Как живой – Что уже сегодня умеет «оцифрованный» грузовик?

Как живой Что уже сегодня умеет «оцифрованный» грузовик?В последние годы грузовики Daimler получили ряд новых цифровых систем, с которыми пользователи пока плохо знакомы — а значит, и доплачивать за них не готовы. Чтобы вызвать интерес к новинкам, Daimler Trucks организовал зрелищную пресс-конференцию Campus Connectivity.

Рассказывая о новых возможностях грузовиков, топ-менеджеры Daimler Trucks постоянно использовали бионические аналогии и метафоры —«живой», «интеллект», «как рыба в воде» и другие. В отдельных ситуациях, и правда, возможности коммерческих автомобилей уже позволяют сравнить их с животными — они сами выбирают экономичный режим, дают знать о возникших проблемах, уворачиваются от опасностей. Более того, в стае они проявляют сложную групповую динамику, предпочитая интересы группы личным. Как хорошая лошадь, автомобиль в определённых условиях способен самостоятельно следовать маршруту, позволяя «погонщику» отдохнуть или заняться решением других задач.

Сам себе грузовик

Можно разбить все новшества — условно, конечно — на две области: совершенствование самого автомобиля и совершенствование системы, управляющей автопарком.
Из наиболее эффективных изменений внутри самого грузовика хочется сначала отметить Tempomat, систему предусмотрительного управления силовой линией (Predictive Powertrain Control, PPC), попавшую на серийные автомобили Daimler в 2012 г. Она заблаговременно подбирает оптимальную скорость в ситуациях смены режима движения — например, при приближении подъёма в гору или, наоборот, спуска. По заявлениям производителя, Tempomat экономит до 5% топлива.
Больше всего впечатляет влияние на мотивацию водителей. Система оценивает их компетенцию и выставляет оценку стиля вождения, которую можно использовать при премировании. По отзывам практиков, в отдельных случаях это приводило к экономии топлива до 15%.
Вторая функция, которая быстро прогрессирует — это автономное вождение. Одним из главных шоу-стопперов франкфуртской выставки IAA 2014 стал грузовик Mercedes-Benz Future Truck 2025, продемонстрировавший полную способность к автономному движению и парковке с прицепом. Всего спустя год Daimler выкатил серийные грузовики с Highway Pilot — функцией автономного вождения.
По правде сказать, Highway Pilot пока не может претендовать на звание «водителя»; это, скорее, полуавтомат. Он может управлять грузовиком на автомагистралях без пересечений, самостоятельно разгоняясь и тормозя в зависимости от ситуации, и даже — это главное новшество — самостоятельно удерживаясь в заданной полосе. Скорость движения в автоматическом режиме
пока ограничена 80 км/ч.

img278C помощью системы Highway Pilot Connect возможна «сборка» до 3 автомобилей. Конвой может синхронно разгоняться и тормозить, перестраиваться в другой ряд, динамично менять состав. Встраивание и выход из колонны производятся нажатием одной кнопки


 По сути, Highway Pilot стал логичным шагом к объединению в единое целое всех систем ADAS. Из появившихся в последние 5 лет вспомним Attention Assist, следящую за состоянием водителя, и систему экстренного торможения ABA 3, способную остановить автомобиль при опасности наезда без участия человека.
Кроме магистралей, в полуавтоматическом режиме современный грузовик Daimler может двигаться в пробках — система Distronic Plus берёт на себя режим Stop-and-Go, водитель лишь удерживает курс.
Кроме того, по заявлениям автопроизводителя, серийные грузовики могут автоматически выполнить стыковку с погрузочным терминалом.

Стадный инстинкт

Поведение животного в стае, как давно известно, может сильно отличаться от его же поведения в ситуации, когда животное предоставлено самому себе. Объединение автомобилей в «стаю», то есть информационную сеть тоже не новшество. Телематические решения для управления автопарком начали широко внедряться ещё 15 лет назад. В первое десятилетие эпохи спутниковой навигации рынком правили независимые вендоры. Для автопроизводителей стремление вторгнуться в эту область было логичным. К примеру, Daimler создала собственное телематическое решение FleetBoard в 2000 г., хотя активно объединять грузовики в сеть начала 13 лет спустя. Сейчас по всему миру к FleetBoard и её североамериканскому
аналогу Detroit Connect подключено 365 тыс. грузовиков. Телематическое направление настолько важно для компании, что занимается им отдельное подразделение Daimler — Digital Solutions & Services.
За прошедшие годы к «классическому» трекингу во FleetBoard добавился ряд новых функций. Например, в оснащение грузовика теперь входит планшетный компьютер, позволяющий автоматически согласовывать непредвиденные простои и задержки в пути — автомобиль берёт на себя общение с диспетчером, чтобы водитель не отвлекался от дороги.
Что более интересно, FleetBoard проявляет способности к прогнозированию дорожной ситуации, дополняющие работу вышеупомянутой системы PPC — грузовик, образно говоря, обрёл способность «заглянуть за угол». Единый сервер принимает данные с датчиков автомобилей, ранее прошедших тот или иной участок дороги (вплоть до температуры и функции включения стеклоочистителя), составляет картину интенсивности движения транспорта, скорости и погоды, и предупреждает о приближающихся сложностях — экстремальных погодных условиях, заторах, ремонте дорог и других.
Тот же FleetBoard даёт рекомендации по заездам на техобслуживание с минимальным отклонением от графика движения, используя данные о степени износа тормозных накладок, давлении воздуха в шинах и других параметрах автомобиля.
С точки зрения бизнеса, эти функции предназначены давать финансовую экономию. У страховых компаний появилась возможность создавать индивидуальные профили риска для каждого рейса, стимулируя более осторожных клиентов. Банк Mercedes-Benz уже сейчас предлагает спецстрахование для клиентов FleetBoard.
Экономия ещё и в том, что система помогает упредить часть поломок, предложив превентивное техобслуживание при тревожных показателях датчиков. В других ситуациях, она может позволить отложить дату очередного ТО, увеличив межсервисный пробег до 150 тыс. км.

Highway Pilot Connect

Самое «вкусное» мы оставили напоследок — на Campus Connectivity состоялась мировая премьера системы конвоирования Highway Pilot Connect. Сейчас с её помощью возможна «сборка» до 3 автомобилей. Конвой может синхронно разгоняться и тормозить, перестраиваться в другой ряд, динамично менять состав — ведущий или ведомые грузовики в любой момент пристраиваются или покидают его, образуя «ситуативный союз». Встраивание и выход из колонны производятся нажатием одной кнопки.
Заметим, что Highway Pilot Connect постоянно проверяет при помощи датчика занятости водительского сиденья, замка ремня безопасности и детектора положения рук на руле, находится ли водитель на своём месте. Иначе говоря, человек не может ни полностью расслабиться, ни переключиться на другие дела — а ведь высвобождение времени было одним из главных «пряников» автономного вождения.Это всё в будущем.
Главную выгоду от Highway Pilot Connect пока получает владелец автомобиля, поскольку в конвое расход топлива тягачей может сократиться до 0,66 л/100 км пути в пересчете на тонну веса. Есть польза и соседям по потоку, поскольку длина колонны из 3 тягачей с прицепами в автоматическом режиме составляет всего 80 м вместо 150 м в ручном. При этом между грузовиками сохраняется дистанция 15 м и Highway Pilot Connect терпимо относится к легковым автомобилям, вклинивающимся в колонну и пересекающим её.

Как живой Что уже сегодня умеет «оцифрованный» грузовик?

Объединить человеческий интеллект

За гранью выступлений Campus Connectivity осталась роль поставщиков, а ведь ещё на заре работы над системами ADAS 30 лет назад Daimler привлекал партнёров. И сейчас их участие остаётся крайне важным: с их участием разрабатываются стандарты обмена данными, они создают огромный набор датчиков, сенсоров, передающих, принимающих и обрабатывающих устройств, контроллеров и приводов для органов управления. Одних только датчиков в грузовике Mercedes-Benz Actros сейчас около 400.
Например, навигационное ПО для FleetBoard поставляет независимый провайдер TomTom. А самое свежее усовершенствование FleetBoard, система Trailer Management для управления автоприцепом, создавалась в сотрудничестве с производителями прицепов Schmitz Cargobull и Krone.

Заглянем и мы за угол

В ближайшем будущем, предсказывают докладчики Campus Connectivity, нас ожидает новый виток работы над эффективностью «железа» — конструкции грузовиков. На серийные грузовые автомобили Daimler придут технологии опытного проекта EfficiencyRun: аэродинамические кабины, более эффективные двигатели, активные спойлеры, шины пониженного сопротивления, облегчение конструкции и другие.
Систему Highway Pilot научат проходить участки встречного и пересекающегося движения. Кроме того, серийные автомобили начнут масштабно оснащаться системами CAM (Corporate Awareness Message) и DENM (Decentralized Environmental Notification Messages) для обмена информацией в средах V2V и V2I.
Автопроизводители обосновывают ускорение прогресса стремлением сделать жизнь безопаснее, экологичнее и… проще. Успех в области упрощения сомнителен. Для конечных потребителей, несомненно, процесс доставки товаров становится всё удобнее — до степени незаметности. А вот для автодилеров и транспортников, речь идёт, скорее, о смещении сложностей из одних областей в другие. Обучение и переобучение персонала становится почти непрерывным процессом. Сами автомобили и системы их обслуживания становятся всё сложнее — как живые существа, прошедшие сложнейший путь эволюции «от простого к сложному».
Выбор поставщика техники также выглядит всё менее прозрачным, принимая формат покупки породистого животного. Цифры
в технической документации оказывают всё меньше влияния на решение, а на первый план выходят опыт водителей и обслуживающего персонала. И не всегда расхваленные инновации оказываются так же хороши в реальной жизни, как при демонстрациях. По крайней мере, в первом поколении.
Что касается экологичности и даже в большей степени безопасности, тут преимущества прогресса очевидны. Думается, все мы будем чувствовать себя в большей безопасности, осознавая, что у многотонного грузовика, вашего соседа по потоку, есть интеллект. Чем скорее эта эпоха настанет, тем лучше.

Добавить комментарий