Новые технологии против рынка нефти

Новые технологии против рынка нефтиДоля электромобилей на мировом рынке сейчас составляет 1–2%, но уже через 23 года их доля вырастет до 54% — таков прогноз агентства BloombergNewEnergyFinance (BNEF), которое специализируется на исследованиях альтернативной энергетики. Тогда количество электромобилей в мире будет 530 миллионов единиц.

Согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), парк электромобилей вырастет к 2040 году до 150 млн ед. BP рассчитывает на 100 млн электромобилей к 2035 году. В ОПЕК предполагают, что к 2040 году в мире будет 226 млн электромобилей. В результате роста количества электромобилей должен сократиться существенно спрос на нефть, что приведет к обрушению ее стоимости. Наступит новая эра, в которой нефть не будет иметь большого значения. Это хотя и популярный, но довольно упрощенный взгляд на реальность.
Потребление нефти сейчас не увеличивается только в не транспортном секторе. Поэтому сокращение потребления нефти связывают именно с массовым переходом автотранспорта на электричество. Но потребление нефтепродуктов автотранспортом постоянно растет на протяжении последних 30 лет. В сутки автотранспорт потребляет больше 1 млн баррелей, и этот показатель растет в последнее время в связи с низкими ценами на нефть. В среднем потребление нефти автотранспортом увеличивается на 0,5 млн баррелей в год. Это определяется растущим объемом производства автомобилей, до 70 млн в год. Понятно, что при этом часть автопарка выходит из эксплуатации, поэтому прирост потребления нефти обеспечивают порядка 25 млн автомобилей.
Таким образом, только чтобы потребление нефти не росло, нужно нарастить производство электромобилей как минимум до постоянных 25 млн ед., а производство обычных автомобилей должно при этом приостановиться. Чтобы потребление нефти сокращалось, нужно чтобы объем производства электромобилей был еще больше.
Но транспортный сектор не только автомобили, в других транспортных сегментах тоже рост производства и, соответственно, рост потребления нефти. Если надеяться на то, что электромобили сократят потребление во всем транспортом секторе, то их надо выпускать в два-три раза больше, к тому же надо учитывать, что электромобили тоже выбывают из эксплуатации.
Но, конечно, пока гипотетические производители электромобилей будут наращивать производство, автопроизводители не будут стоять на месте. Сейчас автопарк обычных автомобилей составляет порядка полутора миллиардов единиц, а выпуск автомобилей в мире растет ежегодно. Даже цифра в 530 млн электромобилей к 2040 году не будет соответствовать 40% авторынка.
Это не значит, что бензиновые и дизельные автомобили будут доминировать вечно, но в ближайшие 23 года их господству на авторынке точно ничего не угрожает. По подсчетам Международного Валютного Фонда в самом лучшем случае максимальное потребление нефти будет достигнуто в 2027 году, а потребление нефти сократится к 2040 году на треть за счет роста рынка электромобилей в 200 раз.
Но в оптимальном сценарии даже если пик нефти придется на 2030 год, то в 2040 году спрос на нее сократится на 4%, существенного влияния на мир в целом и авторынок, в частности, это не окажет. Электромобили и тогда не смогут заместить такого количества нефти, чтобы это серьезно воздействовало на общий объем потребления нефти.
Сейчас весь парк электромобилей вместе с гибридами может заместить 0,017 млн баррелей, это крайне мало. И даже рост в 200 раз не станет серьезным испытанием для рынка нефти. То есть электромобили в принципе могут и не быть серьезным фактором сокращения потребления нефти в мире, точно не в 2040 году.
Массовый отказ от потребления нефти в качестве сырья, как признак перехода от одной энергетической формации к другой, может
состоятся в течение ста лет, но не одновременно и не повсеместно, а электромобили не будут играть в нем основной роли. Почему вообще возникла идея о том, что электромобили смогут составить конкуренцию обычным автомобилям настолько серьезную, что займут почти половину авторынка в обозримом будущем и даже смогут влиять на рынок нефти?
Возможно, дело в том, что электромобили представляются одной из прорывных технологий современности — такой, которая «переворачивает мир». У электромобилей есть даже харизматичный гуру, сравнимый по влиянию и креативности со Стивеном Джобсом или Марком Цукербергом — Илон Маск, глава Tesla. И на рынок электромобилей переносят черты, характерные для развития интернет-технологий и электронных дивайсов.

Наступит новая эра, в которой нефть не будет иметь большого значения. Это хотя и популярный, но довольно упрощенный взгляд на реальность


Действительно, в виртуальном мире идеи, концепции, проекты и готовые продукты развиваются с огромной скоростью, достаточно
посмотреть, как быстро захватывали мир Facebook, Twitter, Instagram, Pokemon Go, как быстро разрабатываются и обновляются браузеры и сервисы. Более показательный пример в сравнении с авторынком — скорость перехода от стационарных телефонов к мобильной связи.
Но в отношении электромобилей, во-первых, не действуют законы виртуального мира, во-вторых, электромобили не обладают характеристиками, которые настолько превосходили бы обычные автомобили как мобильные телефоны превосходят стационарные. Поэтому в отношении электромобилей действуют те же законы, которые действуют в отношении рынка обычных автомобилей. Скорость развития автомобильного рынка была относительно медленной и неравномерной, и сейчас есть страны, в которых подавляющее большинство населения обладает автомобилем, а есть страны, где, напротив, подавляющее большинство людей автомобилей не имеют — это спустя век автомобилизации.
У электромобилей есть преимущество — уже существует мощная индустрия автопроизводства, научный и инженерный потенциал, чего не было в начале автомобильной эры. Поэтому развитие рынка электромобилей может идти быстрее, чем развитие автомобильной промышленности.
Но с другой стороны, до сих пор не решены проблемы емких и компактных аккумуляторов, нет развитой инфраструктуры для электромобилей, сравнимой с вездесущими АЗС и так далее. На решение этих проблем уйдут, скорее всего, не годы, а десятилетия. А затем нужно будет вступить в конкуренцию с бензиновыми автомобилями по стоимости и неприхотливости в обслуживании. И это тоже займет много лет.
Впрочем, всегда существует возможность революционного скачка в технологиях, который ускорит развитие рынка электромобилей в сотни раз и действительно обрушит рынок нефти.

Добавить комментарий