Между Японией и Россией существует территориальный спор с 1945 года из-за которого между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. С 2015 года заметна некоторая активизация попыток приступить к решению этого вопроса.
В сентябре 2016 года в ходе встречи во Владивостоке Япония и Россия договорились о совместной экономической деятельности на материковой части России. А в декабре президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ согласовали заявление о начале консультаций по совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. Тогда же Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Японский банк для международного сотрудничества (JBIC) заявили о том, что создают российско-японский инвестиционный фонд с объёмом инвестиций до 1 млрд долларов для финансирования совместных российско-японских инвестиционных проектов в различных сферах. Конечно, России более интересно материковое соглашение, а для Японии более значима проблема островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи.
Сотрудничество между РФ и Японией на материке будет осуществляться в рамках «Плана сотрудничества из 8 пунктов», предложенным японским премьером Абэ. В Плане есть список российских заводов, качество производства на которых будут оценивать специалисты из Японии.
Документ, определяющий параметры этой деятельности называется «Меморандум о сотрудничестве по определению списка российских предприятий, принимающих участие в реализации инициатив «Диагностика производительности российских предприятий» и «Подготовка кадров в смежных отраслях»».
Согласно меморандуму, в целях поощрения диверсификации промышленной структуры России и
повышения производительности — японское правительство пригласит в Японию для повышения квалификации специалистов из России. В свою очередь, японские специалисты посетят российские заводы из списка, будут оценивать уровень производства и давать рекомендации по внедрению на них японской системы повышения качества продукции «кайдзен». Все эти мероприятия оплачивает японская сторона.
Кстати говоря, кайдзен не новшество для российского автопрома. Например, На ГАЗе кайдзен внедрялась сначала 2000-х гг. усилиями Олега Дерипаски, который купил тогда пакет акций ОАО «ГАЗ» и был настолько удивлён происходящему на заводе, что решил немедленно внедрять японскую систему для его спасения. На КамАЗе элементы кайдзен тоже освоены, так Комитет развития производственной системы КамАЗ подсчитал, что 2016 году в общей сложности на предприятии были зафиксированы более 40 000 кайдзен-предложений и открыто более 1 400 кайдзен-проектов, 39 600 предложений были внедрены, 1 100 кайдзен-проектов реализованы. На Ульяновском автозаводе элементы японской схемы непрерывного повышения качества продукции кайдзен внедряются с 2007 года.
В «Плане сотрудничества из 8 пунктов» представлены 12 заводов для оценки японскими специалистами — шесть в Ульяновской области, два во Фрязино, а также предприятия в Белгородской, Калужской, Самарской и Вологодской областях.
В списке заводов по программе подготовки кадров 25 компаний: семь в Самарской области, по три — в Ленинградской области и Москве, по две — в Ульяновской, Калужской и Нижегородской областях. При этом среди предприятий системообразующие «Северсталь», НЛМК и Магнитогорский металлургический комбинат. Представители японских компаний уже посетили предприятия в Ульяновской и Московской областях. Предположительно, до конца лета этого года группа специалистов посетит ещё семь заводов.
«8 пунктов» должны создавать более благоприятный климат для решения проблемы статуса Курильских островов и способствовать увеличению объёма инвестиций в Россию. Неизвестно, принесёт ли успех программа в отношении статуса, но инвестирование точно нуждается в активизации. Дело в том, что в 2016 году товарооборот между Россией и Японией сократился на 25% к показателям 2015 года, до $16 млрд. А сокращение инвестиций за три квартала 2016 года составило 80%. И это не однократное случайное сокращение, а тенденция.
Прямые иностранные инвестиции(ПИИ) Японии в Россию росли с 2004 года, достигнув максимума в 2012 г. — $757 млн при накопленном объёме ПИИ 2,7 трлн долл., а затем приток японских инвестиций начал сокращаться в 2013 году, с началом экономического кризиса. Сейчас Россия занимает 15-е место среди внешнеторговых партнеров Японии, и её удельный вес в японской торговле 1,6%, а Япония занимает 7-е место среди торговых партнёров России.
Как на эту статистику повлияют взаимные посещения предприятий в рамках «8 пунктов» пока неясно. И, кстати, нельзя сказать, чтобы японские инвестиции были очень велики, они составляют всего лишь около 4–5% в общем объёме прямых иностранных инвестиций. Основные направления японских ПИИ — добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, добыча полезных ископаемых и, конечно, производство автомобилей и запчастей. Для нас важно именно то, что японский бизнес очень серьёзный участник российской автомобильной промышленности.
В России представлены сборочные предприятия основных японских брендов — Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi Motors (совместно с PSA PeugeotCitroen), Mitsubishi Fuso (совместно с ОАО КамАЗ), Nissan вместе с Renault принимает активное участие в развитии АвтоВАЗа.
Ряд японских компаний — производителей автокомпонентов — тоже ведут активную деятельность в России. Японское влияние во многом определяет контуры российского авторынка. Но в связи с кризисом на российском авторынке японские компании в отрасли, как и все, переживают не лучшие времена. Весной 2017 года процесс активизации политических отношений между Россией и Японией продолжился. Но экономические аспекты налаживания отношений касаются сотрудничества на Южных Курилах, и в предложениях о совместной деятельности на островах нет каких-либо крупных промышленных проектов. В частности, предлагается строить электро- и геотермальные станции, дома, развивать туризм и так далее.
Всё это имеет политическое значение, в какой-то степени приближает к заключению мирного договора, но, вероятно, влияет и на оживление экономических связей, потому что автопром интересует не проблема островов, а рост японских инвестиций, освоение японских технологий.
Здесь, кажется, есть определённые подвижки. Так, 6–7 апреля 2017 года Александр Морозов, замминистра промышленности РФ, координирующий от ведомства работу по реализации государственной политики в автомобильной сфере, провёл переговоры с японскими производителями автомобилей и автокомпонентов, в частности, по вопросам переноса в страну производств автозапчастей и компонентов и технологий со стороны таких компаний, как Marubeni Itochu Steel, Unipres, Uacj, Furukawa Sky Aluminum Corp, Yorozu.
Ещё хорошая новость для авторынка — возможно, будет построен завод по производству электромобилей в рамках российско-японского совместного проекта «Прометей» на территории Приморского края. Завод будет адаптировать японские малолитражные а/м с двигателем внутреннего сгорания в электромобили.
Предприятие планируется разместить на территории общей площадью три гектара. Предполагаемая мощность завода 5000 электрокаров в год. Ещё более важно, что на Дальнем Востоке совместно с японцами будет построен завод по утилизации устаревших и разбитых автомобилей, при этом, завод будет осуществлять именно переработку узлов, а не прессовать вышедшие из эксплуатации автомобили. Мощность завода на первом этапе должна составлять 2 тыс. автомобилей любых типов в месяц. Вот это хорошие, значимые проекты. А с запутанной проблемой островов Курильской гряды и подписанием мирного договора через 80 лет после окончания войны пусть разбираются политики.