В 2017 г. локализованное предприятие концерна Norma работало в 3 смены, забирая даже выходные. О развитии без оглядки на кризис рассказывает генеральный директор «Норма Груп СНГ» Дмитрий Сафиуллов.
Опишите бизнес «Норма Груп СНГ» на текущем этапе
В нём две части: локальное производство и перепродажа продукции, выпущенной зарубежными заводами группы. У нас локализовано производство таких систем, как топливопроводы, линии подачи охлаждения и линии подачи необогреваемой мочевины. Основные клиенты по этой группе — локальные автопроизводители.
На вторичном рынке они предпочитают распределять компоненты по своим каналам, поэтому сами мы вторичным рынком здесь не занимаемся. Бизнес в сфере перепродаж в основном связан с крепежными элементами — хомутами, металлическими и пластиковыми стяжками — и новым направлением Water Management. В этой части бизнеса мы широко представлены на вторичном рынке через наших дистрибьюторов. Три крупнейших — «Нормета», «Автонорма» и «Мир хомутов». Также мы сами работаем как с крупными, так и с небольшими клиентами, в том числе автомагазинами и СТО.
Какие изменения произошли на предприятии с момента основания производства в России в 2011 г.?
Главное — рост производительности труда в разы, что позволило нам значительно нарастить ценовое преимущество. Второе достижение — локализация исполнителей. В начале нам приходилось завозить дорогое формовочное оборудование и оснастку из Европы; сейчас остались лишь немногие импортируемые вещи.
Из недавних примеров, даже конвейерную печь удалось локализовать. Я вряд ли ошибусь, если скажу, что до нас производство конвейерных печей в России почти не существовало. Это был первый опыт и для нас, и для поставщика, и конечно, были некоторые шероховатости. Но мы получили конвейерную печь в 2–3 раза дешевле, чем в Европе, и в целом всё получилось отлично.
Какие новые продукты компания представила в последнее время?
По импортируемым продуктам мы диверсифицировали бизнес, начав активно развивать направление Water Management. Это, например, решения для полива самого разного масштаба, от сада или газона до стадионов, тренировочных полей, парков. Мы вовремя поймали волну — эта группа в России сейчас активно развивается и даже не испытала последствий кризиса.
Какие задачи вы ставите на вторичном рынке России?
По импортируемой группе мы продолжаем расширять предложение. Например, вводим бренды для разных ценовых сегментов. Бренд ABA предназначен для клиентов, требующих такие характеристики продукции, какие не найдут спроса в обычных случаях: хомуты с повышенной коррозионной стойкостью или механической прочностью, а также уникальные продукты — например, червячные хомуты с асимметричным расположением «домиков» при затяжке хомута.
Самый массовый бренд Norma предлагает широкую номенклатуру для универсального применения. В сегменте лоу-кост мы представлены брендом Gemi. Как и все конкуренты в этом сегменте, мы тоже локализовали часть производства в КНР, сохранив ценности, которыми гордимся — качество и оперативность доставки.
В чём вы видите свои задачи в нынешнее кризисное время?
Кризиса уже нет. В 2017 году наша компания работала без простоев по три смены ежедневно. Бывало даже, что мы задействовали выходные в три смены. Сейчас ситуация со спросом сохраняется, хотя за счёт оптимизации нам удалось высвободить выходные. Более того, в самый напряжённый кризисный период мы постарались увеличить свою долю, так что когда рынок восстановился, наши объёмы автоматически выросли к более высоким значениям, чем до кризиса.
Как вы этого добились?
Мы умеем оптимизироваться. Уже несколько лет во всех предприятиях группы внедряется система бережливого производства Norma Production System. Экономить можно не только на ценовом давлении на поставщиков или удешевлении материалов, но и на улучшении внутренних процессов. Чего мы успешно и добиваемся с момента своего основания в России.