевой группой Maxinter были автомобили, эксплуатируемые в экстремальных и тяжёлых условиях, то теперь мощные аккумуляторы стали нужнее и в повседневных условиях. «Количество потребителей электроэнергии в автомобилях выросло, — объясняет Николай Мельников. — Появилась, например, функция “старт-стоп”. Мощный аккумулятор стал стандартом». Это объясняет появление у Maxinter в последние годы дилеров в регионах с хорошими дорогами, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве.
На Дальнем Востоке среда для бизнеса никогда не была особо благоприятной. В девяностые годы тоже было очень трудно, экономика страны с трудом адаптировалась к рыночным принципам. Сейчас другое: «Нет ничего хуже для бизнеса, чем российское государство в 2017 году», — говорит Николай Мельников. Зато, в отличие от прошлого трудного периода, есть многолетние отлаженные связи с зарубежными поставщиками, они спасают. В 2011 году «Автоинструкция» опубликовала статью о Maxinter под заголовком «Когда Китай ближе, чем Россия». Эти слова для Дальнего Востока по-прежнему верны.