Российский рынок автосервиса консервативен, но постепенно IT-технологии и интернет проникают и в эту отрасль. Но пока развитием этого направления занимаются энтузиасты. Им нужно доказать нужность своих проектов в сфере
авторемонта.
По всей видимости, единственным заметным реализуемым интернет-проектом в сфере автремонта является идея онлайн-платформы CarFix венучрного предпринимателя Оскара Хартманна. В старт проекта Хартманн инвестировал 1 млн долл. Из других сетевых проектов Хартманна следует отметить краудфандинговую платформу для инвестиций в коммерческую недвижимость Aktivo.ru и платформу для срочной продажи авто
мобилей на дилерских онлайн-аукционах CarPrice.
Логика создания проекта в сфере авторемонта понятна: автосервисный рынок в России огромен, до 30 млрд долл, в 2016 году рынок вырос примерно на 20%. В то же время, по мнению Хартманна, этот рынок неупорядочен, непрозрачен и неудобен для многих клиентов.
Можно попытаться войти на этот рынок,позиционируя IT-технологии как способ повышения прозрачности и упорядочивания рынка. В мае 2016 года Хартман и его партнеры Павел Назаров и Владимир Лупенко запустили CarFix, в октябре проект привлек инвестиции в размере 5 млн доллот Mail.ru Group и фонды Simile Venture Partners и Kima Venture за 20% компании.
Инвесторы вложили в проект деньги вот почему, согласно официальному пояснению: «Проект CarFix вдохновил нас сильной командой и быстрым ростом. Он похож на тот же рынок такси десятилетней давности — CarFix может изменить рынок автосервисов, как Uber изменил рынок такси».
Преположительно, в Москве и Санкт-Петербурге к сервису подключены около 500 автосервисов, которые платят комиссию в размере 15% за пользование системой. По собственным данным компании, обработано уже более 250 тыс. клиентских запросов на ремонт автомобилей. Кроме того, по словам инициатора проекта, CarFix начнет работать в Калифорнии.
CarFix привлекает преимущественно специализированные автосервисы, в которые клиенты приходят только за определенной услугой. В основе проекта CarFix CRM-софт (customer relation management — автоматизация клиентского обслуживания). Прежде чем подключить в систему автосервис, его оценивают по отзывам в соцсетях и на специализированных форумах. Потом проводятся переговоры с сервисом и если ремонтники согласны сотрудничать, то договариваются о ценах за услуги.
Автовладелец, который желает отремонтировать автомобиль оставляет заявку на сайте CarFix, менеджер уточняет список ремонтных работ, потом клиент выбирает подходящий сервис, оплачивает часть работ. По сути, CarFix функционирует как интерактивный агрегатор информации об автосервисах.
Кроме клиентов, CarFix работает со складами по продаже запчастей партнерам агрегатора со скидками. В октябре CarFix объявил о возможном запуске блокчейн-платформы для страхования автомобилей VLB Token на 100 млн долларов. Инвестиции в ICO составляют около $1 млн, оператором проекта объявлена Qiwi Blockchain Technologies. Блокчейн — передовой край интернет-технологий, пока реализуется в основном на рынке криптовалют, как Bitcoin и многочисленных подражаний ему. ICO — первичное размещение монет (токенов) быстро распространяющийся способ сбора инвестиций на IT-проекты, который постепенно осваивает и другие рынки.
Предполагается, что блокчейн объединит информацию об автовладельцах, корпоративных автопарках, автосервисах, производителях и продавцах запчастей, автопроизводителях, страховых компаниях, кредитных организациях, госструктурах. В конечном итоге, автовладелец будет иметь полную историю своего автомобиля, а это, теоретически, позволит снизить стоимость страховки.
Пока о результатах проекта CarFix судить рано. Из компаний, подключившихся к системе автосервис «ВилГуд» рассказывал о росте потока клиентов на 20% спустя два месяца после начала работы с CarFix. Приходят те клиенты, которые узнали об автосервисе в интернете. Автосервис «Орбита-Авто» увеличил поток клиентов на 10%, но компания не оценила этот результат как хороший.
Несмотря на кажущиеся преимущества идеи есть ряд проблем на пути проекта CarFix, которые сложно будет преодолеть. Во-первых, этот проект изначально существенно ограничен.
Авторемонт — развитый рынок. Водители, которые несколько лет владеют автомобилем, знают, какая сервисная станция им нужна, продвижение новых СТО происходит достаточно эффективно традиционными способами, в том числе через объявления в интернете, а больше всего через «сарафанное радио» и выбирают сервис ближе к дому.
То есть, по большому счету, основной аудиторией CarFix могут быть неопытные водители, которые не знают, как им искать автосервис и даже не знают, где находится ближайший к ним автосервис, поэтому они выходят для этого в интернет. Но когда они с помощью любой системы находят нужный им автосервис, то перестают нуждаться в услугах системы.
Инициаторы проекта тоже отмечают, что проводить переговоры с автосервисами сложнее всего в рамках реализации проекта. СТО имеют дело с наработанной базой клиентов, в частности, по этой причине перестал работать сервис «Яндекс.Мастер», просуществовавший всего один год.
Участники проекта отмечают, что запросы от клиентов через CarFix в основом, на простые слесарные работы и диагностику, смену фильтров, масла и так далее. Сложный ремонт не востребован в системе. Это связано с уже упомянутой консервативностью рынка, когда лучшая гарантия качества услуг, особенно если ремонт сложный и дорогостоящий — личное знакомство с мастером. И также это может быть связано с тем, что ищут ремонтников с помощью CarFix автовладельцы, которые пока не знают, как и где им искать подходящий автосервис и не владеют простыми навыками обслуживания машины.
Еще одна причина — прозрачность услуг. В этом могут быть заинтересованы клиенты, и то не все, и точно далеко не все авторемонтные мастерские. А проект ориентирован одновременно на повышение прозрачности бизнеса для клиентов и на привлечение автосервисов в систему, в чем есть определенное противоречие.
Преположительно, в Москве и Санкт-Петербурге к сервису подключены около 500 автосервисов, которые платят комиссию в размере 15% за пользование системой
Ограничение сервиса также в том, что автовладелец оплачивает оговоренные заранее ремонтные работы. Но если он приезжает на ремонт, и как это часто бывает выясняется, что нужно сделать либо не совсем то, за что заплачено, либо нужны дополнительные работы — то на них скидки не распространяются. И далеко не всегда это лишь желание ремонтника заработать побольше.
Что касается блокчейн, то с этой технологией незнакомы подавляющее большинство автовладельцев не только в России, но и в мире. Практическое применение блокчейн в отрасли авторемонта или страхования в ближайшие годы, если не десятилетия, не будет востребованным, так что не совсем понятно, на кого рассчитан этот проект в России.
Региональный аспект тоже имеет значение в развитии проекта. Все черты авторемонтного рынка в еще большей степени проявляются за пределами столичного региона, так что сюда CarFix проникнет еще не скоро.
В конечном итоге, перспективы проекта, если рассчитывать на повторение успеха Uber, связаны с необходимостью кардинального слома устоявшейся структуры рынка, на что уходят многие годы. Но, в любом случае, если CarFix позволит привлечь больше клиентов в некоторые автосоервисы, то его уже можно считать состоявшимся и перспективным.