NGK SPARK PLUGS: ключевые тенденции развития

Дмитрий КарлинПотребители сознательно выбирают оптимальный продукт, даже если он не самый дешёвый. Этот и другие тренды рынка систем зажигания объясняет Дмитрий Карлин, директор по продажам и маркетингу компании «НГК Спарк Плагс (Евразия)».

Какое положение занимает NGK SPARK PLUGS на российском рынке свечей зажигания?
Мы занимаем первое место с момента присутствия на российском рынке (представительство NGK SPARK PLUG GmbH в России было открыто около 13 лет назад — прим. ред.).
Об этом говорят все четыре источника информации, которыми мы пользуемся, оценивая положение своё и конкурентов. Во-первых, это данные ADAC и нашего канала сбыта, который одновременно является каналом сбыта для других участников рынка.
Это даёт нам косвенную информацию о нашем положении. Третье — мы работаем с международным агентством, которое ведёт исследования на уровне регионов и отдельных территорий России. В-четвёртых, таможенная статистика.
Российский потребитель выбрал не самые дешёвые свечи. Как это его характеризует?
Да, NGK SPARK PLUGS — премиальный бренд, но что означает слово «премиум» применительно к запчасти, с точки зрения клиента? Стоимость самого изделия всё равно невысока по сравнению со стоимостью двигателя или всего автомобиля. Потребитель это понимает и выбирает гарантированно качественный товар, доверяя восьмидесятилетней репутации NGK SPARK PLUGS.
Но ведь и другие производители производят качественный товар?
Никто не делает такую сильную ставку на качество, как NGK SPARK PLUGS. Известно, что производители используют показатель ppm для оценки качества. Все, кроме NGK. Почему? Повредит ли репутации компании, выпускающей почти миллиард свечей в год, даже тысяча бракованных свечей, попавших в сеть сбыта? NGK SPARK PLUGS исходит из того, что для клиента, приобретающего не миллиард, а всего лишь четыре свечки, даже одно бракованное изделие рушит всё доверие.
Поэтому у нас брак невозможен. Система качества насчитывает столько этапов контроля, что производственная линия гарантированно предотвратит выпуск бракованной продукции.
Потребители сделали осознанный, не эмоциональный выбор?
Вот в 2014 году, когда люди резко потеряли в деньгах из-за экономического спада и все кинулись покупать дешёвый товар, это действительно было эмоциональное решение.
Однако уже в 2015 году пришло осознание, что расходы по семейному бюджету или любому другому неразумно делать только на основе стоимости самого товара. Люди задумались о стоимости владения. Они задают себе вопрос: товар за эту цену проработает X недель или Y лет? В целом люди правильно находят баланс цены и качества. Хотя, конечно, их решения не везде и не всегда одинаковы, поэтому NGK SPARK PLUGS занимает всё-таки не 100% рынка.
Кроме того, заметна разница поведения в региональном аспекте. В отдельных регионах выше спрос на стандартные свечи зажигания. Поэтому NGK SPARK PLUGS предлагает несколько линеек товара, от премиум-класса до доступного.
Как меняется структура спроса по типам свечей?
Как общий тренд, у многих производителей двигатели становятся компактнее, что определяет строение свечей, они становятся тоньше. При этом требуется максимально эффективное искрообразование, что приводит к ужесточению стандартов качества. Кстати, именно по этой причине NGK SPARK PLUGS сейчас — номер один в поставках на конвейеры. Когда другие поставщики начали сокращать инвестиции в системы зажигания, а мы сохранили прежний уровень, автопроизводители волей-неволей обратились к нам, потому что только NGK SPARK PLUGS смогла поддержать требуемый уровень инноваций и решить их проблемы. Нам даже пришлось переоценить первичный рынок в сторону увеличения.
Есть ли интерес к многоэлектродным свечам?
В некоторой степени да. Это обусловлено желанием потребителя на вторичном рынке «проапгрейдить» автомобиль, добавить что-то более новое и современное в надежде на улучшение характеристик двигателя. Таких потребителей, впрочем, меньшинство. Наверное, этот подход не совсем правильный.


 

Дмитрий Карлин: «Люди задумались о стоимости владения. Они задают себе вопрос: товар за эту цену проработает X недель или Y лет?»

 

 


В NGK SPARK PLUGS считают, что свеча должна использоваться именно на том двигателе, для которого разработана. Только тогда все технические параметры, заявленные автопроизводителем, будут выполнены. Любое отклонение от заводских рекомендаций и спецификаций может повлечь проблемы в эксплуатации.
Тут мы тоже отличаемся от общего тренда в среде производителей свечей зажигания. Они сейчас стремятся к созданию более универсальных продуктов, чтобы экономить на логистических вопросах. Мы по-прежнему считаем, что ориентироваться надо в первую очередь на спецификацию автомобиля.
А если сравнивать свечи никелевые и содержащие драгметаллы — платину и иридий?
Доля последних увеличивается, поскольку новые автомобили требуют более современные технологии. Не сказать, что быстро, поскольку российский автопарк ещё не настолько новый. Более того, сейчас парк несколько постарел. Поэтому доля никелевых свечей по-прежнему высока как на рынке в целом, так и в нашем портфеле.
Какова ситуация в сегменте катушек зажигания?
В данной категории выраженного лидера нет, десяток ведущих компаний держат примерно равные доли по 6–7%. Для нас это второй по приоритету продукт после свечей. Шестой год мы занимаемся его продвижением в России и сейчас являемся довольно серьёзным игроком, входя в этот пул.
В какую сторону движется сеть сбыта?
Основной тренд в развитии сбыта направлен на развитие взаимодействия со станциями техобслуживания. В России сегмент СТО находится на пороге ускоренного развития, поэтому дистрибьюторы в первую очередь развивают это направление. У станций техобслуживания две основных стратегии: либо присоединение к франшизе, либо вхождение в закупочный союз. Причём многие такие союзы сейчас тоже предлагают свои гаражные концепции — AD, Groupauto.
Их цель — чтобы потребитель воспринимал их на том же уровне, а подчас и более высоком, чем сервисные станции официальных автодилеров. По большому счёту, в этом направлении потянулись и автопроизводители, и их дилеры — они создают отдельные, бюджетные марки запчастей и гаражные концепции для постгарантийных автомобилей.
У нас тоже есть программа повышения лояльности «NGK Плюс», цель которой — восприятие российских СТО на уровне нормального европейского автосервиса. Доля розницы начинает снижаться, но она существует и продолжает видоизменяться. Ну и, конечно, третье направление — продажи напрямую частным лицам через интернет. Но его развитие сдерживается тем, что люди всё реже хотят сами обслуживать свой автомобиль. Машины часто водят женщины и молодые мужчины, у них самообслуживание не входит в приоритеты.
Каковы ваши планы на 2019 год?
Мы будем развивать регионы, в которых пока представлены недостаточно. Это такие регионы, как Казахстан, Киргизия или Армения. Два последних недавно вошли в Таможенный союз, и мы будем активно продвигать в них свою концепцию и продукцию. Второе направление — продуктовое. Мы намерены активно развивать продажи датчиков кислорода и новую группу продукции, представленную на прошлогодней «Автомеханике»: датчики скорости вращения распредвала и коленвала.

Добавить комментарий