Компания Hyundai искала, но не нашла другой возможности производить двигатели в России, кроме организации собственного производства.
Необходимость создания производства двигателей и других комплектующих в России определяется заключением автопроизводителями специнвестконтрактов (СПИК) с Минпромторгом. СПИК — новый формат организации производства, который приходит на смену режиму промсборки. Специнвестконтракт Hyundai заключил с Минпромторгом в декабре 2018 года, то есть фактически в то же самое время, когда закончилось соглашение о промсборке.
СПИК рассчитан на 10 лет, по его условиям, автопроизводитель должен организовать производство двигателей, узлов и деталей. Реализация проекта «предполагает осуществление поставок продукции на экспортные рынки, и осуществление НИОКР на территории Российской Федерации», — подчеркнул Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров при заключении контракта. Планируемый объём инвестиций от «Хендэ мотор мануфактуринг рус» по контракту составит 16,6 миллиарда рублей.
Но с участием других компаний, входящих в группу Hyundai Motor, суммарные инвестиции могут достичь 35 миллиардов рублей. А планируемый объём налогов и сборов за время реализации СПИК составит более 244 миллиарда рублей. В соответствии с условиями СПИК, компания Hyundai намеревается построить в России моторный завод производственной мощностью 150 тыс. ед. в год.
В настоящее время на выпускаемые в России модели Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Kia Rio устанавливаются бензиновые двигатели объёмом 1,6 л, которые ввозятся из Китая. Если завод в России будет построен, то эти двигатели будут выпускать здесь. Информация о том, что Hyundai будет производить двигатели в России, появилась еще в 2017 году. Тогда о намерении компании построить моторный завод говорил замминистра промышленности и торговли Александр Морозов. Известно также, что компания Hyundai изыскивала возможности контрактной сборки двигателей, подобно тому, как это делает Daimler на мощностях Группы «ГАЗ» и Renault-Nissan на мощностях АвтоВАЗа. При этом по проекту СПИК, который был представлен в ноябре 2018 года, компания Hyundai обязана была оснащать двигателями российского производства 70% автомобилей, выпускаемых в России, но не обязана была строить заводы по выпуску комплектующих. Но в конечном итоге автопроизводитель остановился на идее организации именно собственного производства. Кроме производства двигателей, в России также будут производить коробки передач и элементы систем управления.
Предприятия в рамках проекта разместятся на участке «Хендэ мотор мануфактуринг рус». К настоящему времени завод по производству двигателей сходных параметров открыл в сентябре 2015 года Volkswagen, объём инвестиций составил 250 млн евро. Здесь производятся 1,6-литровые двигатели мощностью 90 и 110 л. с. В сентябре 2015 года моторный завод запустил Ford Sollers, инвестиции в производство составили 275 млн долларов. Со сменой способа организации автопроизводства Hyundai в России, вероятно, связана смена руководителя региональной штабквартиры в России и СНГ. Новым генеральным директором завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге и президентом региональной штаб-квартиры Hyundai Motor Russia & CIS, отвечающей, в частности, за российское направление с января 2019 года назначен г-н Сон Кёнгсу. Но, конечно, нет официальной информации о связи СПИК со сменой руководства.
Сон Кёнгсу работал на автомобильном заводе в Турции, занимал менеджерскую позицию на заводе в Индии и отвечал за качество продукции на предприятии в США. Региональная штаб-квартира, которая акцентирует усилия на развитии производства в России и таких странах, как Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Республика Армения, Туркменистан, создана в 2018 году. Эта организационная структура должна обеспечить интеграцию автопроизводства с региональными рынками Hyundai.
Hyundai в 2018 Для Hyundai 2018-й год в России был успешным. Петербургский завод в прошлом году поставил рекорд объёмов производства, выпустив 246,5 тыс. автомобилей, что на 5,6% больше, чем годом ранее. Объём продаж «Хендэ Мотор СНГ» в России достиг 178 269 автомобилей, что на 13% больше, чем в 2017 году. Hyundai занимает третье место по продажам среди российских автопроизводителей и занимает на рынке долю в 9,9%. При этом 55,6% продаж пришлось на марки Creta, Tucson, Santa Fe и Grand Santa Fe.
Драйвером продаж был Hyundai Creta, продажи которого выросли на 22%, до 67 558 ед. Еще одна модель пользовалась повышенным спросом, — Hyundai Tucson, этих автомобилей было продано 23 020, что на 92% больше, чем в прошлом году. Растущие продажи потребовали укрепления дилерской сети. В конце 2018 года дилерская сеть Hyundai насчитывала 190 дилеров в России. В октябре 2018 года в Москве начал работу центр по продажам автомобилей Hyundai и Genesis. В декабре был открыт первый дилерский центр Hyundai ГК Favorit Motors в Москве. В начале текущего года Hyundai открыла в Москве центр обучения сотрудников дилерской сети автопроизводителя в России.