Просто не следует создавать помех
Георгий Ротов, генеральный директор «Континентал Калуга», позитивно оценивает изменения в экспортной стратегии России, произошедшие с началом работы Российского экспортного центра. Однако, чтобы произошёл качественный скачок, нужно другое: тотальное упрощение системы налогового и таможенного контроля.
Как вы оцениваете перспективы экспорта автокомпонентов и автомобилей из России?
Изначально производство, как нашего завода, так и многих других предприятий было ориентировано на внутренний рынок нашей страны. Однако ставка на сбыт исключительно на российском рынке оказалась несовместима с изменившимися реалиями, поэтому нам пришлось пересмотреть стратегию развития.
Сейчас шины калужского завода Continental поставляются уже в 23 страны мира: в Европу, Азию и Северную Америку. Доля экспорта в этом году снизилась за счет восстановления внутреннего рынка и сейчас составляет порядка 8% от общего объема производства. В дальнейшем все будет зависеть от экономической ситуации.
С какими проблемами сталкиваются российские производители при экспорте своей продукции?
Помимо того, что экспортная продукция должна соответствовать требованиям того или иного рынка, дополнительные барьеры экспортерам создают валютный контроль, налоговое администрирование и таможенное регулирование.
К примеру, за бюрократизированность валютного контроля ведет к тому, что нужно сдавать огромное количество документов в таможенные органы и банки. К сожалению, зачастую компании-экспортёры поставлены валютным законодательством в крайне жесткие рамки, усложняющие ведение экспортной деятельности. Взять хотя бы сроки подачи подтверждающей документации: необходимо всего за 15 дней предоставить оригиналы подтверждающих документов (договоров, накладных, актов) с момента поступления валюты на счет от зарубежного контрагента.
Часто это невероятно трудно сделать в срок, особенно при работе с азиатскими странами. Если по каким-то причинам предприятие не укладывается в обозначенные сроки, его ждет налоговая проверка, пеня за каждый день просрочки, а также штраф до 100% от суммы поступления.
Кроме того, экспортные операции требуют постоянного детального контроля контрактов, из-за чего сами контракты сложно составлять, согласовывать и подписывать. К тому же контроль за импортно-экспортными операциями разделен между налоговыми и таможенными органами, а также банками.
В 2017 году «Континентал Калуга» выпустил 3,2 млн шин брендов Matador, Gislaved и Continental. Максимум экспортных поставок пришелся на 2016 год, когда за рубеж уходило 30% продукции
Справка
В строительство шинного завода Continental в Калуге было инвестировано 240 миллионов евро. Официальное открытие производства состоялось 29 октября 2013 года.
В настоящее время завод производит шины брендов Continental, Gislaved и Matador от 13 до 21 дюйма.
На сегодняшний день концерн Continental представлен в Калуге уже тремя производствами. Помимо шинного завода «Континентал Калуга», в первой половине 2014 года компания ввела в эксплуатацию еще два новых предприятия: новый завод «Континентал Аутомотив Системс РУС», который производит электронные автокомпоненты и элементы систем подачи и впрыска топлива, и завод «КонтиТех» по производству трубопроводов для систем автомобильного кондиционирования и систем гидроусиления руля.
Еще одна проблема компании экспортёра — раздельный учёт входящего НДС для оборота товаров внутри страны и экспорта. Пока компания не сдаст копии документов для подтверждения нулевой ставки НДС, значительные суммы входящего НДС не зачитываются. Соответственно, на эту сумму сокращаются оборотные средства предприятия, требуется дополнительное финансирование со стороны банков. Проценты по финансированию ведут к удорожанию продукции, что отрицательно сказывается на финансовом положении и конкурентоспособности.
Кроме того, у производства есть ряд сложностей с ведением раздельного учёта НДС. Допустим, завод покупает несколько тонн каучука для производства шин. Сложно рассчитать, какая часть материала попадет в шины для внутреннего рынка, какая для экспортного, а какая вообще будет отбракована.
Есть и технические проблемы, связанные с раздельным учётом НДС. Многие крупные компании используют для бухгалтерского и налогового учёта систему SAP, являющуюся одной из ведущих в мире. К сожалению, в ней не существует простого решения для раздельного учёта НДС на производстве. Это создает дополнительные препятствия для экспортёров.
Во многих случаях компания-экспортёр вынуждена создавать отдельную дочернюю фирму исключительно для экспорта. При этом предприятие несёт дополнительные административные расходы на такую дочернюю фирму, например, связанные с ведением бухгалтерского учёта и представлением отчётности. Нагрузка возрастает и на налоговые органы, когда экспортную деятельность делят на производство и продажу.
Российская таможня также создает сложности экспортерам: в случае малейшей ошибки при оформлении документов или перевозке предприятие подвергается высоким административным штрафам.
Какие меры и механизмы поддержки со стороны государства были бы полезны экспортёру?
Российский экспортный центр в настоящее время разрабатывает меры поддержки экспортеров и привлекает в качестве консультантов крупные компании, в том числе и Continental. Это, безусловно, позитивная тенденция. Однако чтобы существенно снизить нагрузку на предприятия, следовало бы ввести такие меры, как отмена оформления паспортов сделок, упразднение двойного валютного контроля, увеличение срока предоставления документов.
Необходимо продумать поддержку приоритетных экспортных отраслей и упростить для них налоговое администрирование.