КамАЗ неоднократно предпринимал попытки сотрудничества с китайскими компаниями. В июле 2015 года зам. гендиректора КамАЗа по продажам и сервису Сергей Афанасьев заявил: «КамАЗ всегда с интересом смотрел на рынок Китая, где без местного партнера трудно надеяться на успех. На основе такого взаимного интереса мы и рассчитываем в ближайшее время найти ключ к этому гигантскому и очень интересному для нас рынку».
В сентябре 2015 года было подписано рамочное соглашение КамАЗ и Hawtai Motor о создании СП для выпуска и продаж автомобилей в РФ и Китае. По условиям соглашения КамАЗ мог бы собирать автомобили на производственной площадке Hawtai, а китайские партнёры могли бы использовать мощности КамАЗа. Но проект был заморожен из-за того, что лицензию на производство грузовиков не получил Hawtai Motor. Такой результат не редкость в работе с китайскими компаниями, которые, как правило, преследуют только свои интересы и на любом этапе подготовки и реализации проекта могут уйти.
В январе 2017 года КамАЗ намеревался сотрудничать с компанией China Motors. Представители китайской компании в ходе делового визита посетили линии сборки двигателей КАМАЗ и Cummins, линии обработки блока цилиндров на заводе двигателей и СП «Камминз Кама». Во время встречи рассматривались вопросы возможного делового сотрудничества. О результатах ничего не известно.
И, наконец, в апреле стало известно, что КамАЗ прорабатывает возможность создания совместного предприятия по строительству двигателей в Ярославле с китайской компанией Weichai Power. Weichai Power крупная моторостроительная компания, которая достаточно известна в России.
КамАЗ использует двигатели Weichai Power, оснащая ими грузовики, работающие на газе. В год устанавливается около 1 тыс. ед. двигателей. Дилеры компании Weichai Power работают в Москве, Астрахани, Белгороде, Нижнем Новгороде, Омске. Российское представительство Weichai Power — «Вейчай-Рус Трейдинвест» (ВРТИ).
ЦИТАТА
Сергей Афанасьев зам. генерального директора КамАЗа по продажам и сервису
«КамАЗ всегда с интересом смотрел на рынок Китая, где без местного партнера трудно надеяться на успех».
Кроме того, Weichai Power в октябре 2016 года подписала с Республикой Беларусь меморандум о создании СП по выпуску дизельных двигателей. Но проект пока не реализуется. Неизвестно, будет ли успешной очередная попытка КамАЗ начать реальное сотрудничество с китайской компанией. Но уже есть предположения, что если стороны договорятся, то КамАЗ разместит СП на мощностях Тутаевского моторного завода.
Производство двигателей с использованием технологий зарубежных компаний актуальная проблема для России. Это необходимый элемент локализации промсборки, но только Ford Sollers (в Татарстане) и концерн Volkswagen (на площадке в Калуге) освоили серийный выпуск двигателей. Если КамАЗ и Weichai Power договорятся, это будет существенный шаг вперёд для всей российской отрасли двигателестроения.