Российский экспортный центр — госорган, отвечающий за поддержку экспортных операций отечественного бизнеса — накопил за 2 года работы большой опыт сотрудничества с производителями автокомпонентов. В текущем году инструменты господдержки охватят малый бизнес, говорит Павел Бурлаченко, руководитель проекта по автомобилестроению РЭЦ.
Расскажите о результатах сотрудничества РЭЦ с автокомпонентной отраслью в 2016-2017 гг.
В 2016 г., ещё до утверждения приоритетного проекта Правительства РФ по поддержке автопрома, мы с опережением запустили пилотный проект по поддержке экспорта автомобильной продукции, в котором отдельным направлением были автокомпоненты. В начале нашей работы они не выделялись в отдельный блок, а включались в проект поддержки автопроизводителей. Но они всегда были в фокусе и самого РЭЦ, и его структур — Росэксимбанка и ЭКСАРа (агентство по страхованию экспортных операций — прим. ред.).
Какие проекты были наиболее успешными?
Я бы выделил программу поддержки транспортировки до места продажи. Мы смогли прописать для «компонентщиков» упрощенный порядок оформления господдержки в рамках Постановления №702 Правительства, и в 2017 г. они в полной мере им воспользовались.
Рассказывая о результатах 2016 г., сложно выделить отдельные кейсы, потому что тогда автокомпоненты шли в рамках машинокомплектов нашей большой четверки: КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и Sollers.
А вот в 2017 г. уже есть успешные проекты, реализованные производителями компонентов независимо от автопроизводителей. Хорошо показало себя самарское предприятие Bosch, предприятия Калуги: «Форесия-Металлопродукция Икзост Системс», «Gestamp Северсталь», Johnson Matthey, Valeo. Отдельно хотелось бы упомянуть наших шинников. С компанией Michelin, крупнейшим экспортером в данной группе, мы успешно прорабатываем этот вопрос. А с Pirelli, Cordiant и Continental уже стабильно работаем.
Мы запустим поддержку развития послепродажного обслуживания за рубежом, охватив инструментарием мировой рынок запчастей
Нижнекамский шинный завод, по нашему признанию, стал одним из наиболее успешных экспортеров и по бизнес-модели экспорта, и по объёму, и по конкурентоспособности. В ноябре 2017 г. мы сделали шорт-лист лучших экспортеров 2016 г., завод «Кама» вошел в него и получил премию.
В чём вы видите причину успеха всех этих компаний?
Во-первых, конкурентный продукт. Эффективность производителя компонентов обуславливается включением в цепочку добавленной стоимости автопрома: это поставки либо на конвейер, либо в независимые сервисные центры и магазины запчастей. Попасть на конвейер можно только через выполнение внутренних требований автопроизводителей — а мы знаем, что они довольно жесткие.
Конечный потребитель за рубежом тоже не будет покупать неконкурентоспособные запчасти. Второе: очень важно глубокое понимание экспортного рынка. Важно знать, где ещё есть незанятые ниши, преимущество с позиций логистики или по балансу «цена-качество».
Ну, и, конечно, внутренняя организация самой компании. Внешнеэкономическая деятельность — это ежедневный труд и особый бизнес-процесс. Нужно быть готовым к тому, что возникнут таможенные или налоговые споры. Нужно либо развивать свои компетенции, либо искать надежного партнера, а это определяется именно качеством команды и бизнес-процессов.
Все проблемы наших потенциальных экспортеров связаны с невыполнением одного или нескольких из этих критериев. Если продукт неконкурентоспособен, его не будут покупать. Если куда-то приходят дешёвые китайские запчасти, надо вовремя перестраивать свои логистические процессы, чтобы не потерять нишу. На внешнем рынке всё динамично меняется, и если команда неспособна вовремя отзываться на изменение климата, это приведет к утрате своей доли.
Глава РЭЦ Пётр Фрадков упоминал, что сейчас одна из основных задач Центра — приспособление инструментария к нуждам малого бизнеса.
Малому и среднему бизнесу (МСП) действительно сложно использовать господдержку по той причине, что они не могут держать большую команду сотрудников специально под задачу документального оформления.
По законодательству Российской Федерации, мы должны соблюдать ряд норм с точки зрения антикоррупционной составляющей, уголовного и административного права. Однако есть общая тенденция на ограждение малого предпринимательства от лишней волокиты, и для нас задача упрощения доступа МСП к господдержке стоит наиболее жёстко. Сейчас во всех изменениях мы в первую очередь нацелены на МСП, понимая их кадровый дефицит. Я оговорюсь, что консультационная поддержка оказывается РЭЦ совершенно без бюрократии.
Что изменится в лучшую сторону в этом году?
Мы вводим электронный документооборот по субсидиям и спецпрограммам поддержки. Это сильно облегчит многие задачи по документообороту.
Очень важно глубокое понимание экспортного рынка. Важно знать, где ещё есть незанятые ниши, преимущество с позиций логистики или по балансу «цена-качество»
Плюс к этому, в Российском экспортном центре произошло разделение команды на блок по взаимодействию с крупным бизнесом и блок по работе с МСП. Для работы с последними мы открываем сеть региональных представительств.
Они будут освобождены от хлопот по большим компаниям, чтобы полностью сосредоточиться на контактах с МСП. Мы расширяем покрытие поддержки по времени суток. К примеру, колл-центр нашего представиельства во Владивостоке работает с московскими компаниями в то время, когда в европейской части офисы закрыты. Таким образом, мы фактически переходим с клиентами на режим работы 24х7.
Сейчас уже есть практические результаты расширения сети представительств?
Пока о революционном скачке объёмов говорить не приходится, потому что до сих пор мы отрабатывали практически все приходящие заявки.
Задача этого расширения — упредить назревающие риски. Количество заявок постепенно росло и наша команда, в последнее время, работала практически на пределе сил. Мы прогнозируем их рост в геометрической прогрессии, но надеемся не допустить образования очередей.
Отмечалось, что к инструментарию проявляется недостаточный практический интерес: в реальные заявки превращаются лишь немногие запросы. Да, такая проблема существует.
Это связано с тем, что не все компании могут выполнить требования, установленные законом: это связано и с налоговой задолженностью в бюджеты разных уровней, и с плохим балансом. Наша задача — оградить доступ к государственным ресурсам для тех компаний, которые поддаются соблазну получить средства, при этом не выполнив до конца ответные обязательства. В ряде случаев мы обнаруживали при проверке документов, что на балансе у компании не было и 20% той суммы, которую она должна была инвестировать в проект со своей стороны.
Мы понимаем, что МСП — высокорисковый бизнес и не всегда удаётся поддерживать хороший баланс. Наш консультационный блок направлен, в том числе, и на решение этой проблемы. Мы обращаем внимание клиентов на риск факторы, которые им нужно подтянуть.
Какие новые сервисы, ориентированные для производителей автокомпонентов, появятся в этом году?
Мы запустим поддержку развития послепродажного обслуживания за рубежом, охватив инструментарием мировой рынок запчастей. Подключим инструменты, направленные на создание дилерских центров наших компаний за рубежом — естественно, с обязательством закупать наши автокомпоненты. Понятно, что не все запчасти в России производятся, поэтому поддержка будет оказываться в той пропорции, в какой складской запас формируется из российских запчастей.
Это позволит нашим компаниям в полной мере нести гарантийную ответственность за свою продукцию.
Какие вы видите ошибки у управленцев, мешающие в полной мере задействовать господдержку?
Незнание экспортерами того, как работает механизм — вот ключевая проблема. Со стороны компаний это однозначная недоработка. И наша задача, конечно, обеспечить максимальный информационный охват по России.
Мы стараемся по регионам усиленно вести образовательную работу; у нас есть, в частности, образовательный проект «Школа РЭЦ».
Ну и, конечно, те проблемы, что я перечислил выше: недостаточно хороший продукт, тотальное непонимание рынка. С этим мы стараемся также помогать — в частности, определять ключевые рынки и изучать их. Но тут мы подчас упираемся в третью вышеупомянутую проблему — слабость команды предприятия. Люди, отвечающие за экспорт, должны быть готовы воспринимать новую информацию.
Каковы результаты участия РЭЦ в выставке «Автомеханика Шанхай 2017»?
Мы работали на двух павильонах. Я, в частности, познакомился на выставке с несколькими российскими компаниями. Две из них — ГРАСС и «Багажные системы» — в результате стали нашими клиентами.
«Автомеханика Шанхай» для наших экспортёров оказалась очень интересной площадкой. Те, кто понимал, зачем приехали, получили сотни контактов и новые контракты. Я, в первую очередь, хочу отметить «Лукойл»: эта компания точно понимает свои цели на выставке, у них есть представитель в Китае. ГРАСС тоже получил неплохую отдачу.
На каких площадках в этом году РЭЦ планирует вести диалог с бизнесом?
В наших планах все значимые площадки, включая Московский автосалон и «МИМС Автомеханика»; все форумы от РАФ в Москве до региональных мероприятий в Самаре, Татарстане и других регионах — «Автоэволюции», TIAF и других. На Международном автомобильном форуме, который проводится на Московском автосалоне, у нас будет отдельная панель. Пока прорабатываем формат .