Помочь своим. Государственная поддержка экспорта

Павел Бурлаченко, руководитель проекта по автомобилестроению РЭЦРоссийский экспортный центр — госорган, отвечающий за поддержку экспортных операций отечественного бизнеса — накопил за 2 года работы большой опыт сотрудничества с производителями автокомпонентов. В текущем году инструменты господдержки охватят малый бизнес, говорит Павел Бурлаченко, руководитель проекта по автомобилестроению РЭЦ.

Расскажите о результатах сотрудничества РЭЦ с автокомпонентной отраслью в 2016-2017 гг.
В 2016 г., ещё до утверждения при­оритетного проекта Правительства РФ по поддержке автопрома, мы с опережением запустили пилот­ный проект по поддержке экспор­та автомобильной продукции, в котором отдельным направлением были автокомпоненты. В начале нашей работы они не выделялись в отдельный блок, а включались в проект поддержки автопроизводи­телей. Но они всегда были в фокусе и самого РЭЦ, и его структур — Росэксимбанка и ЭКСАРа (агент­ство по страхованию экспортных операций — прим. ред.).
Какие проекты были наиболее успешными?
Я бы выделил программу под­держки транспортировки до места продажи. Мы смогли прописать для «компонентщиков» упрощенный порядок оформления господдерж­ки в рамках Постановления №702 Правительства, и в 2017 г. они в полной мере им воспользовались.
Рассказывая о результатах 2016 г., сложно выделить отдельные кейсы, потому что тогда автокомпоненты шли в рамках машинокомплектов нашей большой четверки: КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и Sollers.
А вот в 2017 г. уже есть успешные проекты, реализованные произво­дителями компонентов независи­мо от автопроизводителей. Хорошо показало себя самарское предпри­ятие Bosch, предприятия Калуги: «Форесия-Металлопродукция Икзост Системс», «Gestamp Северсталь», Johnson Matthey, Valeo. Отдельно хотелось бы упомя­нуть наших шинников. С компани­ей Michelin, крупнейшим экспорте­ром в данной группе, мы успешно прорабатываем этот вопрос. А с Pirelli, Cordiant и Continental уже стабильно работаем.

Мы запустим поддержку развития послепродажного обслуживания за рубежом, охватив инструментарием мировой рынок запчастей


Нижнекамский шинный завод, по нашему признанию, стал одним из наиболее успешных экспортеров и по бизнес-модели экспорта, и по объёму, и по конкурентоспособно­сти. В ноябре 2017 г. мы сделали шорт-лист лучших экспортеров 2016 г., завод «Кама» вошел в него и получил премию.
В чём вы видите причину успеха всех этих компаний?
Во-первых, конкурентный про­дукт. Эффективность производи­теля компонентов обуславливает­ся включением в цепочку добав­ленной стоимости автопрома: это поставки либо на конвейер, либо в независимые сервисные центры и магазины запчастей. Попасть на конвейер можно только через выполнение внутренних требова­ний автопроизводителей — а мы знаем, что они довольно жесткие.
Конечный потребитель за рубежом тоже не будет покупать неконку­рентоспособные запчасти. Второе: очень важно глубокое понимание экспортного рынка. Важно знать, где ещё есть незаня­тые ниши, преимущество с пози­ций логистики или по балансу «цена-качество».
Ну, и, конечно, внутренняя организация самой компании. Внешнеэкономическая деятель­ность — это ежедневный труд и особый бизнес-процесс. Нужно быть готовым к тому, что возник­нут таможенные или налоговые споры. Нужно либо развивать свои компетенции, либо искать надеж­ного партнера, а это определяется именно качеством команды и биз­нес-процессов.
Все проблемы наших потенци­альных экспортеров связаны с невы­полнением одного или нескольких из этих критериев. Если продукт неконкурентоспособен, его не будут покупать. Если куда-то приходят дешёвые китайские запчасти, надо вовремя перестраивать свои логи­стические процессы, чтобы не поте­рять нишу. На внешнем рынке всё динамично меняется, и если коман­да неспособна вовремя отзываться на изменение климата, это приведет к утрате своей доли.
Глава РЭЦ Пётр Фрадков упоминал, что сейчас одна из основных задач Центра — приспособление инструментария к нуждам малого бизнеса.
Малому и среднему бизне­су (МСП) действительно сложно использовать господдержку по той причине, что они не могут держать большую команду сотрудников специально под задачу докумен­тального оформления.
По законодательству Российской Федерации, мы должны соблюдать ряд норм с точки зрения антикоррупционной составляющей, уголовного и административного права. Однако есть общая тенденция на огражде­ние малого предпринимательства от лишней волокиты, и для нас задача упрощения доступа МСП к господ­держке стоит наиболее жёстко. Сейчас во всех изменениях мы в первую очередь нацелены на МСП, понимая их кадровый дефицит. Я оговорюсь, что консультацион­ная поддержка оказывается РЭЦ совершенно без бюрократии.
Что изменится в лучшую сторону в этом году?
Мы вводим электронный доку­ментооборот по субсидиям и спец­программам поддержки. Это силь­но облегчит многие задачи по доку­ментообороту.

Очень важно глубокое понимание экспортного рынка. Важно знать, где ещё есть незанятые ниши, преимущество с позиций логистики или по балансу «цена-качество»


Плюс к этому, в Российском экс­портном центре произошло разде­ление команды на блок по взаимо­действию с крупным бизнесом и блок по работе с МСП. Для работы с последними мы открываем сеть региональных представительств.
Они будут освобождены от хло­пот по большим компаниям, чтобы полностью сосредоточиться на кон­тактах с МСП. Мы расширяем покрытие под­держки по времени суток. К приме­ру, колл-центр нашего представи­ельства во Владивостоке работает с московскими компаниями в то время, когда в европейской части офисы закрыты. Таким образом, мы фактически переходим с клиен­тами на режим работы 24х7.
Сейчас уже есть практические результаты расширения сети представительств?
Пока о революционном скачке объёмов говорить не приходится, потому что до сих пор мы отраба­тывали практически все приходя­щие заявки.
Задача этого расширения — упредить назревающие риски. Количество заявок постепенно росло и наша команда, в послед­нее время, работала практически на пределе сил. Мы прогнозируем их рост в геометрической прогрессии, но надеемся не допустить образова­ния очередей.
Отмечалось, что к инструментарию проявляется недостаточный практический интерес: в реальные заявки превращаются лишь немногие запросы. Да, такая проблема существует.
Это связано с тем, что не все компа­нии могут выполнить требования, установленные законом: это связа­но и с налоговой задолженностью в бюджеты разных уровней, и с плохим балансом. Наша задача — оградить доступ к государственным ресурсам для тех компаний, кото­рые поддаются соблазну получить средства, при этом не выполнив до конца ответные обязательства. В ряде случаев мы обнаруживали при проверке документов, что на балан­се у компании не было и 20% той суммы, которую она должна была инвестировать в проект со своей стороны.
Мы понимаем, что МСП — высокорисковый бизнес и не всег­да удаётся поддерживать хороший баланс. Наш консультационный блок направлен, в том числе, и на решение этой проблемы. Мы обра­щаем внимание клиентов на риск факторы, которые им нужно под­тянуть.
Какие новые сервисы, ориентированные для производителей автокомпонентов, появятся в этом году?
Мы запустим поддержку разви­тия послепродажного обслужива­ния за рубежом, охватив инстру­ментарием мировой рынок запча­стей. Подключим инструменты, направленные на создание дилер­ских центров наших компаний за рубежом — естественно, с обяза­тельством закупать наши автоком­поненты. Понятно, что не все зап­части в России производятся, поэ­тому поддержка будет оказываться в той пропорции, в какой складской запас формируется из российских запчастей.
Это позволит нашим компаниям в полной мере нести гарантийную ответственность за свою продук­цию.
Какие вы видите ошибки у управленцев, мешающие в полной мере задействовать господдержку?
Незнание экспортерами того, как работает механизм — вот ключе­вая проблема. Со стороны компа­ний это однозначная недоработка. И наша задача, конечно, обеспечить максимальный информационный охват по России.
Мы стараемся по регионам уси­ленно вести образовательную рабо­ту; у нас есть, в частности, образова­тельный проект «Школа РЭЦ».
Ну и, конечно, те проблемы, что я перечислил выше: недостаточно хороший продукт, тотальное непо­нимание рынка. С этим мы стара­емся также помогать — в частно­сти, определять ключевые рынки и изучать их. Но тут мы подчас упи­раемся в третью вышеупомянутую проблему — слабость команды предприятия. Люди, отвечающие за экспорт, должны быть готовы воспринимать новую информа­цию.
Каковы результаты участия РЭЦ в выставке «Автомеханика Шанхай 2017»?
Мы работали на двух павильо­нах. Я, в частности, познакомился на выставке с несколькими российскими компаниями. Две из них — ГРАСС и «Багажные системы» — в результате стали нашими клиен­тами.
«Автомеханика Шанхай» для наших экспортёров оказалась очень интересной площадкой. Те, кто понимал, зачем приехали, полу­чили сотни контактов и новые контракты. Я, в первую очередь, хочу отметить «Лукойл»: эта ком­пания точно понимает свои цели на выставке, у них есть представи­тель в Китае. ГРАСС тоже получил неплохую отдачу.
На каких площадках в этом году РЭЦ планирует вести диалог с бизнесом?
В наших планах все зна­чимые площадки, включая Московский автосалон и «МИМС Автомеханика»; все форумы от РАФ в Москве до региональ­ных мероприятий в Самаре, Татарстане и других регионах — «Автоэволюции», TIAF и других. На Международном автомобиль­ном форуме, который проводится на Московском автосалоне, у нас будет отдельная панель. Пока про­рабатываем формат .

Добавить комментарий