Данные о количестве и составе разработчиков беспилотных автомобилей в России крайне противоречивы. На слуху небольшое количество игроков: «Яндекс», КАМАЗ, ГАЗ, НАМИ. Не факт, что это действительно наиболее успешные отечественные разработчики. И уж точно не единственные, как вы дальше увидите.
«Яндекс» наиболее агрессивно продвигает скорейшее начало эксплуатации автономных автомобилей. Для компании это станет началом освобождения от армии водителей, качество работы которых она не может полностью контролировать, и вывода сервиса «Яндекс.Такси» на новый уровень управляемости и прибыльности. «Яндекс» заявляет, что его автомобили успешно работают в зимних условиях и нормально функционируют даже при неидеальном текущем состоянии дорог. В активе компании собственный картографический сервис и системы искусственного интеллекта. В 2018 году «Яндекс» провёл ряд публичных демонстраций, включая пробную эксплуатацию четырёх такси в Сколково и Иннополисе. Под давлением компании федеральное правительство пошло на создание зон для тестирования беспилотных автомобилей на улицах двух городов. В ответ «Яндекс» пообещал выпустить на улицы около 100 автомобилей. Кроме того, автомобили «Яндекс» обкатываются на полигоне в Лас-Вегасе. | «Яндекс» является не автопроизводителем, а только разработчиком системы беспилотного вождения. «Мулом» для него служит Toyota Prius, а большинство физических компонентов закупаются у мировых поставщиков. В этом одна из причин, почему «Яндекс» обгоняет других крупнобюджетных игроков — КАМАЗ и «Группу ГАЗ». КАМАЗ ведёт два крупных проекта: SHATL совместно с НАМИ и самостоятельно — «Одиссей». Второй проект — это набор систем ADAS, которые вместе образуют систему 3 или 4 уровня автономности. Поскольку предназначение «Одиссея» — работа в коммерческом сегменте, КАМАЗ приучил его работать в «караване». В этом году КАМАЗ начинает тестирование опытных машин на улицах Казани, хотя компания по-прежнему ставит в приоритет испытания на закрытых полигонах. Компания уже сейчас применяет данную технику во внутризаводских перевозках. А коммерческую эксплуатацию КАМАЗ планирует начать не раньше 2025 года. | ГАЗ первым среди российских автопроизводителей в 2012 году представил работающий образец беспилотного автомобиля на базе «ГАЗели». Однако в настоящее время автопроизводитель несколько отстал от КАМАЗа и «Яндекса». Возможно, это временное отставание, связанное с выбором иной стратегии, требующей больше времени на разработку. ГАЗ ставит целью создание бюджетной автономной системы, которая была бы способна справляться и с зимними условиями, и с несовершенной инфраструктурой, и при этом финансово не обременяла покупателей коммерческого транспорта. В качестве «мула» для обкатки ГАЗу служат также экспериментальные транспортные единицы — электромобили «ГАЗель». Между стратегиями ГАЗ и КАМАЗ есть и ряд сходных пунктов. Обе компании сотрудничают с НАМИ, обе намереваются выводить автономную систему на рынок частями, в форме отдельных ADAS-систем. |
Национальный автомобильный институт — главный подрядчик в государственной программе разработки системы беспилотного вождения. НАМИ работает над системами 2 и 3 поколений по классификации SAE (уровень ADAS) и над проектом 5 поколения KAMAZ-1221 SHATL. В этом проекте сочетается широкий спектр передовых технологий: легкий алюминиево-композитный кузов, электрический привод, трансмиссия с четырьмя поворотными мотор-колёсами. В данном проекте НАМИ является разработчиком системы беспилотного вождения, а КАМАЗ — транспортной платформы. Отличительная особенность SHATL — ставка на дистанционное управление через 5G-подключение. Кроме того, институт может похвастаться наиболее хорошо оснащённым полигоном для испытания беспилотных автомобилей с имитацией дорожной инфраструктуры. Этот полигон периодически служит площадкой и для других разработчиков. | Разработчик софта с большой историей, в своё время стоявший за созданием первой системы распознавания русскоязычных текстов для Macintosh и генподрядчик по ряду модулей ФЦП «Электронная Россия», Cognitive Technologies сейчас сфокусировался на искусственном интеллекте. Большое место в его планах занимают системы беспилотного вождения. Тестирование компания проводит на полигонах в США, Японии и Китае, явно ориентируясь на глобальный рынок. Есть у компании и уникальный продукт — 4D-радар, лучшая и более дешёвая альтернатива лидарам. Несколько месяцев назад Cognitive Technologies объявил о создании рабочего экземпляра и получении предзаказа от одного из мировых автопроизводителей на 200 тыс. шт., опередив главных конкурентов — израильскую Arbe Robotics, индийскую Steradian Semiconductors и японскую Denso-Ten. | Основной бизнес StarLine — телематические комплексы для охраны и дистанционного контроля легкового автомобиля. В прошедшем году компания активно заявилась в сегменте беспилотных автомобилей. Автомобиль StarLine совершил демонстрационную поездку длиной более 2000 км по 13 городам, участвовал в правительственном проекте «Караван». По информации из открытых источников следует, что StarLine несколько отстаёт от того же «Яндекса» в степени готовности системы к коммерческой эксплуатации, есть трудности в условиях плохой дорожной инфраструктуры. Зато у StarLine есть интересный проект, в котором задействовано сообщество разработчиков открытого программного кода. Один из её двух тестовых автомобилей могут использовать программисты из любого конца мира, чтобы опробовать свои алгоритмы управления. Это даёт StarLine определённое преимущество в доступе мировым интеллектуальным ресурсам. |
Владимирский производитель автобусов, как ни странно, не стал оснащать свой новейший электробус «Ситиритм ELF» системой автономного вождения. Вместо этого Volgabus разрабатывает модульную, полностью автономную платформу с электроприводом Matryoshka. Она может быть использована для сборки пассажирских шаттлов или грузовых самоходных тележек. В 2017 году «Матрёшка» проходила публичные испытания в ограниченной зоне на улицах Сочи, а в 2018 засветилась на «Мобилистике» — фестивале инновационных технологий в рамках Московского международного автосалона. Однако просочившиеся в СМИ сведения о финансовых и политических трудностях холдинга Bakulin Group, владельца Volgabus, и сокращение публичной активности наводят на мысли о сокращении финансирования и замедлении прогресса проекта «Матрёшка». | Не так просто разобраться, где заканчиваются серьезные проекты и начинаются любительские программы. Однако в категорию «серьёзных» точно попадают ещё несколько независимых разработчиков. Avrora Robotics — рязанское КБ, продвигающее колёсную и плавающую автономные платформы, которые могут использоваться для перевозки грузов или пассажиров. Альянс «Техническое зрение» — союз около десятка томских компаний, объединивших усилия в создании системы автономного вождения. У каждой из них узкая специализация: системы распознавания лиц, кибербезопасность, дополненная реальность, искусственный интеллект и другие. Проекты меньшего масштаба ведут московский Robodem и челябинский ИТС СПРУТ. Наконец, лаборатория Neelar (также Москва) работает над системой управления промышленными транспортными роботами-погрузчиками. | Программы разработки автономных автомобилей есть и у нескольких российских вузов — речь идёт не о студенческих командах, а о прикладных разработках. Можно отметить Нижегородский государственный технический университет, поддерживаемый «Группой ГАЗ», также Ковровскую государственную технологическую академию и Московский политехнический университет. Наиболее глубоко беспилотниками занимается МАДИ. Собранные им тестовые образцы на базе легковых автомобилей KIA в 2018 г. участвовали наравне с машинами российских автопроизводителей в пробных заездах проекта «Караван» и других демонстрациях. |